Что двигает и тормозит внешнюю торговлю стран Центральной Азии

10047

В конце 2017 в ходе Центральноазиатского торгового форума, который USAID (Агентство США по международному развитию) уже в седьмой раз провело в Алматы, были подписаны соглашения на $26 млн

Фото: © Depositphotos.com/Goodday

Это довольно внушительная сумма для мероприятия, ориентированного на МСБ. И рекордная – в 2012 сумма соглашений составляла $576 тыс., в 2013 – $1,47 млн, в 2014 – $70 тыс., в 2015 – $15 млн, в 2016 – $13 млн.

Узбекский бенефис

Нынешний форум получился бенефисом открывающегося миру Узбекистана (позапрошлой осенью, после смерти Ислама Каримова, интерес тоже был большой, но мало кто верил, что перемены в финансово-экономической и внешней политике будут столь кардинальными). По словам директора по коммуникациям проекта USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест в Центральной Азии Асель Чойбековой, многие проявили живой интерес к импорту узбекской плодоовощной продукции.

Один из участников традиционно проходящей в рамках форума выставки, фермер из Ферганской долины рассказал Forbes Kazakhstan, что уже 15 лет продает виноград, айву и яблоки в Россию, но готов поставлять продукцию и в Казахстан. «Для этого и приехал с образцами. Знакомые уже работают с вашей страной. Вот только цены на фрукты дешевле, чем в России». По его словам, узбекским производителям сейчас гораздо выгоднее экспортировать, чем год назад.

- Раньше у нас конвертации не было, теперь черный рынок искоренили, все меняют в банках. А главное – отменили обязательную продажу 25% валютной выручки государству по курсу в два с лишним раза ниже рыночного. Можно напрямую торговать, – рассказал фермер.

Как объявили организаторы, в 2018 форум впервые пройдет в Ташкенте.

Грузинское чудо

Однако для успешной торговли в первую очередь необходимо, чтобы законопослушный бизнес беспроблемно пересекал границы, а с этим в Центральной Азии довольно сложно уже не первое десятилетие. За потеплением на узбекских границах последовало напряжение на казахско-киргизской.

Проблемы логистики связаны не только с межгосударственными отношениями, но и с качеством услуг в самих странах. Профессор логистики, председатель транспортной ассоциации Грузии Георгий Доборджинидзе считает недостаток квалифицированных специалистов одной из болевых точек логистики Центральной Азии. Проблему коррупции в регионе он политкорректно обходит, но приводит в пример Грузию, где до «революции роз» таможня была самым коррумпированным ведомством. Теперь же, по его утверждению, таковая в таможенной службе отсутствует полностью.

Останавливаться на подробностях достижения этого чуда профессор не стал, но недавно Союз транспортников Казахстана анализировал особенности таможенной системы Грузии и пришел к выводу, что главное ее отличие заключается в том, что она перестала быть фискальным органом. Министерство финансов не оценивает эффективность работы таможни по суммам перечислений в бюджет. Главная задача – контроль товарооборота, причем в интересах местных товаропроизводителей. Не менее важно и то, что большая часть таможни автоматизирована и прозрачна: взаимодействие осуществляется через электронные системы управления, базы данных открыты, обработка деклараций и оценка рисков выполняются автоматически, без физического участия сотрудников. По данным Всемирного банка, в Грузии на оформление всех документов на экспорт товара уходит два часа, в Казахстане – 128.

Казахстан: ниже среднего

В рейтинге LPI 2016 года (индекс эффективности логистики, составляется Всемирным банком каждые два года), представленном генеральным директором Союза транспортников Казахстана Канатом Альмагамбетовым, Казахстан занял 77 место из 160, поднявшись на 11 позиций с 2014. Значительно улучшились качество инфраструктуры (65 место, +41 позиция), эффективность таможни (86-е, +35), простота организации международных перевозок (82-е, +18) и возможность отслеживания грузов (71-е, +10). Вместе с тем по соблюдению сроков (92-е, -23) и компетенциям (92-е, -9) в логистике позиции ухудшились. В первом случае мы расположились между Алжиром и Доминиканской Республикой, во втором – между Марокко и Брунеем. Да и в тех факторах, где у нас прогресс, успех относителен – это по-прежнему нижняя половина списка (кроме инфраструктуры).

В отдельном исследовании ВБ «Как переломить ситуацию в неспокойные времена: максимальное использование преимуществ в сфере торговли для развития Казахстана», опубликованном в мае 2017, отмечается, что страна имеет низкие показатели в плане упрощения таможенных формальностей и медленные темпы либерализации установленных государством процедур.

Фото: © Depositphotos.com/mathes

«Агенты короны» и нательные камеры

Международная Crown Agents (один из мировых экспертов в области стратегических решений по управлению государственным сектором) считает, что проблемы международной торговли ЦА нужно решать комплексно, а не точечно и с использованием новых технологий. Так, дроны помогут мониторингу границ на всем протяжении, а нательные камеры на сотрудниках приграничных служб – сокращению коррупции и контрабанды.

Фил Норли, вице-президент и старший таможенный эксперт Crown Agents, проводил реформы соответствующих служб в нескольких странах бывшего соцлагеря. Так, в Болгарии преобразования, включая реформу финансового администрирования, начались в 2002 и проходили в три этапа по 2012.

- Это был прямой контракт правительства с Crown Agents, не через фонды и доноров. То есть правительство за нашу работу платило бюджетные деньги. Но выгода налогоплательщиков была в том, что мы в отличие от многих других консалтинговых компаний не ограничиваемся выдачей рекомендаций – мы занимаемся внедрением и остаемся в стране до тех пор, пока не увидим ожидаемых результатов, – рассказывает Норли.

Главной проблемой тогда правительство Болгарии считало контрабанду и начало реформу таможни. Сначала в программе были заняты 17 долгосрочных консультантов, к 2004 их количество выросло до 25. Они работали непосредственно с таможенным агентством (БТА) и 15 созданными мобильными группами (мобильные группы состояли из таможенника, полицейского и консультанта). Перед реформами, в 2001 году, сумма таможенных сборов составила 2,48 млрд левов, до этого ежегодный рост был примерно 5%. К сентябрю 2002 сборы увеличились сразу на 18%, а затем с 2004 по 2006 росли на 30% ежегодно. В 2006 они составили 7 млрд левов. В целом, по словам Фила Норли, каждый вложенный в программу доллар вернул правительству шесть долларов только за пять лет.

Потом Болгария обратилась к Crown Agents с просьбой помочь в уже более стратегических задачах – модернизации финансового администрирования в целом. Всего услуги компании за 10 лет обошлись правительству примерно в 30 млн евро. Для сравнения: услуги компании Тони Блэра обходились Казахстану, по данным некоторых СМИ, в 17 млн британских фунтов ежегодно, и при этом ни о каких достигнутых за шесть лет результатах Tony Blair Associate не объявлялось.

Аналогичная реформа была проведена Crown Agents в Македонии, а в прошлом году укороченный вариант таможенной реформы (два года) был завершен в Албании. Албании это стоило примерно 8,4 млн евро.

На форуме в Алматы компания, помимо прочего, презентовала и нательные камеры: доступ к Wi-Fi и GPS, батарейка держит заряд пять часов в режиме записи и 15 часов в режиме ожидания, камера может быть настроена на прямую трансляцию в специализированный центр сбора данных. Именно такими оснащена таможенная служба США. То есть действия каждого сотрудника приграничной службы записываются и тут же загружаются по сети в общую базу, к которой имеет доступ руководство. Таким образом, сокрытие нарушений как со стороны сотрудника, так и со стороны участника ВЭД становится практически невозможным. (Возможно, именно из-за отсутствия моментальной онлайн-передачи не дают ожидаемого эффекта камеры в патрульных машинах ДПС в Казахстане.) Но одновременно это защищает и самих таможенников – запись может служить доказательством в суде в случае необоснованных претензий. Камера снабжена семисантиметровым передним экраном, так что участники знают, что ведется запись.

Однако сами по себе камеры не являются панацеей в борьбе с коррупцией и контрабандой, предостерегает Норли:

- Для этого нужны еще правильно разработанные процедуры и их полное соблюдение – сотрудники на постах должны знать, что их работа подконтрольна 24 часа в сутки, и их руководители в центре тоже должны нести строгую ответственность за свои действия.

Одна камера стоит 500 фунтов (значительно дешевле последнего айфона). По словам Норли, достаточно две-три на один проблемный пост (проекты начинаются с определения и оценки рисков).

Crown Agents начала работать на постсоветском пространстве сразу после развала СССР, в Казахстане тоже осуществлено несколько проектов. Мэри Стонтон, председатель правления Crown Agents и кавалер ордена Британской империи, рассказала, что компания подотчетна Crown Agents Foundation (некоммерческая организация, предлагающая услуги управления государственными финансами, закупками и т. д., один из соучредителей – Фонд Ага-Хана), но сама гораздо старше – «Агентам короны» уже 185 лет.

В некотором смысле получился некий исторический каламбур – компания выросла из имперского иститута для помощи колониальным администрациям. В 1833 году британское правительство назначило первых генералов-агентов, которые занимались наймом работников, поставками товаров, привлечением капитала и управлением крупными инженерными проектами в колониях, которые были подотчетны только губернаторам колоний. В 1863 году они получили официальное название Crown Agents и более 160 лет являлись правительственной организацией. После развала империи компания консультировала уже независимые государства, а в 1997 была приватизирована и стала некоммерческой.

Crown Agents, кстати, может помочь и в проведении тендеров. На Украине, например, это дало почти 40%-ную экономию на закупе лекарств для онкобольных. По данным независимого исследования мичиганского Института Уильяма Дэвидсона, в деньгах она достигает $17 млн.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить