Дуэль с драконами

5764

Как меняются крупнейшие отрасли мира и что необходимо для победы в борьбе с азиатскими драконами

Фото: AFP/Getty Images
Компании из развивающихся стран росли в среднем на 21% ежегодно в период с 2008 по 2014 год

В последние годы расстановка сил во многих сферах бизнеса кардинально изменилась. Один из ярких примеров – телекоммуникационная индустрия. В 2000 году ею правили такие западные корпорации, как Ericsson, Nokia и Nortel Networks. Сегодня же первые места занимают китайские Huawei Technologies и ZTE. Перемены не могли пройти гладко: в борьбе с новичками многие компании вынуждены были объединиться или вовсе уйти с рынка. В индустрии фотовольтаики образца 2005 года европейские, американские и японские компании занимали 90% рынка. Сейчас четыре из пяти крупнейших игроков в области солнечной энергетики, включая Yingli Solar и Trina Solar, представлены китайскими фирмами.

По мере того как меняется экономический ландшафт мира, многие секторы бизнеса проходят через трансформацию. Число компаний, зарабатывающих более $1 млрд в год, в развивающихся странах выросло более чем в 3 раза за последнее десятилетие. Большинство из них все еще меньше европейских и американских конкурентов, однако рано или поздно разрыв будет преодолен.

В одном из недавних исследований аналитики BCG попытались ответить на вопрос, как меняются сферы производства автомобильных комплектующих, строительного оборудования и химикатов и что необходимо делать предприятиям в этих отраслях, чтобы достичь успеха.

Автомобильные комплектующие: ветер перемен

Долгое время производство автомобильных комплектующих было сосредоточено на Западе благодаря тесным отношениям компаний этого сектора с автоконцернами. Несмотря на то что европейские и американские корпорации все еще доминируют в этой области, занимая около 95% рынка, бизнес их растет достаточно медленно по сравнению с новичками. Компании из развивающихся стран росли в среднем на 21% ежегодно в период с 2008 по 2014 год.

Судя по всему, высокие темпы роста сохранятся в ближайшее десятилетие, ведь потенциала для развития у «молодежи» хоть отбавляй. Немногие из них вышли на международный рынок – из крупных игроков это такие компании, как Nemak, Motherson Sumi Systems и Bharat Forge. Экспансия китайских корпораций, к примеру Weichai Group и Huayu Automotive Systems, еще впереди. В итоге, по прогнозам BCG, к 2020 году большинство из них догонят нынешних лидеров по объемам продаж.

Строительное оборудование: качество «китайцев» улучшается

Развитие этой отрасли бизнеса как нельзя лучше иллюстрирует процессы, происходящие в глобальной экономике. Конкуренция в секторе строительного оборудования в последние годы обострилась на развивающихся рынках. В Китае он рос на 25% ежегодно с 2007 по 2011 год, в то время как стройиндустрия в Европе и США сократилась на 30% в аналогичный период.

Несмотря на то что в последние три года Китай переживает проблемы, связанные с перенасыщением строительного рынка, крупнейшие производители оборудования – Zoomlion и Sany of China – зарабатывают более $5 млрд в год. Это превышает заработки финской Metso и британской JCB – признанных лидеров отрасли. Китайцы активно развиваются за пределами родной страны. Компания XCMG, к примеру, в 2012 году получила от правительства Венесуэлы контракт на сумму $750 млн.

По мнению аналитиков, если текущие тенденции продолжатся, то через три-четыре года три из пяти крупнейших в мире производителей строительного оборудования будут представлены компаниями с развивающихся рынков. При этом эксперты, опрошенные BCG, единогласно отмечают постоянное улучшение качества китайских машин.

Азиатское будущее химической промышленности

Единственная из трех рассмотренных экспертами отраслей, где западные и азиатские компании имеют паритет. При этом спрос на химикаты постепенно смещается в развивающиеся страны, которые на сегодняшний день формируют половину $5-триллионного рынка. Некоторые компании из числа новичков смогли разбогатеть за короткий срок благодаря связям с государственными нефтяными корпорациями. Это произошло с китайской Sinopec, заработавшей $60 млрд в 2013-м, и арабской Sabic, которая сумела обогнать американские Lyondell-Basell Industries и DuPont.

Через пять лет компании из Юго-Восточной Азии займут 53% рынка химикатов, уверены в BCG. Доли североамериканских и западноевропейских, в свою очередь, упадут до 21 и 15% соответственно.

Шанс на успех

Совершенно ясно, что согласно текущим трендам позиции нынешних лидеров пошатнутся под натиском азиатских компаний. Это тем не менее не значит, что европейцы и американцы обречены. Нужно действовать сейчас, и тогда будет шанс отстоять свои позиции. Ключевой фактор успеха – понимание топ-менеджерами глобальных процессов, в числе которых изменение структуры потребительского спроса и технологическая революция.  
 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить