36 млрд тенге убытков уже принёс «Эйр Астане» 2020 год. И это не предел

19776

Перевозчик подвел итоги своей деятельности за 9 месяцев

ФОТО: Depositphotos.com/LyazaTretyakova

Крупнейшая казахстанская авиакомпания «Эйр Астана» обнародовала краткий отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2020 и подробную неаудированную финансовую отчетность за первое полугодие нынешнего года. Как и ожидалось, коронакризис принес перевозчику массу финансовых проблем. Впервые за 18 лет своей деятельности «Эйр Астана» получила убыток, измеряющийся десятками миллиардов тенге. Так, первое полугодие принесло авиакомпании чистый убыток в размере 27 млрд тенге. Оно и понятно: авиаторы одни из первых получили удар карантина, когда с 22 марта по 1 мая были остановлены все регулярные рейсы. В марте - мае перевозчики выполняли лишь точечные нерегулярные рейсы — возвращали домой казахстанцев и иногда возили грузы.

В конце весны ограничения были сняты на внутренние рейсы, а летом — частично на международные. Летние месяцы — традиционно самый высокий сезон, когда авиакомпании выкладываются по полной и неплохо зарабатывают. Та же «Эйр Астана» в прежние годы не раз получала сравнительно небольшой убыток за первое полугодие, но по итогу года выходила в плюс благодаря летней «жатве». Но только не в этом году: за 9 месяцев 2020 перевозчик нарастил чистый убыток уже до 35,96 млрд тенге. Для сравнения: годом ранее за тот же период «Эйр Астана» заработала 9,09 млрд тенге чистой прибыли.

Шансов, что по итогам года ситуация как-то исправится, нет. Во-первых, в холодное время года казахстанцы традиционно летают меньше. Во-вторых, вторая волна коронавируса в мире в самом разгаре, и авиационные власти Казахстана заставили авиакомпании сократить международные рейсы. Правда, в этот раз не трогают внутренние. По крайней мере пока. Но тут обстоятельства уже вынуждают сами авиакомпании сокращать и отменять рейсы. Дело в том, что, согласно решениям местных санэпидемиологов, из некоторых регионов Казахстана этой осенью теперь можно улететь на внутреннем маршруте только с отрицательным тестом на ковид. Естественно, популярности авиаперевозкам такие решения не придают. И авиакомпании уже стали отменять и сокращать рейсы. Например, «дочка» «Эйр Астаны» (а де-юре пока еще просто внутреннее подразделение) FlyArystan уже закрыла рейс из Шымкента в Усть-Каменогорск, который этой осенью держится в лидерах по количеству заболевших коронавирусной инфекцией.

Как сжался бизнес «Эйр Астаны» в нынешнем году, очень красноречиво показывают цифры. Так, например, если в первом полугодии 2019 от пассажирских перевозок в кассу авиакомпании поступило 136,5 млрд тенге, то за тот же период 2020 — 72,2 млрд, то есть почти в два раза меньше. Если за первые 6 месяцев 2019 авиакомпания потратила на топливо 36,7 млрд тенге, то в тот же период 2020 — 19,9 млрд. И это притом, что до карантина, в январе и феврале 2020, «Эйр Астана» хорошо росла: пассажиропоток за эти два месяца вырос на 14% по сравнению с тем же периодом годом ранее. В первом полугодии 2020 авиакомпании пришлось вернуть пассажирам 5 млрд тенге за билеты на несостоявшиеся рейсы.

В целом во втором квартале 2020 производительность перевозчика упала до 88% по сравнению с 2019. В авиакомпании ожидают, что плановая производительность снизится примерно на 36% в годовом исчислении во второй половине 2020. В «Эйр Астане» считают, что спрос на пассажирские перевозки будет оставаться низким «до тех пор, пока не появится широко распространенное лечение или вакцина от Covid-19».

В «Эйр Астане» рассматривают разные варианты будущего. Жесткий сценарий развития событий предполагает, что ограничения на перелеты будут оставаться в силе до 30 июня 2021. При этом будут осуществляться только внутренние рейсы и только небольшая часть международных рейсов. В руководстве перевозчика предполагают, что в любом из моделируемых сценариев не потребуются существенные структурные изменения в бизнесе авиакомпании.

Но все же заметные коррекции в авиакомпании уже произошли. Чего, например, стоит переоборудование самого большого лайнера в парке перевозчика в грузовую машину.

Конечно, «Эйр Астане» приходится жестко экономить. В первую очередь был введен строгий контроль затрат — отменены «практически все расходы, кроме жизненно необходимых». Так, были сокращены объемы субподрядных работ, продлены отпуска и время простоя воздушных судов; отсрочены все второстепенные капитальные расходы, пересмотрены сроки по капитальным ремонтам и отложены где возможно.

Жертвой кризиса стал и парк перевозчика - «Эйр Астане» пришлось раньше времени окончания договора аренды выводить из эксплуатации четыре Boeing 757-200 и четыре Embraer E190. «Одним из ответов на кризис является позиционирование группы как более эффективно работающей авиакомпании в течение следующих нескольких лет посредством использования в ее парке более эффективных воздушных судов», - объясняют это в авиакомпании.

Правда, параллельно перевозчик ждет и пополнения. Так, еще в 2015-2017 «Эйр Астана» подписала соглашения на аренду лайнеров семейства Airbus A320neo. По контракту поставка семи воздушных судов состоится во втором полугодии 2020 и в 2021. А вот поставка трех Boeing-787 Dreamliner была перенесена на 2023 год.

В «Эйр Астане» рассчитывают, что внутренние рейсы будут полностью восстановлены в начале второго квартала 2021, международный рынок выйдет на докризисный уровень ко второй половине 2022 и началу 2023-го.

Тяжело и второму по величине перевозчику Казахстана. В SCAT только за мертвый сезон - март и апрель 2020 - прямые убытки составили более 5,6 млрд тенге. А если учитывать недополученный доход авиакомпании за этот же период, сумма составит более 18 млрд тенге.

В целом же глобальная авиаиндустрия испытывает тяжелый кризис. В разгар первой волны пандемии более трети мирового парка из 8500 пассажирских самолетов было припарковано, и на регулярных рейсах использовалось менее половины общего количества пассажиро-мест. Авиакомпании вынуждены раньше времени выводить из парков вместительные и возрастные воздушные суда, сотни лайнеров по всему миру досрочно улетели «на вечный покой» или стали донорами запчастей.

Почти все авиакомпании мира терпят убытки. Так, например, Singapore Airlines за первое полугодие 2020 недосчиталась $2,5 млрд. Убытки Lufthansa Group за первое полугодие составили 3,6 млрд евро. В разгар кризиса немецкий перевозчик терял 1 млн евро в час и только после строгой оптимизации этот темп удалось сократить вдвое. В зимнюю навигацию Lufthansa будет выполнять только 25% рейсов по сравнению с прошлой зимней программой.

Международная ассоциации воздушного транспорта (IATA) оценила ущерб авиакомпаний мира от пандемии коронавируса в $113 млрд.

Председатель совета директоров Lufthansa Карстен Шпор считает, что спрос восстановится до докризисного уровня не раньше 2024 года. И дольше всего будут восстанавливаться дальнемагистральные рейсы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить