Чего добилась Air Astana за 20 лет

18567

Национальный авиаперевозчик празднует день рождения

ФОТО: архив пресс-службы

Понятно, что для такой страны, как Казахстан, авиация не может не быть важной. Рекордная удаленность от мировых «центров силы» - Европы и США, колоссальная территория 2,72 млн кв. км, landlocked-статус (отсутствие выхода к морю) не оставляет шансов. И само собой, с первых дней независимости правительство занялось этой проблемой.

Но первой авиакомпании Kazakhstan Airlines, в 1991-м унаследовавшей несколько самолетов общесоюзного «Аэрофлота», не повезло. В 1996 году казахстанский грузовой Ил-76 столкнулся с саудовским «Боингом-747» на подлете к Дели. Компанию обанкротили и преобразовали в Air Kazakhstan. Однако и под новым названием выйти из кризиса не получилось: перевозчик закончил деятельность в 2004 году с многомиллионными долгами.

Еще при «жизни» Air Kazakhstan в августе 2001 было создано совместное — ФНБ «Самрук-Казына» с британской BAE Systems — АО «Эйр Астана». Дату первого рейса, выполненного 15 мая 2002 года по маршруту Алматы - Астана, и отмечают как день рождения Air Astana. Имея начальный капитал $17 млн, за первый год работы авиакомпания перевезла скромные 160 тыс. пассажиров (за 2021 — 6,6 млн), но при этом сумела выйти в прибыль. Как считает специализированное издание Aviation News, за счёт сочетания компетенций руководства и благоприятных экономических условий.

Принципы, заложенные при создании авиакомпании, - соответствие всем международным техническим стандартам и высокий уровень сервиса, лучшая практика корпоративного управления, культура справедливости в найме и профессиональном развитии сотрудников, современные эффективные самолеты, независимость в принятии коммерческих решений, отсутствие государственных субсидий - соблюдаются до сих пор.

Авиакомпания управляется эффективной командой иностранных экспертов и местных талантов. Первым СЕО авиакомпании был британец Ллойд Пакстон, в 2005-м передавший свое кресло Питеру Фостеру.

Очевидно, что перед Air Astana была поставлена иная, чем перед ее предшественниками, задача: не только утвердиться на всех актуальные направлениях полетов, но и встать в один ряд с мировыми флагманами гражданской авиации. Что для этого было сделано?

Флот

На сегодня у Air Astana 37 бортов, включая Boeing 767, Airbus A320 / A320neo / A321 / A321neo / A321LR и Embraer-E2, средний возраст которых составляет 4 года.

Курс на постоянное обновление парка был задан с самого начала: в 2002-м в лизинг были взяты первые три новых Boeing 737NG. Позже к ним присоединились три Boeing 757 для выполнения международных рейсов большей протяженности и пять Fokker 50 — для полетов в менее загруженные внутренние аэропорты. Первые международные направления авиакомпании — это Дубай, Стамбул, Москва, Пекин, Франкфурт и Лондон.

С 2006 года авиакомпания перешла на парк среднемагистральных самолетов семейства Airbus A320, которые с 2016 года обновлены бортами Airbus A320/A321 NEO. Airbus A320/321 NEO на сегодня составляют основу парка вместе с дальнемагистральными Boeing 767-300ER, приобретёнными напрямую с завода Boeing в 2013-2014 годах. С 2011 по 2013 Air Astana заменила свои Fokker на более комфортабельные и экономичные Embraer-190, а в 2019 - 2020 вывела из парка Boeing 757, заменив их на Airbus A321 LR.

Что касается дальнейшего расширения флота, то на сегодня подписаны договоры лизинга на поставку новых самолетов, в том числе Boeing 787 Dreamliner после 2025 года. Много говорилось о Boeing 737 MAX для FlyArystan, но вмешался коронакризис, и пока определенности в этом вопросе нет. «Мы никоим образом не исключаем возможность приобретения самолетов MAX, но в ближайшем будущем не планируем необязывающее письмо о намерениях превратить в твердый заказ на покупку самолетов», - объяснил Питер Фостер в августе 2021.

Air Astana сертифицирована Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) на выполнение технического обслуживания воздушных судов, а также ежегодно успешно проходит аудит по операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA - IATA Operational Safety Audit). В перечне сертификатов есть ещё много пунктов и аббревиатур, непонятных неспециалисту, но значат все они одно: безопасность полетов у Air Astana - на первом месте, благодаря чему 20 лет работы прошли без фатальных происшествий.

Штат

В Air Astana работают более 5000 человек. Различные рейтинги регулярно признают авиакомпанию лучшим работодателем Казахстана. Например, с 2016 по 2020 годы Air Astana признана самым привлекательным работодателем в категориях «Бизнес/Коммерция» и «Гуманитарные науки» согласно исследованию компании Universum. В 2021 первенство авиакомпании в сфере транспорта и логистики в пятый раз было зафиксировано Randstad Employer Brand Research.

У компании есть и собственная программа признания лучших сотрудников HEART Awards. Каждый год формируется список из более 120 номинантов, из них путем онлайн голосования среди коллег отбирается двадцатка лучших, которые получают приз — поездку с семьей на отдых.

Air Astana гордится тем, что смогла пережить «бесполетный» 2020 год без сокращения штата, полностью сохранив свою команду. Сотрудникам, находившимся в простое, выплачивали 50% от заработной платы, но не менее 100 тыс. тенге, отправляли их в оплачиваемый отпуск, в том числе давали отпуск авансом за следующий год.

Помимо корпоративного пенсионного плана для казахстанской части штата, у компании есть широкий соцпакет, включающий сервисные билеты со скидкой для сотрудников и ближайших родственников, медицинскую страховку, служебную развозку, корпоративную мобильную связь, скидки на абонементы в тренажерные залы и т.д,

Сервис

Отношение к «внутреннему клиенту» напрямую отражается на «внешнем клиенте». Девять лет подряд (2012–2019, 2021) Air Astana была отмечена Skytrax как «Лучшая авиакомпания в Центральной Азии», трижды получала награду Traveller’s Choice Award и столько же APEX Awards в период с 2018–2020 годы. Это самые авторитетные рейтинги в мировой авиационной отрасли.

У перевозчика четырехзвездочный статус, что означает не только чистые столики, горячие салфетки для рук или дорожные наборы с надувной шейной подушкой. Это десятки мелочей, которые равняют полет с пребыванием в хорошем отеле, где постоялец может пожаловаться лишь на то, что в развлекательной программе нет подкастов — хотя и есть широкий выбор фильмов (реальный отзыв).

Счет

Почти все годы работы Air Astana была хорошим вложением для своих акционеров. Трижды входила в топ-20 самых прибыльных авиакомпаний мира (2010, 2011 и 2012 годы). Сбить компанию с этого курса смог только коронавирус: по итогам 2020 года перевозчик отчитался о $93,9 млн убытков. В пандемийном году выручка и пассажиропоток снизились на 55,5% и 28% соответственно, а совокупный объем провозных емкостей сократился на 47%. Наверстать упущенное за следующий год не удалось, хотя общая выручка увеличилась на 90% по сравнению с 2020-м и составила $761 млн (однако в 2019-м показатель равнялся $900 млн). Тем не менее «авиакомпании Air Astana не понадобилось привлекать какие-либо дополнительные средства акционеров авиакомпании или правительства Казахстана», подчеркивал глава предприятия Питер Фостер.

Впрочем, так же быстро Air Astana восстанавливалась и после других кризисов, сталкиваясь с девальвацией тенге, ростом цен на топливо или закрытием границ. Решения были разные: менять самолеты на более экономичные; открывать новые направления — например, Мальдивы или, как сейчас, Греция; переоборудовать пассажирские борта в грузовые, как во время пандемии — но всегда эффективные.

В целом за 20 лет Air Astana перевезла почти 60 млн пассажиров и более 250 тыс. тонн груза, выполнила свыше 600 тыс. рейсов со средней заполняемостью 70% и перечислила около 120 млрд тенге (более $500 млн) в виде налогов.

Лев

В мае 2019 года Air Astana запустила низкобюджетное подразделение FlyArystan. Созданный по требованию руководства страны на изначально маловыполнимых условиях — дешевые билеты на новые дорогие самолеты - «Летающий лев» показал завидную прыть. Десять А320 летают без остановок по 40 направлениям, включая 11 международных. Из 6,6 млн пассажиров, перевезенных в прошлом году, 3 млн пришлись на долю лоукостера.

С минимальной стоимостью билетов в десятую часть минимальной заработной платы, кажется, теперь на самолетах FlyArystan полетали все, кто хотел. Благодаря лоукостеру рынок внутренних авиаперевозок Казахстана стал одним из самых быстрорастущих в мире.

Air Astana постепенно возобновляет транзитные маршруты со стоповерами и экскурсиями в своих хабах — Алматы и Нур-Султане, и с закрытием российского неба это направление бизнеса, похоже, становится ещё более интересным. Тем более что Air Astana давно стала частью странового бренда Казахстана, и при прочих равных условиях она превосходит конкурентов в качестве сервиса, диапазоне направлений и безопасности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить