Казахстанцы ожидают рост цен более чем на 20%

15590

Такие данные были озвучены на 15-м Международном конвенте ретейлеров и поставщиков «Мир торговли», который прошел в Алматы в начале июня

ФОТО: © pixabay.com

В рамках конвента состоялась аналитическая сессия, на которой коммерческий директор компании Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева озвучила свежие данные исследования рынка FMCG в Казахстане.

 «Еще в начале года Международный валютный фонд предсказывал, что мировая экономика будет расти на 4,9% в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Казахстан должен был расти на уровне 3,9%. Однако новый прогноз, который МВФ выпустил в апреле этого года, более пессимистичный. По новым прогнозам мы видим, что  темпы роста мировой экономики будут замедляться, а темпы роста экономики в Казахстане будут ниже, чем они прогнозировались в январе этого года и составят 2,3%. Россия показывает отрицательную динамику развития экономики - минус 8,5% по сравнению с прошлым годом», - заявила Мадина Сейсенгалиева.

Согласно данным МВФ, рост инфляции даже в тех странах, где исторически ее уровень был низким, сейчас бьет все рекорды: в Великобритании, странах Европейского союза и США. Наиболее уязвимыми являются страны с низким уровнем дохода населения. Согласно исследованиям, в марте 2022 года инфляция в Казахстане начала расти ускоренными темпами и составила 12% на все виды товаров и услуг. В мае инфляция выросла до 14%. 

Мадина Сейсенгалиева
ФОТО: из личного архива
Мадина Сейсенгалиева

Согласно исследованию NielsenIQ Kazakhstan, в ближайшие три месяца чуть более пятой части казахстанских покупателей уверены, что цены на товары и услуги будут расти более чем на 20%. Половина опрошенных считают, что рост цен будет на уровне 6-10%, и лишь 10% отметили, что ожидают рост цен на не более чем 5%. А 47% покупателей не смогли найти нужные им товары на полках в магазинах, несмотря на колоссальный рост цен.

Исследование Индекса потребительской уверенности показывает, что покупатель в Казахстане начинает чувствовать себя более неуверенно. В первом квартале этого года индекс упал до 99 пунктов. Но все же казахстанские покупатели более оптимистичны, чем в России, Беларуси и Украине.

71% казахстанцев считают, что страна находится в экономическом кризисе. Из них 38% полагают, что положение в экономике не улучшится в ближайший год, и только 20% ответили, что экономическая ситуация в Казахстане наладится. Из всех опрошенных 46% пессимистично оценивают перспективы своего трудоустройства, и 38% пессимистично оценивают свое материальное положение.

«Как следствие казахстанцы продолжают жить в режиме экономии, потому что для большинства покупателей расходы на продукты питания составляют значительную долю в структуре их дохода», - отметила эксперт.

73% казахстанцев сократили свои расходы в I квартале 2022 года. Покупатели стали меньше тратить на покупку новой одежды (69%),  развлечения вне дома (61%), питание вне дома (56%). Они откладывают замену предметов домашнего обихода (55%), покупку электроники (50%), заказ еды на вынос (48%). 37% покупателей стали покупать более дешевые торговые марки, чтобы сэкономить и уместиться в свой бюджет. «Но исследования показали, что даже когда экономическая ситуация в Казахстане улучшится, покупатели продолжат сокращать свои расходы на развлечения вне дома, новую одежду и т.д.», - сказала Мадина Сейсенгалиева.

Основным трендом рынка ритейла сегодня  является развитие современной розницы.

«Если мы возьмем  с точки зрения продовольственной корзины численно все торговые точки в Казахстане, то 83,5% - это все еще традиционная розница. Это маленькие магазины, киоски, базары. И всего 16,5% составляют магазины современной розницы. Для продовольственной группы товаров товарооборот современной розницы составляет 46,5% от всего товарооборота в Казахстане. Для непродовольственной группы товаров всего 18% торговых точек современного формата, но они составляют 76,8% товарооборота категорий непродовольственных товаров, таких как товары личной гигиены и товары для дома», - уточнила Мадина Сейсенгалиева. По ее словам каждый год важность формата современной розницы продолжает расти.

Согласно исследованиям, в Алматы гипермаркеты посещают в среднем 7 раз в месяц, супермаркеты – 10 раз в месяц.  Чаще всего покупатели ходят в минимаркеты и магазины у дома – 13-17 раз для Алматы, 14-17 раз для Нур- Султана. Несмотря на то, что супермаркеты -  не самый посещаемый канал, 45% покупателей говорят, что больше всего денег они оставляют в этом  формате торговли.

«Непростое для бизнеса время открывает много возможностей. Сегодня большая потребность иностранных и казахстанских торговых сетей в нашей отечественной продукции. Мы получаем много запросов найти поставщиков разных категорий товаров. Для производителей это хорошая перспектива появиться на полках крупных ритейлеров, расширить географию поставок своего товара, получить в лице торговых сетей долгосрочных партнеров», - отмечает организатор конвента «Мир торговли» Елена Саргалдакова.

Конвент «Мир торговли» – B2B-мероприятие в сфере розничной торговли стран СНГ. В этом году в нем приняли участие 110 компаний-производителей товаров и оборудования из Казахстана, России, Армении, Узбекистана, Ирана, Германии, Италии, Кыргызстана, Таджикистана, а также 145 представителей крупнейших розничных сетей из Казахстана, России, Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Беларуси и Таджикистана. 22 ритейл-компании заключили контракты с поставщиками сразу во время работы мероприятия. Впервые сразу на площадке были заключены договора на сумму  более $5 млн.

Следующая встреча ведущих ритейлеров и поставщиков состоится 24-25 ноября в Алматы.

Конвент «Мир торговли» организован Международным оператором деловых мероприятий розничной индустрии EXIM EXPO при поддержке НПП «Атамекен», Центра развития торговой политики QazTrade, ТПП разных стран, ЦПЭ регионов РФ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить