Что будет с ценами на бензин?

9584

На днях казахстанцев взбудоражила новость о том, что с 25 ноября правительство своим постановлением увеличивает ставки акцизов на отечественный бензин более чем в два раза. Из документа следует, что ставка акциза на бензин вырастет на 6 тыс. тенге и составит 10,5 тыс. тенге за одну тонну вместо прежних 4,5 тыс. тенге

Фото: alau.kz

Такое решение министр национальной экономики Казахстан Ерболат Досаев обосновал необходимостью сокращения маржи производителей ГСМ, которая, по его словам, сформировалась из-за того, что с сентября этого года государство отказалось от регулирования цен на ходовую марку бензина АИ-92/93 .

Автовладельцы сразу же заговорили о том, что вместе с акцизами в такой же пропорции вырастут и цены на бензин. Эксперты же разделились во мнении: одни утверждают, что никаких предпосылок для роста цен на топливо нет, равно как и для повышения акциза на нефтепродукты. По их мнению, такое решение правительства вызвано желанием любыми доступными средствами пополнить бюджет.  Другие же считают, что уже в декабре бензин марки Аи-92/93 подорожает – и тут прогнозы существенно разнятся: на сумму от 5 до 150 тенге.

Что же на самом деле происходит на рынке нефтепродуктов и чего нам стоит ожидать на самом деле? Попробуем разобраться. После отпуска цен на популярную марку бензина в свободное плавание в сентябре, после незначительного всплеска ситуации более или менее стабилизировалась, и даже было небольшое снижение стоимости горючего. Причиной этому стало насыщение рынка из-за его пополнения российским бензином по конкурентным с ними ценами. Судя по всему, эта тенденция продолжилась бы, если бы не постановление правительства об увеличении в 2,3 раза ставки акцизов, явно внесшее сумятицу среди участников рынка.

Исходя из такой ситуации, по логике, оптовые поставщики, дабы не усугублять положение недропользователей, должны поднять цены. Должны, но поднимут ли - большой вопрос. В случае увеличения стоимости горючего они окажутся неконкурентоспособными на отечественном рынке нефтепродуктов, так как в этом случае бензин казахстанских нефтепроизводителей окажется дороже импортного – российского. Новые ставки акциза на него не распространяются. И тогда может сложиться такая ситуация: импортное топливо заполонит наш рынок и тем самым лишит возможности казахстанских поставщиков реализовать свою продукцию. Таким образом, своим постановлением правительство изначально поставило отечественных и импортных поставщиков топлива в неравные условия.

Бремя акцизов, в конечном счёте, ложится на плечи недропользователей, которые в настоящий момент переживают не лучшие времена. Нефтяники и без того сейчас работают в жестких рамках и компенсировать акциз за свой счёт, без повышения стоимости цен на ГСМ, - не в состоянии. А повышать невыгодно – получается замкнутый круг.

Бытующее мнение о том, что оптовые поставщики получают сверхдоходы и новые ставки акциза снизят сверхприбыли недропользователей, не имеет под собой реальных оснований. Общемировая ситуация не могла на них не отразиться, а потому ни о каких сверхдоходах сейчас не может быть и речи. Давайте посмотрим, из чего складывается оптовая стоимость бензина. Цена недропользователя составляет примерно 61%, на переработку нефти уходит 22% плюс налоги. Это ещё 16%. Остаётся 1%. Это и есть доход оптового поставщика.

Отметим, что изначально отмена госрегулирования цен на бензин марки Аи-92/93 была направлена на насыщение внутреннего рынка высокооктановым бензином, частично поступающим из России.

А ведь с того времени, как говорится, много воды утекло, ведь отпущены были цены не только на ГСМ, но и на валюту. С  4 сентября курс доллара по отношению к тенге вырос аж на 28%. Между тем оптовая цена на ходовой бензин не только не поднялась, а в начале ноября была снижена по причине насыщения рынка на 4%.  То есть внутренний рынок начал работать по законам конкуренции.

Кроме того, за последний год нефть подешевела почти на 60% – еще в ноябре 2014 марка Brent продавалась в среднем по $79 за баррель. 16 ноября этого года ее цена на мировых рынках составила $40,4 – такого низкой цены рынок не видел с 2009. И надо научиться жить и работать в новых условиях.

Есть и ещё один фактор, неблагоприятно влияющий на общую ситуацию на рынке нефтепродуктов: завышенная экспортно-таможенная пошлина (ЭТП) на нефть и темные нефтепродукты. Сейчас она составляет $60 за тонну – столько же, сколько и в 2013, когда Brent стоил намного дороже.

Между тем, в действующих экспортных контрактах доля экспортной таможенной пошлины доходит до 40% от нетбэка (чистой производственной стоимости) недропользователей. Добавим к этому действующий пять лет запрет на вывоз из страны светлых нефтепродуктов, в том числе и дизтоплива, не пользующегося спросом на внутреннем рынке большую часть года. А также 10-процентный рост тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам и внушительное повышение тарифа отечественных НПЗ за переработку нефти. Картина вырисовывается явно не радужная.

Ко всему перечисленному новые проблемы может добавить продвигаемое Министерством финансов РК решение о том, что с 2016 производители нефтепродуктов и владельцы заправочных станций и хранилищ должны за свой счёт оборудовать резервуары контрольными приборами учета. Оборудование же среднестатистической нефтебазы будет стоить ее владельцу около $500 тыс. Понятно, что в результате такое нововведение может привести  к удорожанию нефтепродуктов, что, возможно, снова ударит по карманам потребителей.

Стоит отметить, что всё это происходит на фоне сгущающихся туч над мировой экономикой. Сверхдоходы отечественные нефтяники уже не получают и в такой, скажем, неблагоприятный период, и было бы правильным пересмотреть налоговую политику. Об этом, кстати, не раз заявляли эксперты, однако пока она только ужесточается, а приминаемые чиновниками решения лишь нагнетают обстановку.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить