Авиакомпании РК: Билеты подорожают после отмены регулирования аэропортов

10969

Казахстанские авиакомпании «Эйр Астана» и Qazaq Air сделали совместное заявление по этому вопросу в понедельник, 16 мая

Фото: © Depositphotos.com/broker

Авиакомпании «Эйр Астана» и Qazaq Air посчитали необходимым ответить на многочисленные запросы СМИ относительно намерения Комитета по регулированию естественных монополий РК отказаться от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов, которое было озвучено в начале мая. Как сказал глава данного ведомства Серик Жумангарин на презентации законопроекта по вопросам конкуренции в мажилисе, правительство в ближайшее время рассмотрит вопрос об отмене государственного регулирования цен на услуги отечественных аэропортов. По словам Серика Жумангарина, это услуги телескопического трапа, обслуживание пассажиров, взлет-посадка и т.д. - всего 19 услуг.

«Напрашивается резонный вопрос, как в случае отмены регулирования авиакомпании смогут согласовывать тарифы с аэропортами, которые являются монополистами в каждом городе Казахстана?» - вопрошают авиаперевозчики и продолжают: «По мнению представителей авиакомпаний и вопреки заявлениям Серика Жумангарина, отмена регулирования неминуемо приведет к повышению стоимости воздушных перевозок в целом, и авиабилетов, в частности. Уже давно свыше 100 видов тарифов аэропортов на монопольно оказываемые услуги никак не регулируются со стороны КРЕМ, и, в результате, авиакомпании вынуждены принимать многократные повышения тарифов аэропортов, которые являются второй крупнейшей статьей расходов авиакомпаний после авиационного керосина. Во всем мире тарифы аэропортов являются предметом публичных слушаний и подлежат государственному регулированию, в то же время руководство КРЕМ, призванного регулировать тарифы естественных монополистов, предлагает отменить данный контроль».

Что касается нерентабельных региональных аэропортов с низкими объемами перевозок, никакое повышение тарифов не покроет операционные расходы, но наоборот, приведет к закрытию авиарейсов в эти регионы, уверяют перевозчики.

Как было отмечено Сериком Жумангариным, аэропорты Алматы, Астаны и Тараза являются самыми прибыльными аэропортами в Казахстане и получили чистую прибыль в 2014: 7,3 млрд тенге, 616 млн тенге и 210,1 млн тенге, соответственно. Жумангарин полагает, что отмена госрегулирования будет осуществлена на международные рейсы. Однако из-за географического расположения и ограниченных возможностей рынка, региональные аэропорты не обслуживают международные рейсы. Большинство международных рейсов из и в Казахстан обслуживается прибыльными аэропортами, включая Алматы, Астану, Атырау, Актау и Караганду.

«Поэтому при отказе от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов, в выигрышном положении окажутся только уже прибыльные аэропорты, такие как в городах Алматы и Астана, но не региональные аэропорты. Национальные авиаперевозчики сходятся во мнении, что эффективное развитие казахстанских аэропортов не должно достигаться за счет введения необоснованно высоких аэропортовых тарифов. Аэропорты Казахстана и услуги аэронавигации являются национальными активами, и, в соответствии с международной практикой, все капитальные вложения в них осуществляются за счет государства. Будет большой ошибкой накладывать на отечественные авиакомпании дополнительное бремя с целью развития инфраструктуры аэропортов, причем перевозчики являются единственным источником доходов для тех же аэропортов», - заявляют авторы обращения.

«Многие отечественные авиакомпании сегодня являются убыточными, поскольку основная часть расходов должна быть оплачена в твердой валюте: расходы на самолеты, запасные части, крупные формы технического обслуживания и другие. Освобождение из-под регулирования заведомо монопольных услуг аэропортов неминуемо ляжет на плечи авиакомпаний, и, в конечном итоге, на плечи самих пассажиров.

Международная организация гражданской авиации ИКАО определила принципы в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, согласно которым правительство должно принять ответственность за экономический надзор, обеспечить консультации аэропортов с пользователями услуг и установить надлежащее эффективное управление аэропортами», - заключают в «Эйр Астане» и Qazaq Air.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить