Баталов: Овощи на «Алтын Орде» закупают многие супермаркеты Алматы

Во вторник, 16 февраля, прошло заседание экспертного клуба Raimbek, посвященное трендам казахстанского ретейла в 2016

Фото: Серикжан Ковланбаев

Экспертами на встрече с представителями деловых СМИ выступили глава Raimbek Group Раимбек Баталов, гендиректор компании «Оптовый клуб» (торговая марка «Арзан») Артур Янушевски, директор Green Land Алмас Даутов и глава Alma Prodex Максим Коваленко.

С момента перехода на плавающий курс тенге прошло без малого полгода, шок у покупателей и продавцов прошел, и теперь все привыкают к жизни в новой реальности. Ретейлеры, работающие на «торговой передовой», одними из первых почувствовали на себе последствия проблем в экономике.

Покупательская способность, по признанию Раимбека Баталова, значительно снизилась, но средний чек за счет уменьшения универсальной потребительской корзины на фоне повышения цен практически не изменился. Однако именно кризис – самое удачное время для выхода на рынок новых игроков. И с этой точки зрения неудивительно и недавнее открытие первого в Казахстане гипермаркета Carrefour, и интерес к казахстанскому рынку со стороны OBI, Leroy Merlin и IKEA.

Подробнее о том, какие настроения царят сейчас на рынке продуктового ретейла, рассказал Артур Янушевски – специалист из Польши, который ранее развивал в Казахстане сеть дискаунтеров SM-Market.

Артур Янушевски.
Артур Янушевски.

- На рынке наблюдается два тренда. Первый: переход потребителей в нижний ценовой сегмент, потому что кушать людям все-таки нужно. Например, те, кто раньше покупал итальянские макароны, перешли на отечественные; те, кто покупал исключительно вырезку, стали брать мясо на кости. Второй: стремление делать покупки в больших объемах. Например, несколько семей покупают 50 кг муки и делят их на всех. Кроме того, потребители значительно реже стали приобретать дорогие продукты питания, например, оливковое масло или экзотические фрукты, - отметил он.

По мнению Артура Янушевски, ассортимент товаров примерно одинаков в разных супермаркетах, поэтому потребители обращают внимание на цену и обслуживание.

- Свежие товары  – вот отличительная черта супермаркетов. И поэтому люди выбирают какой-то конкретный магазин, потому что там свежее мясо и они уверены, что их там не обманывают, там хорошие фрукты овощи, свежие рыба и молочная продукция, - объяснил эксперт. – «Арзан» давно начал обращать внимание на этот фактор и развиваться в этом направлении. В этом году мы продолжим проект «Фермеры Чилика». Кроме того, у нас можно приобрести молочную продукцию от фермеров Талдыкоргана. Есть теплицы, которые поставляют нам томаты круглый год, и мы хотим развивать эти направления.

Проблема для ретейлеров – найти надежных поставщиков продуктов так называемой категории Fresh (в нее входят скоропортящиеся продукты: мясо, молочные продукты, овощи, фрукты, рыба).

- Прежде всего, важна цена. Чтобы продукция была не дороже, чем на рынках и у конкурентов, надо сократить до минимума число посредников, - объяснил эксперт. – Кроме того, важны качество и стабильность, чтобы не испытывать перебоев с поставками.

Максим Коваленко.
Максим Коваленко.

Небольшие фермеры, рассказал Максим Коваленко (Alma Prodex выращивает яблоки, сливы, абрикосы на площади 20 га под Алматы), не в состоянии самостоятельно отработать всю цепочку от производства до конечного потребителя.

- Сад посадить, хранилище построить, машину купить, чтобы возить продукцию, договориться с супермаркетами – все это один фермер не сможет сделать сам, и поэтому сейчас происходит пробуксовка в развитии промышленного объема производства овощей и фруктов, - полагает Коваленко. – В то же время, есть оборотная сторона. Например, те же яблоки лучше всего произведет конкретный фермер, а не крупная компания, не холдинг.

По его мнению, у фермеров есть только один вариант: объединяться в кооперативы. Именно так поступают сельхозпроизводители всего мира.

- Я был на хранилище яблок в Германии и спросил: «Кто у вас хозяин?». Мне ответили: «У нас нет хозяев, у нас кооператив». 2 тыс. фермеров объединились и поставили хранилище на 100 тыс. тонн яблок – у нас элеваторы столько зерна перегружают! Это классический пример кооперации: они объединились, чтобы создать  дальнейшую инфраструктуру и чтобы им легче было вести производство в поле. То же самое должно произойти у нас: принят закон о кооперации, и для себя мы сделали вывод, что далеко без кооперации не уйдем. Мы должны вокруг себя собирать фермеров и дальше говорить о развитии инфраструктуры, строительстве холодильников, дальнейшей реализации продукции в торговые сети либо на экспорт, - уверен спикер. – Но проблема здесь в менталитете и мышлении фермеров. Когда говоришь об объединении, у всех в голове представляется рейдерство, принудительное вступление и сомнения: «вдруг у меня что-то заберут». Этому способствовали исторические события. Но рынок говорит, что объединяться нужно.

В сложные экономические времена особенно важна для фермеров и потребителей кооперация производителей овощей так называемой борщевой группы -  картофеля, моркови, лука, капусты, свеклы, томатов.

Алмас Даутов.
Алмас Даутов.

- Эти овощи выращиваются небольшими фермерскими хозяйствами, у которых нет дистрибуции, зато есть проблемы с хранением, - подчеркнул Алмас Даутов (Green Land выращивает в закрытом грунте 3,5 т. огурцов и томатов в год). – У каждого из этих фермеров по 20 га – ему даже технику хорошую на такую площадь покупать не нужно, потому что она никогда не будет востребована и окупаема. Ему нет смысла строить хранилище.

Раимбек Баталов.
Раимбек Баталов.

По данным Раимбека Баталова, сегодня овощи проходят как минимум через двух посредников, прежде чем попадают от производителя к потребителю.

- Первый – это тот, кто приехал на поле и забрал продукцию, потому что у небольшого фермера нет возможности упаковать ее и увезти. Этот же посредник отвез товар на «Алтын Орду» (если мы говорим об Алматы), потому что  там происходит мытье и весь сервис, - рассказал бизнесмен. – На этом рынке работают крупные оптовики, средние и мелкие. Отсюда товар забирают в магазины. Большинство супермаркетов Алматы закупаются на «Алтын Орде» или через этот рынок.

Формула цивилизованной логистики – это государственно-частное партнерство, полагает Раимбек Баталов.

- Пока в аграрном секторе отсутствуют отраслевая координация и аналитика. Я хотел бы, что бы мы с государством – профильным министерством и местными исполнительными органами – понимали реальную ситуацию на рынке. У нас есть бизнес-модель. Мы не говорим, чтобы государство за нас сделало все. Многое может сделать  бизнес, а инфраструктура, земля, часть капитала нам нужны от государства, иначе мы не сможем выдержать уровень сервиса и цен, необходимый для конкурентной среды, - подчеркнул глава Raimbek Group.

Однако проблем в сельском хозяйстве скопилось так много, что начинать надо с самых азов, считает он. К примеру – активно внедрять современные системы орошения.

- Можно много говорить, но пока большинство растениеводов (те же фермеры Чилика) поливают земли с тяпками в руках, используя арычное орошение, ничего не изменится, – отметил Баталов. – Пока будем воду расходовать и весь гумус вымывать, ни кооперация не поможет, ни ГЧП. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
21366 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить