Беззалоговые кредиты – точка роста рынка

$1 млрд в месяц населению на потребительские цели - эту планку банки могут взять в декабре. По данным финансовой отчетности за второй и третий квартал, большинство кредиторов сместили маркетинговую политику в сторону розничного клиента

За год объем потребительских кредитов вырос на 37% (на 374 млрд тенге). Ежемесячная сумма выдаваемых потребительских займов увеличилась в 2,5 раза и приближается к отметке в $1 млрд. Как правило, на декабрь приходится пик покупательской активности.

У рынка достаточно большой потенциал для долгосрочного роста в годовых темпах в 30-40%. Затянувшийся посткризисный период понизил уровень насыщения розницы банковскими займами. По итогам прошлого года кредитный вес в покупательской способности населения составлял всего 8% от ВВП. Это самый низкий показатель за последние пять лет. В 2007 году задолженность казахстанских домохозяйств перед банками превышала 20% от ВВП. Для сравнения, в странах Восточной Европы кредиты населению превышают 30% от ВВП, в странах Западной Европы – 50%.

Также о низком уровне проникновения потребительских кредитов среди населения говорит и такой факт, как задолженность на душу населения – 81,7 тыс. тенге, то есть 82% от среднемесячной заработной платы. В то же время в Китае задолженность домохозяйств перед банками составляет 2,7 заработных платы, в Восточной Европе – 4.

Обстоятельства в банковском секторе говорят в пользу потребительских кредитов.

Дефицит длинных денег. Основной источник фондирования банков, вклады резидентов Казахстана, составляют две трети от ресурсной базы банков. А это в основном краткосрочная и среднесрочная ликвидность, которую достаточно сложно направлять на проекты сроком в 10-15 лет.

На крупные инвестиционные проекты у банков не хватает ресурсов. Доля долгосрочных кредитов в ссудных портфелях БВУ за последние два года сократилась, что отражается на статистике по инвестиционным кредитам для корпоративного сектора (на пополнение основных фондов, на строительство и реконструкцию). В свою очередь потребительский сегмент кредитуется на коротких и средних дистанциях, в среднем от 1 до 3 лет.

Западная формула потребительского благополучия «кредит плюс труд» - наше ближайшее будущее. Экономике нужна растущая покупательская способность, финансовым институтам - стабильная и растущая клиентура, бизнесу – покупатель, а населению – возможности фондирования. Рынок труда обеспечивает население средствами для закрытия текущих потребностей, но его ресурсов не достаточно для повышения качества жизни общества в сжатые сроки.

Казахстанский фонд заработной платы за два года увеличился на треть (на 88 млрд тенге), среднестатистическая заработная плата наемных работников на 27% (на 21 тыс. тенге). Но качество покупательской способности с места не сдвинулось. Доля затрат на продовольствие составляет, почти, половину потребительских расходов среднестатистического казахстанца. Для сравнения, восточноевропейская семья в среднем тратит на еду 20-25% своего бюджета, остальные средства идут на сферу услуг и приобретение товаров длительного пользования.

При нынешней структуре потребления казахстанцев говорить о масштабном развитии малых бизнесов сложно. Мало рыночных ниш, так как у населения невысокий уровень покупательской способности в сфере услуг и непродовольственных товаров.

Закрыть разрыв между текущими возможностями и потребительскими желаниями могут отечественные банки, но при условии повышения доступности займов. Сейчас это происходит. В третьем квартале ряд банков объявило о смягчении условий потребительского кредитования. При условии жесткой конкуренции, частота выхода более лояльных кредитных продуктов для потребителей гарантирована.

Обзор публикуется с разрешения сайта ranking.kz

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4475 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
13 декабря родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить