Почему усиливается конкуренция на африканском рынке

7901

Причины, по которым крупные международные корпорации вступают в борьбу за свое место в Африке, назвали эксперты The Boston Consulting Group

Фото: ©Depositphotos.com/everythingposs

Африканский континент становится все более привлекательным для ведения бизнеса. Именно поэтому в последние годы туда ринулись многочисленные зарубежные корпорации. Для них игра стоит свеч: начиная с 2000 совокупный ВВП Африки растет на 5% ежегодно. Кроме того, континент становится политически стабильнее. В половине из 54 африканских стран теперь проводятся демократические выборы, тогда как в 1990 этим могли похвастать лишь 10 государств.

Благодаря перечисленным факторам прямые иностранные инвестиции в Тропическую Африку увеличились пятикратно в период с 2001 по 2012. Важную роль в этом сыграла и демография: согласно прогнозу ООН, через 30 лет Африка обгонит как Европу, так и Азию по количеству рабочей силы. Все больше африканцев получают высшее образование и используют интернет в повседневной жизни.

Демократические преобразования не только привлекают зарубежный капитал, но и позволяют африканским странам преодолевать экономические трудности. Несмотря на падение нефтяных цен, вспышку лихорадки Эбола и террористические атаки, в 2014–2015 Африка сохранила уверенный экономический рост.

Трудности конкуренции

Зарубежным корпорациям на африканском рынке приходится нелегко. С одной стороны, зарабатывают они больше, чем когда бы то ни было. С другой – их рыночная доля неуклонно снижается в пользу местных игроков.

Похожая ситуация складывается и в других регионах мира. В 2013 в ходе опроса BCG 73% топ-менеджеров западных компаний заявили, что чувствуют угрозу со стороны конкурентов из развивающихся стран.

Главная причина стремительного роста местных стартапов – их приверженность домашнему рынку. «В мире слишком много возможностей, и транснациональные корпорации зачастую распыляются. Не вкладывая достаточно ресурсов в ту или иную развивающуюся страну, они проигрывают конкурентам, – делится с BCG участник опроса. – Местным компаниям бежать некуда, поэтому они направляют все свои усилия на то, чтобы закрепиться на одном рынке».

Примеров тому предостаточно. Несколько лет назад, например, в Нигерии был принят закон об обязательной локализации производства строительных материалов. Крупнейший производитель цемента, представленный западной компанией, решил не строить там новый завод. Местная корпорация Dangote Cement воспользовалась ситуацией, нарастила производство и быстро стала лидером рынка.

Африканские компании используют самые разные стратегии роста. Некоторые делают ставку на маркетинг. Производитель напитков Chi значительно увеличил свою долю в Нигерии, апеллируя к патриотизму покупателей. Рекламный слоган этих напитков гласит: «Будь нигерийцем, покупай нигерийское».


Особенности менталитета

Африка – континент многосложный. В одной стране могут проживать представители десятков, а то и сотен племен. Как и во многих других развивающихся регионах, большое значение имеют личные связи и понимание культурных тонкостей.

Западные топ-менеджеры сталкиваются с множеством проблем. Так, одна из них – отсутствие достоверной статистики. Европеец, назначенный директором кенийского представительства крупной компании, был совершенно обескуражен, когда узнал, что ее фактическая рыночная доля на 10% меньше заявленной. Подобные случаи в восприятии иностранцев значительно осложняют ведение дел на Африканском континенте.

Местным бизнесменам весь этот ландшафт, разумеется, понятнее. Прожив в Африке всю жизнь, они досконально разбираются в тонкостях менталитета, в отличие от экспатов, приезжающих на два-три года.

Смена тактики

Многие западные менеджеры не понимают, что Африка кардинально изменилась в последние 15 лет. Раньше никакой конкуренции европейскому и американскому капиталу на континенте не было. Можно было построить завод, отправить на него несколько квалифицированных работников и неплохо зарабатывать. Сегодня же африканский бизнес во многих сферах значительно окреп и конкурирует с крупнейшими транснациональными корпорациями. Если менеджеры последних не изменят своего отношения, то долго в Африке им не продержаться, заключают эксперты из BCG.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить