Carlsberg Kazakhstan: о казахстанском рынке пива и вызовах 2020 года

6888

2020 стал, без сомнения, годом, продолжающим испытывать многие сферы бизнеса на прочность. Не обошли вызовы, связанные с пандемией COVID-19, и индустрию пивоварения по всему миру. Причем одинаково непросто пришлось и крупным пивоваренным компаниям с многолетней историей, и мелким крафтовым пивоварням. Как чувствует себя сейчас отечественный рынок пива – читайте в материале о Carlsberg Kazakhstan, одном из крупнейших игроков казахстанского рынка пива

Комментируя текущее самочувствие казахстанского рынка пива в целом, представители компании отмечают, что тот запас прочности, который накопил отечественный пивоваренный рынок в течение последних нескольких лет, пока помогает ему минимизировать влияние текущих очень непростых внешних факторов.

Так, за девять месяцев 2020 года, несмотря на все ограничения из-за пандемии коронавируса, рынок пива, по оценке специалистов Carlsberg Kazakhstan, даже немного вырос (на 0,6%) в сравнении с прошлым годом. Всего же за 9 месяцев 2020 года казахстанскими пивоварами было произведено 547,2 млн литров пива, что на 30,6 млн больше, чем объемы производства такого же периода 2019 года (данные Комитета статистики Министерства национальной экономики РК).

Результаты Carlsberg Kazakhstan также поддерживают этот позитивный тренд. Сейчас компания занимает долю 45,9% на казахстанском рынке пива по объемам продаж, рост к прошлому году составил +5,1% (по данным ретейл-аудита Nielsen Казахстан (фасованное пиво в каналах« традиция» и «современная торговля») за январь-сентябрь 2020).

Из интересных трендов казахстанского рынка пива представители компании отмечают продолжающийся рост доли баночной продукции, которая занимает сейчас 62% рынка фасованного пива и увеличивается за счет поглощения доли бутылки, падение которой составило -5,2% за 9 месяцев 2020 года против 9 месяцев 2019 года. Также растет в доле сегмент крафтового пива и специалитетов, который занимает сейчас 4% отечественного рынка пива (+1,2% против 9 месяцев 2019 по внутренним расчетам аудита розничной торговли).

К слову, в регионе Восточная Европа (к которому в структуре Carlsberg Group относится и Казахстан) за 3 квартал текущего года также наблюдался значительный рост объемов продаж благодаря хорошей погоде в регионе и значительному прогрессу России (компании «Балтика»). Органический рост выручки всех компаний этого региона Carlsberg Group составил 6,4% в результате органического роста объема на 12,6%

Однако все эти позитивные цифры не отменяют тот факт, что пандемия коронавируса определенно повлияла не только на рынок пива в Казахстане, но и изменила поведение потребителей.

Президент Carlsberg Kazakhstan Виктор Семак комментирует новости: «Из-за карантинных ограничений, которые то ужесточаются, то ослабляются с перспективой последующего ужесточения уже более полугода, с марта 2020, значительно просели продажи пива в канале HoReCa (бары, кафе, рестораны). Также снизились темпы роста в канале "современная розница" (крупные торговые сети, супермаркеты), который до 2020 года довольно динамично наращивал объемы продаж. Причина – ограничения на передвижение населения в период карантина, закрытие супермаркетов на выходных во время жесткого карантина и трансформация модели потребительского поведения. Потребители переместились в канал "традиционная розница" (формат "магазины у дома"), более доступный территориально во время карантина и оцениваемый как более безопасный из-за меньшего наплыва покупателей. Кроме того, мы наблюдаем общее снижение покупательской способности населения – согласно результатам проведенных исследовательским агентством Nielsen опросов потребителей, 44% казахстанцев начали чаще готовить и есть дома, 35% переключились на приобретение более дешевых брендов/товаров, а 73% начали покупать только товары первой необходимости».

При этом, как отмечают в Carlsberg Kazakhstan, если говорить об антикризисных мерах поддержки бизнеса, реализуемых правительством Казахстана в связи с влиянием пандемии COVID-19 на экономику, стоит признать, что среди мер, анонсированных государством, практически отсутствуют меры по поддержке крупного бизнеса.

Напротив, повышенную тревогу сейчас у представителей не только пивоваренной отрасли, но и у других казахстанских производителей вызывают планы государственных органов Казахстана по форсированному внедрению электронной маркировки для разных категорий товаров, обязательства по внедрению которой возникли после подписания соответствующего соглашения в рамках Таможенного союза. Все это делается под лозунгами борьбы с контрафактом и теневым рынком, как забота о потребителе, который сможет, используя уникальный идентификационный код, который планируется размещать на каждой единице товара, удостовериться, что товар выпущен легально и не причинит вред его здоровью. По факту же электронная маркировка товара влечет за собой дополнительные значительные инвестиции для производителей, которые они вынуждены будут переложить на конечных покупателей повышением цен на продукцию, вероятное падение объемов производства для некоторых отраслей, сбои в логистической цепочке. Это то, что можно было наблюдать не так давно в России, где уже внедрена маркировка лекарств, и покупатели в некоторых регионах столкнулись с их дефицитом в пик очередной волны пандемии коронавируса из-за сбоев в системе маркировки и связанных с ней процессов дальнейшей прослеживаемости товаров.

Очевидно, что кризисный период, через который мы сейчас проходим, как никогда требует взвешенных экономических решений, чтобы не усугубить и без того сложное положение подавляющей части отраслей казахстанского бизнеса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить