Алматинцев начали кормить вегетарианскими бургерами. Но полюбили их мясоеды

12065

Мировые тренды общепита приходят в Казахстан

Beyond Burger ресторана Cafeteria
Фото: abr
Бургер с котлетой из искусственного мяса Beyond ресторана Cafeteria

Алматинский ресторан Cafeteria первым в Казахстане ввёл в меню блюдо, в котором в качестве основного ингредиента используется искусственное мясо от известного американского производителя Beyond Meat. Эта компания была основана в 2009 и спустя десять лет зарекомендовала себя как самого известного в мире производителя продукта, альтернативного мясу. Как пишет Forbes Russia, среди инвесторов бренда можно найти основателя Microsoft Билла Гейтса, актера Леонардо ди Каприо и бывшего гендиректора McDonald’s Дона Томпсона. В мае 2019 компания вышла на IPO. Перед выходом на биржу Beyond Meat оценила себя в $1,2 млрд. На размещении компания планировала привлечь $180 млн, а собрала $240 млн. Акции компании за первые дни торгов выросли аж на 200%. В основе растительного мяса Beyond Meat — гороховый протеин (белок), мука, картофельный крахмал, вода, масла и специи.

Искусственное мясо Beyond Meat стало очень популярным в западных странах. Что касается СНГ, то из стран содружества его первым завезла Россия: впервые бургеры с котлетой из мяса от Beyond Meat ввела сеть ресторанов группы White Rabbit Family в апреле 2019. К сентябрю было продано уже около 20 тыс. таких гамбургеров. По оценкам Forbes, это принесло продавцам не менее 10 млн рублей выручки.

К сентябрю 2019 искусственное мясо уже появилось в меню ресторанов TGI Friday's и в сети магазинов «Лента». Было заявлено, что на основе продуктов Beyond Meat будут делать блюда в Pizza Hut и «Теремке». В ноябре 2019 в российской рознице стартовала продажа котлет Beyond Meat. Реализацией заинтересовался ретейлер «Перекресток». Кроме того, растительное мясо с 5 ноября начала продавать в 29 московских магазинах сеть «Азбука вкуса». В пересчете на килограмм стоимость альтернативного мяса составит около 3300 рублей (около 20 тыс. тенге по курсу на конец ноября 2019). По словам главы Национальной мясной ассоциации России Сергея Юшина, за такие деньги можно купить килограмм самой премиальной говядины или ягнятины. А килограмм гороха, белок которого есть в составе продукции Beyond Meat, стоит в десятки раз дешевле. В следующему году планируется, что объём искусственного мяса, поставляемого в России, будет увеличен с нынешних 2,7 тонны до 27 тонн в месяц.

Тем не менее мировая мода по переходу на «правильное питание» и сокращение потребления животных продуктов и жиров не останавливают поклонников растительного мяса. Теперь эти тренды добрались и до Казахстана - с небольшим отрывом от России. Первым продукт Beyond Meat в Казахстан привезла сеть abr.

Лаула Стамкул.
Фото: личный архив
Лаула Стамкул.

- Казахстан – страна мясоедов, здесь основная масса людей не может жить без мяса, - рассуждает Лаула Стамкул, трудившаяся арт-директором ресторана Cafeteria. - Но мы замечаем, что наметилась небольшая тенденция смены предпочтений: не только веганы и вегетарианцы, но и в целом люди, которые заботятся о бережном обращении с животными, стали отказываться от мяса. В то же время весь мир заговорил о продукте Beyond Meat. Да, и до него были попытки создать заменитель мяса, но Beyond Meat смогла сделать продукт, очень похожий на мясо не только по цвету, но и по консистенции и вкусу. И это, конечно, произвело революцию. Особенно известной эта компания стала после того, как с умопомрачительным успехом вышла на IPO. Теперь Beyond Meat - это новый тренд, который захватывает мир. Сеть abr любит ступать на неизведанную почву и хочет быть в курсе всего нового, что происходит в мировой гастрономии. Вот мы и решили поэкспериментировать с мясом Beyond.

Для начала в ресторане решили провести профессиональный эксперимент - приготовить блюда из такого мяса в разовом порядке и понаблюдать за отзывами гостей. Однако, по словам Лаулы Стамкул, логистика оказалась неожиданно сложной. Официального представителя Beyond Meat не было не только в Казахстане, но и в СНГ – в основном они работают в США и некоторых странах Европы.

- Мы написали в компанию запрос, но нам ответили, что пока с нашим рынком не работают, - вспоминает собеседница. - Тогда мы узнали, что в России одна из крупных ресторанных сетей включила в меню это мясо. Мы поинтересовались, можно ли заказать через них (это нормальный процесс, много западных продуктов попадают на наш рынок через Москву). Оттуда, к сожалению, мы тоже получили отрицательный ответ. Тогда мы стали наводить мосты с казахстанскими логистическими компаниями, которые занимаются доставкой продуктов из-за рубежа. Одна из них откликнулась и решила сделать пробную доставку. Весь процесс налаживания логистики занял два месяца, и летом 2019 мы получили первую коробку мяса Beyond Meat.

Американская компания производит растительное мясо в виде котлет или фарша, которые можно использовать для многих блюд. Cafeteria заказала котлеты, и они пришли в вакуумной упаковке и замороженные. В ресторане решили на своей террасе устроить барбекю-вечеринку и пожарить гамбургеры из Beyond Meat. Это было специальное предложение на два выходных дня. Компания разместила в Instagram пост, приглашающий гостей. Цена была выставлена максимально приближенная к себестоимости – 3500 тенге за гамбургер.

- Все заготовки, которые были сделаны на два дня, мы продали за один час! – смеется Лаула Стамкул. – Было так много положительных отзывов, что мы решили повторить барбекю-уикенд. Накануне очередных запланированных дат начались звонки гостей с просьбой забронировать им гамбургеры. В итоге отзывы гостей были очень позитивными, весь наш Instagram был завален отзывами.

Для нас это был имиджевый проект: нам самим хотелось попробовать такое мясо и порадовать и удивить гостей, которые следят за трендами. Ведь раньше мы тоже пробовали заменить мясо - делали, например, гороховые котлеты, но по вкусу они оставались горохом. А тут был совершенно иной вкус! Причем в Beyond Meat не скрывают ингредиенты: там нут, травы, специи; нет ГМО, глютена, лактозы и сои. Чистый, здоровый растительный белковый продукт. Вкусный. Но при этом не оставляет тяжести в желудке, как мясная котлета. Да и калорий в ней меньше: 270 ккал в одной котлете Beyond, а такого же веса мясной бургер тянет на 310 ккал. К слову, готовится такая котлета от Beyond Meat так же, как мясная. Пробуя её, ты поражаешься, насколько продвинулись технологии!

Когда акции закончились, гости стали интересоваться у рестораторов, когда они снова привезут растительное мясо. Поэтому после успешного эксперимента с сентября 2019 Cafeteria ввела гамбургеры из Beyond Meat в основное меню. Сегодня их цена – 4900 тенге. Что любопытно, по словам Лаулы Стамкул, основные потребители этих бургеров – вовсе даже не вегетарианцы.

А как у них?

В США различные ресторанные сети также в 2019 начали пробовать вводить в меню блюда из искусственного мяса на основе горохового белка. В частности, тестирование начали фастфуд-сети, в том числе KFC. Как пишет «Коммерсантъ», аналитики Allied Market Research пришли к выводу, что по всему миру рынок альтернативного мяса будет расти каждый год на 8,5%, к 2020 году его объём может превысить $5 млрд. А к 2023, по некоторым оценкам, может достигнуть $23 млрд.

Основатель стартапа Impossible Foods, одного из лидеров рынка растительного мяса, Пэт Браун вообще полагает, что натуральное мясо может исчезнуть через 15 лет — за это время люди могут перейти на его заменители и уже к 2035 году полностью отказаться от животных ингредиентов. К слову, Impossible Foods уже поставляет котлеты из растительных белков в американские рестораны Burger King. На начало 2018 Impossible Foods продавала свои бургеры с растительным мясом в 6 тыс. ресторанов различных сетей США. Beyond Meat фокусируется на супермаркетах: продукция компании присутствует в 30 тыс. торговых точек.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить