Авиационные власти добиваются нового кода для аэропорта Нур-Султана. Но NUR уже занят

21214

Возможно, воздушная гавань получит новый код уже осенью

Фото: nn-airport.kz
Фото: nn-airport.kz

Комитет гражданской авиации (КГА) Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК уже не первый год добивается смены кода аэропорта Нур-Султана. Сегодня столичная воздушная гавань имеет код TSE – он созвучен с прежним названием, которое город получил в далеком 1961 году – Целиноград. Аэропорт стал обладателем этого кода еще в советское время – его выдала Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). (Присвоение кодов аэропортам, авиакомпаниям и типам самолётов для классификации – одна из функций этой межгосударственной структуры.) С тех пор город не раз менял свое название – был Акмолой, Астаной, а в 2019 стал Нур-Султаном. Но код ИАТА у аэропорта столицы ни разу не менялся.

Не то, чтобы это был вопрос жизни и смерти – скорее, больше имиджевый. Дело в том, что этот код постоянно видят как авиаторы, так и пассажиры: в системах бронирования авиабилетов, в своих посадочных талонах и на багажных бирках. Ну и не стоит забывать народную любовь к особым сочетаниям букв и цифр в Казахстане. Простой пример: в большинстве авиакомпаний самолеты зарегистрированы под обычными регистрационными кодами, а вот в Qazaq Air все пять лайнеров, находящихся в парке, имеют регистрационные коды со смыслом: P4-NUR, P4-QAZ, P4-FLY, P4-AST и P4-AIR. Код же самой авиакомпании, случайно или нет – IQ.

Вот и авиационные власти Казахстана регулярно делают попытки изменить код аэропорта столицы, обращаясь в ИАТА. Но сделать это не так-то просто. С одной стороны, старый код занесен в огромное число баз данных по всему миру и его замена потребует большой работы. С другой стороны, огромное число кодов попросту занято, поскольку ИАТА присваивает коды даже малым аэропортам, даже тем, где нет регулярных авиаперевозок, но куда теоретически может экстренно приземлиться самолет в случае чрезвычайной ситуации.

Очередной раунд переговоров между авиационными властями Казахстана и ИАТА состоялся в среду, 24 июля 2019, о чем поспешила сообщить пресс-служба КГА: «Сегодня состоялась встреча председателя Комитета гражданской авиации Талгата Ластаева с новоназначенным региональным менеджером Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) по Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану и Таджикистану – госпожой Фундой Чалишир. В ходе встречи сторонами обсуждены ряд вопросов по дальнейшему сотрудничеству в области гражданской авиации. В частности, на встрече обсуждался вопрос изменения трехбуквенного кода аэропорта города Нур-Султан».

На переднем плане: Талгат Ластаев и Фунда Чалишир
Фото: facebook.com/caakaz
На переднем плане: Талгат Ластаев и Фунда Чалишир

В сообщении комитета подчеркивается, что им «активно ведется работа по изменению кода столичного аэропорта».

«Ранее авиакомпаниями, выполняющими рейсы в Нур-Султан, было поддержано и одобрено изменение кода аэропорта Нур-Султана. Решение данного вопроса ожидается на Конференции пассажирских стандартов (Passenger Standards Conference, PSC), которая состоится в октябре 2019 года. По итогам проведенной встречи между Талгатом Ластаевым и Фундой Чалишир достигнута договоренность совместно прорабатывать и координировать вопрос изменения трехбуквенного кода, а также активно сотрудничать по вопросам тарифной политики, безопасности полетов и авиационной безопасности», - также сказано в сообщении.

Forbes.kz обратился к представителю комитета гражданской авиации с просьбой сообщить, какой новый код для столичного аэропорта взамен TSE хочет получить КГА у ИАТА. В ответ нам сообщили, что рассматривается несколько вариантов, и пока говорить о каком-то конкретном буквосочетании преждевременно.

Пока же понятно, что аэропорт Нур-Султана вряд ли получит самый очевидный код NUR – он уже «забит» за воздушной гаванью австралийского городка Налларбор (Nullarbor). Так же вряд ли получится получить код, состоящий из аббревиатуры фамилии, имени и отчества первого президента Казахстана, в честь которого назван столичный аэропорт – код NAN закреплен за аэропортом Нанди, что в Фиджи. Заняты и многие другие близкие Нур-Султану по звучанию или написанию буквосочетания: NST (аэропорт Након-Си-Таммарат, Таиланд), TAN (аэропорт Тангалума, Австралия), NRS (аэропорт Империал-Бич, Румыния), NAZ (аэропорт Нана, Соломоновы острова).

Но есть и хорошие новости для инициаторов смены кода: никем не «забиты» такие сочетания, как: NZB и NSU, например.

Судьба других казахстанских аэропортов, имеющих старые коды, пока, видимо, меньше волнует авиационные власти. Тем временем воздушная гавань Актау пользуется кодом SCO (по прежнему названию города - Шевченко), Атырау – GUW (Гурьев), Тараз – DMB (Джамбул).

Получится ли у КГА в итоге избавить столичный аэропорт от кода TSE? Опыт соседней страны, Азербайджана, показывает, что это возможно. Так, ранее аэропорт Баку имел код BAK. Однако в 2004 воздушная гавань была переименована в честь третьего президента Азербайджана Гейдара Алиева. После этого авиационным властям этой страны удалось добиться у ИАТА нового кода для аэропорта – GYD.

С другой стороны, столица Кыргызстана была переименована с Фрунзе в Бишкек 28 лет назад, еще в 1991, но столичный аэропорт до сих пор имеет код FRU. Впрочем, возможно, авиационные власти соседней страны просто не очень настойчивые. 

Кстати, как выяснил Sputnik Казахстан, комитет гражданской авиации вместо TSE рассматривает следующие трехбуквенные сочетания для аэропорта Нур-Султана: NKZ, QAZ, NNZ, NZR, NRZ и NNV. Об этом говорили на совещании по изменению трехбуквенного кода еще 28 мая 2019. «Сегодня состоялось совещание с представителями казахстанских и зарубежных авиакомпаний-членов международной ассоциации воздушного транспорта IATA: «Эйр Астана», SCAT, «Белавиа», LOT Polish Airlines, Turkish Аirlines, Air China, «Узбекские авиалинии» и Fly Dubai, выполняющих регулярные рейсы в Нур-Султан», - сообщила тогда пресс-служба комитета гражданской авиации. По итогам совещания изменение кода «авиакомпаниями было поддержано единогласно». Протокол этого решения был направлен в штаб-квартиру международной ассоциации воздушного транспорта, отметили в ведомстве.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube