Эпоха Airbnb: как одна компания вырастила новый рынок

13508

Намеченное на 2020 год IPO компании Airbnb подогревает интерес инвесторов к рынку краткосрочной аренды жилья. В сегменте работает уже с полдюжины амбициозных стартапов, менее чем за два года привлекших около $600 млн инвестиций. В чём уникальность бизнес-модели сервисов из «вселенной Airbnb»?

ФОТО: pixabay.com/Pexels

В 2020 один из флагманов экономики совместного потребления — американский сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb — готовится провести IPO. Перед выходом на биржу компания интенсивно расширяет базу доступных пользователям объектов, в том числе в люксовом сегменте. Рост спроса со стороны Airbnb уже не только развивает малые бизнесы обычных владельцев жилья, но и даёт новый импульс крупным профессиональным проектам на рынке недвижимости. Молодые стартапы, сотрудничающие или конкурирующие с компанией из Сан-Франциско, предлагают аудитории варианты в диапазоне от дома в Денвере, где все вещи выставлены на продажу, до башен-кондоминиумов в Майами и Остине, построенных специально для сдачи в аренду.

Проекты вроде Sonder, Stay Alfred или Lyric, поддерживаемого Airbnb, агрессивно борются за долю на рынке. Все эти стартапы с щедрым финансированием предпочитают арбитражные сделки: они массово снимают пустые квартиры по рыночным ценам и сдают объекты посуточно — в идеале дороже, чем платят сами.

С января 2018 полдюжины сервисов, работающих по подобной модели, привлекли около $600 млн от венчурных инвесторов. Среди этих инвесторов — крупнейшие игроки американского рынка недвижимости, такие как Tishman Speyer, и гиганты Кремниевой долины вроде группы фондов Greylock Partners. Их подопечные «арбитражёры» управляют более чем 8500 объектов в десятках городов США. К концу 2020 года эти стартапы рассчитывают выйти на показатель более чем в 20 000 объектов. Большинство утверждает, что их показатели заполняемости такие же или выше, чем у местных гостиниц.

В недавнем отчёте Cushman & Wakefield утверждается, что объекты краткосрочной аренды в США могут стать новым излюбленным направлением инвесторов, как уже случилось с другими нишевыми активами — домами для престарелых и дата-центрами. Причем застройщики, которые обычно медленно осваивают новые технологии, на этот раз практически не отстают от конкурентов-стартапов. Эксперты также отметили, что присутствие объектов для краткосрочной аренды в жилом комплексе позволяет разнообразить клиентскую базу здания, сокращает число пустых помещений и способно стать ценным дополнением для постоянных жильцов.

Гендиректор и сооснователь Lyric Эндрю Китчелл сам начинал со сдачи жилья на Airbnb. Первым объектом, который предприниматель зарегистрировал на сайте, была его спальня в нежно-голубом таунхаусе в районе Мишен-Дистрикт в Сан-Франциско. На дворе был 2009 год, и Китчелл брал с гостей $86 за ночь. Он публиковал самоучители языка для путешественников и принимал у себя до шести человек, среди которых часто оказывались другие стартаперы, мечтавшие покорить Долину. Когда у него были постояльцы, Китчелл спал на кушетке или в гостях у своей девушки. Однажды у него остановился сооснователь Airbnb Брайан Чески. Репортеры ABC News даже сняли сюжет, как Китчелл готовит яичницу именитому гостю.

Десять лет спустя Китчелл выставляет 500 квартир на Airbnb, собственном сайте и других площадках для краткосрочной аренды жилья. Его стартап взимает в среднем $250 за ночь в восьми городах, включая Филадельфию, Чикаго, а с недавних пор и Нью-Йорк. В апреле Airbnb возглавил раунд финансирования Lyric на $160 млн, в рамках которого сервис был оценён в $240 млн, что позволяет считать его одним из лидеров новой генерации профессиональных отельеров.

Китчелл основал Lyric в 2014 совместно с Джо Фрейманом, который проработал семь лет в хедж-фонде Bridgewater Associates, а в 2012 создал платформу для поиска дизайнеров интерьеров, что и привело его на рынок недвижимости. Партнёры познакомились, когда Китчелл, управлявший на тот момент сервисом для сравнения стоимости аренды, обратился к компании Фреймана для обустройства квартир клиентов. Оба предпринимателя быстро поняли, что смогут добиться большего в тандеме.

«Люди воспринимали экосистему [рынка краткосрочной аренды] иначе, чем сегодня, — говорит Фрейман, ныне президент Lyric. — Её считали этакой нишей для бедных путешественников и мальчишников. Мы же оба верили, что в будущем именно так будет жить и путешествовать основная масса людей».

Фрейман и Китчелл считают, что заполняют важную нишу между аутентичностью частных квартир и предсказуемостью гостиниц. Целевая аудитория Lyric — бизнесмены и другие состоятельные путешественники. Они находят помещения в роскошных жилых башнях и наполняют их местным кофе ручной работы, постельным бельем Frette и интерьерами, подходящими для эпохи Instagram. Для управления развитием бренда Lyric нанял Рэви Хэмпоула, экс-директора по дизайну бренда в Starwood Hotels and Resorts.

«Клиенты больше не считают, что отель с кроватью и телевизором представляет интерес, — говорит Китчелл. — Это кажется скучным и, как мы полагаем, негостеприимным».

В случае с деловыми поездками Lyric осваивает востребованное направление и лишь борется за статус крупнейшего игрока в сегменте. А титул этот принадлежит ещё одной компании из Сан-Франциско — Sonder, которая управляет 3500 объектами. Ее основатель и гендиректор Фрэнсис Дэвидсон запустил бизнес в 2012 году, когда сдавал в аренду квартиры однокурсников возле университета Макгилла путешественникам, приезжавшим в Монреаль во время летних каникул. В 2014-м предприниматель понял, что прямой контакт с владельцами зданий упростит выход на новые рынки и позволит выполнять требования местного законодательства. Sonder активно привлекает инвесторов и недавно стал первым «единорогом» среди «гибридных» отелей с оценкой $1,1 млрд.

Старейший игрок рынка — Stay Alfred. Компания, основанная военным ветераном в 2011 в Спокене, штат Вашингтон, управляет 2800 объектами в 33 городах. Другой полюс — это дерзкие новички Mint House и WhyHotel, который предлагает отели pop-up в новых жилых зданиях в окрестностях Вашингтона. Отели pop-up существуют до тех пор, пока не наберётся достаточное число долгосрочных жильцов, которые обеспечат застройщику постоянное финансирование. «Можно повысить стоимость недвижимости, используя её более эффективно», — говорит Джейсон Фердин, основатель WhyHotel и экс-руководитель инновационного подразделения крупного застройщика Vornado.

«Мы перейдём к гибкому использованию активов, — добавляет Фердин. — Тот факт, что здания строят с одной целью на ближайшие 70 лет без возможности выбрать какой-либо другой уровень сервиса, не соответствует требованиям потребителей — особенно временных арендаторов и гостей».

Арбитражная модель сделок на рынке недвижимости недавно привлекла пристальное внимание, когда WeWork, работающий схожим образом в сегменте коворкингов, был вынужден сократить оценку, отложить выход на биржу и сменить гендиректора. Сооснователь Lyric Китчелл говорит, что его сервис, дабы избежать ошибок WeWork, планирует перейти к модели менеджмента, схожей с гостиничными операторами, которые взимают процент от прибыли с владельцев зданий, где расположены. Дэвидсон из Sonder говорит, что его компания окупает расходы на расширение базы в течение года, в то время как у WeWork аналогичный показатель составляет шесть лет.

«Никто не хочет, чтобы здания оставались пустыми в первые год-полтора после открытия, поэтому чем быстрее мы сможем сделать проекты успешными, тем быстрее застройщики смогут перейти к следующим», — заключает Дэвидсон.

Forbes.com. Перевод Натальи Балабанцевой/Forbes.ru

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить