Бомбическая сила: чем живёт рынок такси Казахстана

11794

По среднеазиатским меркам, Алматы традиционно считается дорогим городом. Но местные таксисты могут с этим не согласиться: сейчас здесь можно проехать на такси расстояние до 10 километров меньше чем за пару долларов

Фото: © Depositphotos.com/starast

Казахстан постепенно восстанавливается после экономического спада, вызванного в основном падением цен на нефть, но в мире реальной экономики тучи еще не рассеялись, пишет EurasiaNet.org.

53-летний таксист Айдын возит людей на работу в утренний час пик всего за один доллар. EurasiaNet.org не называет фамилии этого человека, т.к. таксующие без лицензии водители опасаются налоговой инспекции.

- Со мной пассажиры не скучают в пробках. Я рассказываю анекдоты и интересные истории. Мои клиенты счастливы, что вместо того, чтобы толкаться в переполненном автобусе, они добираются до офиса, сидя в теплом салоне автомобиля. Тариф – почти бесплатно, – рассказал EurasiaNet.org Айдын.

Услуги такси в Казахстане довольно доступны по нескольким причинам. Первой является девальвация национальной валюты: во второй половине 2015 курс упал с 190 до примерно 380 тенге за доллар. Девальвация сопровождалась строгими инструкциями со стороны правительства предотвратить рост цен на основные продукты питания. Результатом стало значительное снижение стоимости многих товаров и услуг в пересчете на иностранную валюту.

Тарифы на такси упали еще и из-за высокой конкуренции. Поездка на легковом автомобиле в любом городе Казахстана стоит от 200 ($0,6), если поездка короткая, до 2000 тенге ($6), если пункт назначения – это, например, расположенный на значительном расстоянии аэропорт.

Самые низкие тарифы у частных таксистов, так называемых «бомбил». По неофициальным данным, в Казахстане с населением 18 млн человек около полумиллиона частных извозчиков, и они занимают до 90% рынка такси.

Бомбилы популярны, потому что это удобно, быстро и дешево. Достаточно поднять руку на обочине дороги, и немедленно остановится автомобиль.

Услуги конкурентов – служб такси – пользуются меньшим спросом, так как они значительно дороже. Кроме того, им нужно звонить и ждать приезда водителя, а это долго.

Правительство жестко борется с частными таксистами. Полиция регулярно задерживает бомбил, налагая на них штрафы до 45 тыс. тенге ($134) за уклонение от уплаты налогов.

Войну против частных таксистов чиновники объясняют заботой о гражданах.

- Много случаев, когда «бомбилы» увозили женщин, были разные конфликты, пассажир не может пожаловаться никуда… Люди должны понимать, на какие риски идут, – заявил минувшей осенью журналистам руководитель управления пассажирского транспорта Астаны Бекмырза Игенбердинов.

Но пока частный извоз приносит деньги, люди продолжат идти на риск. По словам Айдына, в свои 53 года у него практически нет шансов найти другую работу. Поэтому он таксует. Каждое утро он на своем минивэне отвозит в офисы менеджеров, забирая их в условленном месте в оговоренное время.

- Мне повезло – у меня есть постоянные пассажиры и гарантированный ежедневный заработок. Я предложил им выгодный тариф, всегда выезжаю вовремя, и они очень рады этому, – рассказал EurasiaNet.org Айдын.

Казалось, что ценам на услуги такси в Казахстане падать уже некуда. Но летом 2016 сюда пришли крупные зарубежные компании – Uber и «Яндекс.Такси», которые начали конкурировать друг с другом за счет снижения цен и подарочных поездок. В первые месяцы жители крупнейших городов – столицы Астаны и делового мегаполиса Алматы – могли вызвать через мобильное приложение солидный автомобиль и проехать до 10 километров примерно за $1.

Иностранным брендам удалось завоевать постоянную клиентуру. Компании не раскрывают своих показателей, однако, по мнению специализированного блога Taxi.kz, сегмент мобильных приложений занимает более 50% рынка Казахстана, и основная доля в этом сегменте принадлежит Uber и «Яндекс.Такси». <...>

Местные компании такси с устаревшими методами обслуживания и сравнительно высокими тарифами начали терять долю рынка.

Как сказал EurasiaNet.org председатель Ассоциации транспортников Астаны Медет Курманов, у казахстанских компаний такси возникли проблемы с рентабельностью, что привело к постепенному уходу с рынка некоторых игроков. На этом фоне минувшей весной ассоциация объединила городские службы такси под общим брендом Astana Taxi. Они позиционируют себя как официальное такси, которое оказывает качественный сервис.

- Наши автомобили имеют общее цветовое решение, один call-центр, единые тарифы и специальную водительскую униформу. Мы принимаем банковские карты, страхуем пассажиров и несем ответственность за их безопасность и за качество сервиса в целом, – сказал Курманов EurasiaNet.org.

В мае парламент утвердил закон, идентифицирующий автомобили Astana Taxi как общественный транспорт, а это значит, что они могут ездить по выделенной для автобусов полосе дороги. Для клиентов это убедительный аргумент в условиях загруженных дорог столицы.

Житель Астаны Нурлан Мшанов отметил, что в целом работа официальных такси стала качественнее.

- Раньше машины служб такси ехали к клиенту слишком долго, а сегодня приезжают и доставляют до пункта назначения гораздо быстрее, потому что ездят по свободной полосе улицы. Единственный минус – дорого, – сообщил Мшанов EurasiaNet.org.

Между тем мэрия Астаны объявила 2 января, что планирует отказаться от служебных машин и пересадить служащих на такси. По словам представителей мэрии, «это позволит сэкономить бюджетные деньги».

Бомбила Айдын считает, что новый проект в рамках борьбы с нелегальными извозчиками неизбежно будет реализован и в южном мегаполисе – Алматы. Эта инициатива усложнит жизнь не только частным таксистам, но и всем, кто ежедневно ловит машину на дороге, ведь им придется платить гораздо больше, убежден он.

- Власти представляют нас как нарушителей закона, которых пассажирам следует опасаться. Но мы не преступники, а обычные граждане, которые, вместо того чтобы жаловаться на отсутствие работы, пытаются заработать, – сказал Айдын.

Алмаз Куменов, EurasiaNet.org

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить