Едем дальше

9963

Автомобильная промышленность Казахстана в последнее время стремительно развивается

фото: Андрей Лунин

Если еще пять лет назад в стране производилось чуть более 4 тыс. автомобилей, то в прошлом году этот показатель достиг около 40 тыс. У предприятий большие планы, в том числе по экспорту. Однако не все так просто.

По данным Министерства по инвестициям и развитию РК, объем производства легковых автомобилей в натуральном выражении увеличился с 3,2 тыс. в 2008 году до 37,4 тыс. в 2013-м (в 11,6 раза), грузовых – с 1013 до 2425 штук соответственно.

С января по июль текущего года было произведено 20 727 легковых автомобилей, 1080 грузовых и 288 автобусов. При этом доля производства автотранспортных средств в общем объеме машиностроения увеличилась с 4,5% в 2008 году до 18,3% в 2013-м.

Из выпущенных в прошлом году 37 469 легковых авто 31 000 произвело АО «Азия Авто» (16 моделей KIA, семь – Skoda, восемь – Chevrolet и LADA). АО «Агромашхолдинг» и ТОО «СарыаркаАвтоПром» изготовили 6464 автомобиля (SsangYong, Iveco, Chance, Peugeot).

ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» было выпущено 112 автобусов (городские большого и среднего класса, пригородные). Производство ТОО «Hyundai Auto Truck & Bus» составило 989 штук (седельные тягачи, грузовые шасси, спецтехника, автобусы). АО «КАМАЗ-Инжиниринг» изготовило 1184 авто (грузовики, самосвалы и спецтехника на шасси КамАЗ). АО «Уральск­агрореммаш» произвело 85 единиц спецтехники (пожарные и поливомоечные машины).

«Азия Авто Казахстан» в 2017 году планирует запуск нового проекта мощностью 120 тыс. автомобилей в год в Усть-Каменогорске, с последующим освоением автокомпонентных производств. Намечается производство таких моделей, как Lada Granta, Lada Kalina New, Lada 4x4 New.

«Что касается конкуренции, то, по-моему, все благоприятно, поскольку мы числимся среди лидеров, наши модели находятся в топ-20 наиболее популярных в Казахстане. Это говорит о том, что мы занимаемся производством востребованной продукции, – сказал Forbes Kazakhstan генеральный директор АО «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев. – Большую долю на отечественном рынке занимает продукция российского автопрома, и в ней 80% – от ОАО «АвтоВАЗ». Сейчас мы строим в ВКО завод, который будет ориентирован на выпуск именно такой продукции, то есть идем к импортозамещению. Но предприятие будет нацелено не только на внутренний рынок, но также на поставки в Россию, а именно на Дальний Восток и в Сибирь».

В перспективах компании постепенный переход на производство электрических автомобилей либо машин с гибридным двигателем. «Мы не хотим отставать от общемирового тренда и обсуждаем с коллегами идею запуска сборки одной модели электромобиля. На наш взгляд, это будет хорошее решение для потребителя, поскольку предлагает наиболее высокий запас хода – 200 км на одном заряде. В принципе, для эксплуатации внутри города, наверное, этого будет достаточно», – полагает Мандиев.

В свою очередь АО «Агромашхолдинг» планирует производить автомобили SsangYong – 20 тыс. штук в год. ТОО «СарыаркаАвтоПром» будет выпускать Toyota Fortuner – 6 тыс., Geely – 50 тыс., Iveco – 25 тыс. единиц в год.

К 2019 году, по данным правительства, будет достигнут уровень производства в 200 тыс. автомобилей в год. Уровень локализации при этом должен быть повышен с нынешних 30 до 50% к 1 августа 2018 года (есть договоренность со странами – участницами ТС о том, что в учет локализации будут браться и компоненты, произведенные в странах союза. – Прим. ред.).

«Низкий уровень локализации служит основным барьером при выходе казахстанской продукции на экспортные рынки. Поэтому автопроизводителям необходимо уделить особое внимание развитию собственной компонентной базы. Министерство через Кaznex Invest окажет всю необходимую поддержку для привлечения ключевых мировых производителей автокомпонетов на рынок Казахстана. И масштабы планируемых к запуску производств уже создают экономические предпосылки для изготовления отдельных компонентов», – отметил вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау на II Форуме машиностроителей Казахстана, который состоялся в октябре в Астане.

Экспорт же должен составлять не менее 30% от общего объема производства – примерно 60 тыс. автомобилей в год. 

«Это то, что создано почти с нуля и развилось за первую пятилетку реализации программы ФИИР. Таких результатов удалось достичь благодаря Таможенному союзу, и не потому, что рынок открылся (он для нас еще не открылся), а благодаря его потенциальным возможностям – это стимул для наших предприятий», – заявил Рау.

По его словам, Таможенный союз обеспечил защиту внутреннего рынка автомобилестроения. «Казахстан свой рынок не защищал, а как можно было развивать отечественный автопром, когда сюда секонд-хенд просто шел валом и в отдельные годы достигал 100 тыс. машин в год? С созданием ТС мы подняли пошлины до уровня российских, а когда Россия при вступлении в ВТО опустила их, мы пошлины сохранили. Таким образом было простимулировано производство, потому что внутренний рынок есть и потенциальный экспортный рынок в ближайшие страны и государства – партнеры ТС тоже имеется», – указывает чиновник.

Своевременными, по его мнению, оказались и меры государственной поддержки. На сегодня, согласно данным вице-министра, имеется более 100 инструментов господдержки в данном сегменте, в том числе заключение инвестиционных соглашений с инвестором для финансирования индустриальных проектов; субсидирование процентных ставок; выдача гарантий по кредитам БВУ в приоритетных секторах и с учетом региональной специализации; выделение низкопроцентных долгосрочных займов; возмещение инвесторам до 30% затрат на СМР и приобретение оборудования в зависимости от объема инвестиций (минимальный – $20 млн).

В будущем, с учетом того, что главными барьерами, препятствующими развитию отечественного автопрома, являются отсутствие автокомпонентных производств и испытательных баз, государство готово оказать поддержку бизнесу в создании испытательных лабораторий в виде возмещения затрат в размере 50% на безвозмездной основе.

Господдержку также получат проекты, направленные на крупносерийное производство, повышение уровня локализации и создание инфраструктуры технического регулирования.

Что ЕЭП грядущий нам готовит

Чиновники всех рангов уверяют, что участие Казахстана в ЕЭС позволит усилить экономический потенциал страны. 

«На сегодня в рамках ЕЭС у нас создан общий рынок в 170 млн человек, и мы занимаем совместно третье место в мире по производству электроэнергии (9% от мирового производства), четвертое место по выпуску стали (6%) и третье место – по чугуну (5% соответственно). Это является хорошим стимулом для развития промышленного производства, в частности машиностроения», – говорит вице-министр национальной экономики Мадина Абылкасымова.

«Развитие машиностроительных производств является приоритетным направлением в рамках проводимой Евразийской экономической комиссией работы в сфере промышленности. Это прежде всего автопромсборка, сельхозмашиностроение, станкостроение, энергетическое машиностроение, производство дорожно-строительной техники и промышленной продукции для железнодорожного транспорта», – сказал в ходе своего выступления на форуме директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Владимир Мальцев.

По его словам, анализ товарной структуры взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Евразийского экономического пространства свидетельствует, что машиностроение занимает второе место во внутреннем товарообороте ТС и ЕЭП (порядка 20% в общей структуре). 

Однако, считает Мальцев, с учетом того, что производители Казахстана получат с 2015 года доступ к российскому госзаказу в сфере легкой промышленности, продукции машиностроения и станкостроения, можно в ближайшем будущем ожидать роста этого показателя.

Позитивную роль должны сыграть и итоги проводимой работы по созданию равных условий конкуренции на рынках ТС и ЕАЭС. «Комиссия совместно с Российской ассоциацией розничной торговли «АКОРТ» прорабатывает механизмы свободного вхождения белорусской и казахстанской продукции легкой и пищевой промышленности, а также других сфер в крупные торговые сети Российской Федерации. Осуществляется выработка механизмов позиционирования товаров национальных производителей на рынке ТС. Основным инструментом, по нашему мнению, должно стать продвижение товаров под маркой «сделано в ЕАЭС». В связи с этим необходимо проводить работу по сближению наших национальных инструментов поддержки такого бренда и применению на территории ТС единых требований», – заявил Мальцев.

Данный формат, по его мнению, позволит казахстанскому бизнесу на равных условиях работать с торговыми сетями России и приведет к более активному росту общего рынка за счет предоставления предприятиям Казахстана равного доступа к системе продвижения продукции, к рекламному рынку. И здесь речь может идти о продукции в различных сферах – от легкой промышленности до машиностроения.

«Совершенно неожиданно и вопреки прогнозам многих скептиков в Казахстане появилась перспектива развития автомобилестроения. Потенциал машиностроения в целом тоже достаточно велик, и уже сейчас мы видим, что наша продукция вполне конкурентоспособна на рынках России и Беларуси. Более того, есть достаточно обоснованные амбиции по экспорту в другие сопредельные страны», – комментирует Forbes Kazakhstan член правления НПП РК Рахим Ошакбаев.

Между тем российские эксперты прогнозируют в РФ в ближайшие пять-семь лет сокращение импорта и увеличение объемов экспорта легковых автомобилей, рост объемов производства, а также наращивание мощностей до уровня 3,8 млн авто в соответствии с обязательствами производителей по локализации, а также анонсированными планами ввода мощностей.

При этом ими отмечается, что автомобильная промышленность Казахстана стремительно развивается, в течение пяти-семи лет также ожидается увеличение производственных мощностей до 280–300 тыс. штук в год и локального рынка до 250 тыс. штук.

«Для Казахстана Таможенный союз и Евразийский экономический союз – большая возможность вывести автопром на новый уровень развития. Для этого нужно обеспечить не только внутреннее производство, но и развить экспорт. Разумеется, страны ТС здесь наиболее правильный партнер и те самые целевые рынки, куда казахстанская продукция должна поставляться», – убежден старший менеджер PwC Russia  Сергей Литвиненко.

Однако его слова в свете функционирования в России утилизационного сбора на ввоз казахстанских автомобилей и упорного отказа российского правительства в его отмене звучат не очень убедительно.

«В России и Беларуси еще с советских времен было очень развито машиностоение, а у нас автопром создается с нуля. Поэтому здесь ничего не остается, кроме как на начальной стадии дать максимальную господдержку. В этой части есть очень большой арсенал инструментов. Во-вторых, государство должно поддерживать продвижение экспорта. Но с автомобилями, к сожалению, у нас ситуация не сбалансированная – российские имеют беспрепятственный доступ на наш рынок, тогда как казахстанские авто не могут туда полноценно поставляться из-за наличия утилизационного сбора. Необходимо этот вопрос тщательно мониторить и принимать адекватные меры, в том числе, возможно, и «зеркальные», – замечает Ошакбаев.

При принятии окончательного решения в этой части необходимо учитывать, что развитие отечественного автомобилестроения – выгодное для Казахстана дело: одно рабочее место на автозаводе дает до 15 рабочих мест в смежных отраслях, таких как сервис, продажи, логистика, страхование, банковский сектор, реклама, изготовление автокомпонентов. И если нарастить господдержку отрасли, то, по оптимистическим прогнозам экспертов, к 2020 году можно будет увеличить количество рабочих мест в автомобильной отрасли страны с нынешних 20 тыс. до 51 тыс. Что, в свою очередь, обеспечит еще до полумиллиона рабочих мест в сопряженных отраслях. При этом только внутренний авторынок будет давать 171 млрд тенге налоговых отчислений. Сейчас этот показатель составляет 50 млрд.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить