«Эйр Астана» вновь перенесла сроки поставки Boeing-787 Dreamliner

17455

Перевозчик не уверен, что сможет обеспечить хорошую загрузку самолета в ближайшие годы

Модель Boeing-787 Dreamliner
Модель Boeing-787 Dreamliner

«Эйр Астана» в очередной раз перенесла поставки самолета Boeing-787 Dreamliner. «В 2011 компанией было подписано соглашение с Boeing на покупку трёх Boeing-787 с выплатой предварительных платежей в соответствии c графиком. Поставка Boeing-787 в настоящий момент перенесена на 2023 год с соответствующим переносом оплаты предварительных платежей. Условия контракта с вышеуказанными поставщиками исключают возможность раскрытия стоимости приобретения», - сказано в годовом отчёте за 2018, опубликованном на сайте перевозчика.

Напомним, семь лет назад авиакомпания заключила договор с американской корпорацией Boeing на покупку четырёх самолетов 767-300ER и трёх машин 787–8 Dreamliner. Согласно каталогу, стоимость контракта составляет $1,3 млрд, этот заказ был крупнейшим в истории гражданской авиации Казахстана. Поставка трёх Boeing-767-300ER в собственность перевозчика состоялась в 2013 и 2014, а Dreamliner должны были прилететь в Казахстан в 2017-2019. Но потом поставки стали откладывать из-за экономического кризиса и значительного обесценивания тенге к доллару.

Так, например, в интервью Forbes Kazakhstan в 2017 президент авиакомпании Питер Фостер заявил, что поставка Dreamliner переносится на 2020 год. «Они остаются в планах нашей авиакомпании. Покупка Boeing 787 требует больших капиталовложений, поэтому мы на сто процентов должны быть уверены, что эти инвестиции будут оправданы. И ключ к решению этой задачи – это наш бизнес по перевозке транзитных пассажиров. То есть нам нужен массовый пассажир, летающий не из пункта А в пункт В, а в пункт С с пересадкой в Казахстане. Например, по маршруту Дели – Алматы – Лондон», - заявил тогда глава авиакомпании.

Широкофюзеляжный Dreamliner авиакомпании начали эксплуатировать в 2011. Самолет в зависимости от компоновки может перевозить от 250 до 330 пассажиров. Сегодня самый вместительный лайнер в парке «Эйр Астаны» - Boeing-767-300ER, который вмещает 223 пассажира.

При этом авиакомпания продолжает активно пополнять свой авиапарк новейшими узкофюзеляжными самолетами. Так, и в 2018 перевозчик обзавёлся третьим самолётом типа Airbus A320neo – это часть общего заказа из 17 воздушных судов этого семейства. Также перевозчик принял в парк первые Embraer E190-E2.

Однако с новинками не всё гладко.  Благодаря A321neo, а точнее, из-за его двигателей авиакомпания в 2018-2019 не раз попадала в новости, так как самолеты не вылетали вовремя или испытывали трудности в полёте. Вот что по этому поводу пишет Питер Фостер в годовом отчёте: «Другой серьёзный вопрос, с которым компания столкнулась в 2018 году, связан с продолжающимися проблемами с редукторными двигателями Pratt & Whitney, которыми оснащён парк Airbus neo. Количество случаев с заменой и остановкой двигателей в полёте значительно превысило приемлемый уровень, это создавало неудобства для наших клиентов: срывалось расписание полетов, что привело к потере доходов в связи с дальнейшими задержками поставки новых самолетов».

Также в 2018 впервые за 16 лет в истории авиакомпании количество пассажиров, перевезённых по внутренним маршрутам в пределах Казахстана, сократилось. Хотя общий объём внутреннего рынка незначительно вырос, доля «Эйр Астаны» внутри Казахстана сжалась до 45%. В авиакомпании это связывают с присутствием на внутреннем рынке трёх конкурентов, которые предлагают низкие тарифы. «Это делает Казахстан одним из самых конкурентных рынков авиаперевозок в мире, учитывая относительно небольшую численность населения. Поэтому в конце 2018 мы решили создать отдельную дочернюю низкобюджетную авиакомпанию», - отметил Питер Фостер.

В 2018 авиакомпания перевезла 4,32 млн пассажиров, что на 3% больше, чем в 2017. В целом в 2018 пассажиропоток казахстанских авиакомпаний вырос на 6,8%до 7,9 млн пассажиров. Эта цифра обнадеживает авиаторов, которые не исключали спад на рынке после 2017, когда авиаперевозки заметно выросли благодаря проведению всемирной выставки Expo в Астане. При этом, по данным Комитета гражданской авиации, в 2018 аэропорты Казахстана обслужили 14 млн пассажиров, рост количества транзитных пассажиров в общем объёме перевозок составил 40%. Несмотря на это, показатель пассажиропотока местных аэропортов продемонстрировал низкую активность населения Казахстана в использовании авиации внутри страны. Авиаторы называют Казахстан «недостаточно освоенным рынком», поскольку внутри страны летают менее 10% населения.

Минувший год «Эйр Астана» называет для себя трудным из-за роста стоимости авиатоплива на 26% по сравнению с 2017. Чистая прибыль авиакомпании в прошлом году сократилась на 86%, но осталась в положительном балансе и составила $5,35 млн. Общие доходы выросли за год на 10% до $840 млн при увеличении показателя провозных ёмкостей на 5%, а общие расходы выросли на 14%.

Сегодня в парке Air Astana числятся 34 самолета. К 2026 перевозчик планирует использовать более 60 воздушных судов и открыть к этому времени 25 новых маршрутов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить