Стоит ли управлять валютными рисками

7661

Как различать различные типы рисков, появляющиеся в результате девальвации национальных валют, рассказывают эксперты McKinsey & Company

Фото: AFP

В последние несколько месяцев валютные рынки развивающихся стран находятся под ударом. Девальвировался не только тенге, но и бразильский реал, турецкая лира, колумбийский песо и китайский юань. 

Волатильность курса валют значительно увеличила риски бизнеса. Многие компании управляют этими рисками с помощью различных финансовых инструментов. Как правило, менеджеры хеджируют крупные транзакции в развивающихся странах, используя фьючерсы, опционы или свопы. Разумеется, это даёт компаниям возможность застраховаться от внезапных скачков курса.

Тем не менее, существуют и другие риски, которые, как правило, ускользают от внимания корпоративных экспертов. Понять, как изменение курса валют повлияет на деятельность компании и ее финансовые показатели, бывает непросто. Это зависит от множества макроэкономических факторов и общего состояния того или иного делового сегмента. Чтобы защититься от возможных потрясений, менеджерам важно различать типы рисков и знать, как ими управлять. Эксперты агентства McKinsey & Company дают классификацию и советуют не паниковать.

Портфельные риски. Любая компания, осуществляющая операции в иностранной валюте, им подвержена. Возьмем, к примеру, датскую сеть продуктовых магазинов, представленную в Нидерландах и США. В Европе эта компания застрахована от валютных рисков, поскольку весь оборот средств производится в евро.

Взаимодействие с американским рынком, однако, несет определённую угрозу: при обмене с долларов на евро часть денежного потока может быть «съедена» за счет курсовой разницы.

Впрочем, как показывает практика, подобные риски редко бывают значительными. Они могут на несколько процентов изменить приток денежных средств из заграничных представительств компании, но вряд ли способны повлиять на финансовое самочувствие бизнеса.

Структурные риски. Эти риски возникают при несоответствии между притоком и оттоком наличных средств в компании. Немецкий пивоваренный завод, предположим, экспортирует своё пиво в Америку. Поскольку продажи пива в США осуществляются в долларах, а затраты немцы несут в евро, завод подвержен как портфельным, так и структурным рискам.

Если маржа завода на американском рынке составляет 15%, то падение доллара на 5% уменьшит её до 11%. Это довольно ощутимый спад, который может ударить по финансовой стабильности компании.

Главная проблема структурных рисков заключается в том, что ими сложно управлять. Единственный, по мнению экспертов, способ их снизить – устранить фундаментальную разницу между притоком и оттоком денежных средств. Пивоваренный завод смог бы это сделать, перенеся производство в США (что сразу пошатнуло бы его позиции: премиальное пиво, сваренное в Германии, ценится американцами выше).

Транзакционные риски. Управлять этим типом рисков легче всего, ведь возникают они в результате временного разрыва между датой заключения контракта и оплатой. Например, производитель игрушек, чьи заводы расположены в Китае, продаёт свою продукцию в Америке за доллары. Если условия заключаемых с американскими покупателями контрактов позволяют осуществить постоплату, то производитель подвержен риску в период между завершением поставок и получением денег.

Период неопределенности в данном случае относительно короток, поэтому значительной угрозы транзакционные риски, как правило, не представляют. Кроме того, у крупных транснациональных корпораций имеются программы по их хеджированию.

Так стоит ли управлять валютными рисками?

Причины активно управлять валютными рисками могут быть разными: в некоторых компаниях считают, что так легче планировать деятельность на несколько лет вперед или высчитывать налоги. Как бы то ни было, главный совет экспертов McKinsey – не использовать управление валютными рисками для завышения цены на акции. Помните, что акционеры прекрасно осведомлены о связанных с обменным курсом рисках. Их задача – диверсифицировать инвестиционный портфель. Именно таким образом снижаются возможные риски для бизнеса.

Что касается менеджеров, то им необходимо сосредоточиться на тех типах валютных рисков, которые несут наибольшую опасность для финансовой стабильности компании. Любой бизнес – среда нестабильная, и пытаться нивелировать абсолютно все риски – пустая затея.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить