В какие самолеты вкладывает деньги Air Astana

Об этом рассказал президент авиакомпании Питер Фостер

Питер Фостер.
Фото: Андрей Лунин
Питер Фостер.

Беседа казахстанcких журналистов c главой национального авиаперевозчика Казахстана состоялась в рамках 52 парижского авиасалона Ле Бурже. Напомним, в этом году Air Astana уже шестой раз подряд удостоилась 4-звездочного рейтинга за превосходное качество обслуживания, одержав победу в номинации «Лучшая авиакомпания Центральной Азии и Индии» по версии Skytrax. Также компания получила приз в номинации «Лучшее бортовое обслуживание в Центральной Азии и Индии» в пятый раз подряд.

Мистер Фостер, поздравляем с наградами.

- Спасибо. В этом году Air Astana вновь признана лучшей авиакомпанией в Центральной Азии и Индии. Другой награды, выше, чем Skytrax, на авиационном рынке не существует. Ее заслужить нелегко, поскольку у нас было более 30 конкурентов в Пакистане, Индии, Шри-Ланке и Центральной Азии.

 Скажите, как будет меняться авиакомпания в ближайшие годы?

- Самая большая наша цель - это, конечно же, расти и развиваться. Сейчас флот Air Astana состоит из 31 самолета, а к 2026 он вырастет до 64 воздушных судов. Также у нас есть еще одна важная цель – увеличивать количество рейсов из аэропорта Астаны, соединяя столицу Казахстана с другими городами. Ну, и улучшать сервис, разумеется.

В 2017 мы запускаем новые рейсы из Астаны в Дели и Киев.

Правительство приняло решение о продаже части акций вашей компании на бирже. Как вы к этому относитесь?

- У нас очень амбициозные планы, но мы не можем их реализовать, привлекая только заемные финансы. Нам нужен выгодный рынок заемного капитала. Потому мы надеемся, что сможем привлечь выгодное финансирование, когда компания выйдет на IPO. Надеемся, этот шаг станет началом реализации наших больших планов.

Не боитесь ли вы, что акции Air Astana купят другие авиакомпании – ваши конкуренты?

- Сейчас слишком рано об этом говорить. Мы считаем, что нашими акционерами вовсе необязательно должны стать инвесторы, владеющие другими авиакомпаниями. Хотя опасность повлиять на наше развитие с приходом новых акционеров существует. Потому важно, чтобы при выходе Air Astana на IPO учитывались стратегические планы правительства Казахстана. Потому будущая судьба авиакомпании будет решаться коллективно - авиационным менеджментом и нынешними акционерами Air Astana – фондом «Самрук-Казына» и компанией BAЕ Systems.

Недавно парк авиакомпании стал пополняться лайнерами нового поколения семейства Airbus A320neo. После начала поставок выяснилось, что у этих самолетов имеются дефекты в двигателях: лайнеры с пассажирами возвращались в пункты вылета, подолгу стояли в ваших ангарах. Это как-то повлияло на планы авиакомпании?

- Да, у лайнеров возникли проблемы с установленными на нах двигателями компании Pratt & Whitney. Но мы не сомневаемся, что такая уважаемая компания сможет решить все проблемы. В Pratt & Whitney активно сотрудничают с Airbus и авиакомпаниями. Не знаю, слыша ли вы, что, например, и немецкая авиакомпания Lufthansa, которая является одним из крупнейших покупателей самолетов А320neo, тоже столкнулась с этими проблемами. Но они обязательно решатся. Мы не возьмем новые самолеты, пока недостатки не будут исправлены.

Насколько изменились ваши планы по пополнению парка из-за этих проблем?

- Два Airbus должны были прийти к нам в мае 2017. Но мы отодвигаем поставку на 2018. То есть, в следующем году к нам прибудут лайнеры Airbus, а также региональные самолеты. Пока мы не можем объявить, какие именно региональные суда приобретаем – сохраним интригу. Могу лишь сказать, что их салон будет рассчитан на чуть больше 100 кресел в эконом-классе. Эти лайнеры будут летать на местных рейсах, а также в соседние регионы Центральной Азии, России и Кавказа.

Что касается новых Airbus, нам интересны лайнеры модели А321. В их салоне 166 мест, в том числе 150 в эконом-классе и 16 полностью раскладывающихся кресел в бизнес-классе. Лайнер рассчитан на полеты на длинные дистанции. Это будет абсолютно фантастический продукт. И эти лайнеры мы ожидаем в 2019. На сегодняшний день мы подписали опцион на приобретение 14 самолетов Airbus. Но пока мы не знаем, сколько из них будут модели А321.

Несколько лет назад Air Astana заказала новейшие самолеты корпорации Boeing – 787, модель Dreamliner. Однако поставки этих лайнеров несколько раз откладывались. Почему?

- Они остаются в планах нашей авиакомпании. Самолеты прибудут, но пока неизвестно, в каком году. Покупка Boeing 787 требует больших капиталовложений, поэтому мы на сто процентов должны быть уверены, что эти инвестиции будут оправданы. И ключ к решению этой задачи – это наш бизнес по перевозке транзитных пассажиров. То есть, нам нужен массовый пассажир, летающий не из пункта А в пункт В, а в пункт С с пересадкой в Казахстане. Например, по маршруту Дели – Алматы – Лондон.

Потому самый ранний срок, когда к нам во флот поступит Dreamliner - это 2020 год.

В последние месяцы наблюдается тренд, когда Air Astana массово открывает новые рейсы из Астаны, а не из алматинского аэропорта, остающегося крупнейшим в Казахстане. Почему так происходит?

- Первая причина того, почему мы открываем рейсы именно в Астане – в аэропорту столицы построили новый современный терминал. Пока в алматинском аэропорту не будет новых терминалов и условий для расширения, авиакомпания будет фокусироваться на Астане. Однако Алматы все равно является для нас очень важным рынком, и мы надеемся, что в аэропорту города все-таки создадут необходимые условия для расширения.

Наша авиакомпания идет туда, где есть вся необходимая инфраструктура.

Как отразился на деятельности Air Astana тот факт, что из-за выставки ЭКСПО-2017 в Астане введена политика «открытого неба», когда любая зарубежная авиакомпания может открыть туда рейсы без необходимости иметь  межправительственное соглашение?

- Я считаю это отличным фактором. Чем больше авиакомпаний придет в Астану, тем лучше для развития регионального хаба. Мы полностью поддержали политику «открытого неба» и надеемся, что новые авиакомпании, пришедшие в Астану, останутся на нашем рынке.

Как изменился объем пассажиропотока с открытием выставки?

- Он вырос на 20%.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Анастасия Новикова, Главный редактор сайта Forbes.kz

Виктор Бурдин, заместитель главного редактора сайта Forbes.kz

 

Статистика

6579
просмотров
 
 
Загрузка...