На правах рекламы

13 лет первому в Казахстане lifestyle-моллу «Апорт»: вызовы и достижения

Моллы «Апорт» стали локомотивами развития Алматинской агломерации

Дмитрий Ревин
ФОТО: архив пресс-службы
Дмитрий Ревин

За 13 лет крупнейший молл страны «Апорт» посетило свыше 100 млн гостей, начали работать более 300 арендаторов, впервые в Алматы и Казахстане было запущено 75 международных брендов, создано 10 тысяч рабочих мест, а Алматинская агломерация получила серьезный импульс развития на западе и востоке города. Каким образом удалось достичь таких результатов, рассказал председатель Союза девелоперов торговой недвижимости РК, совладелец моллов «Апорт», ГК Eurasia RED Дмитрий Ревин.

Дмитрий Александрович, в этом году созданному вами с партнерами холдингу Eurasia RED исполняется 15 лет, а первому в Казахстане крупнейшему lifestyle-моллу «Апорт» 17 сентября исполняется 13 лет. Какими были эти годы для молла «Апорт»?

– Интересными и достаточно сложными для реализации нашей стратегии развития первых моллов Казахстана. Мы пережили четыре девальвации, в течение которых доллар вырос со 120 до 475 тенге, два финансово-экономических кризиса, пандемию короновируса, «мирных» протестантов в январе 2022 года.

Напомню, что мы начинали девелопмент первого молла в Казахстане по критериям International Council of Shopping Centers (ICSC.org) в 2007 году в Иргелийском округе Алматинской области в чистом поле, заросшем камышом. С многочасовыми пробками по проспекту Райымбека, с дефицитом профессиональных арендаторов на рынке. И при всём этом нам удалось привлечь финансирование крупнейшего в Казахстане банка Halyk и международных финансовых организаций, таких как International Financial Corporation (IFC) и Al Hilal Bank. Нам удалось привлечь свыше 75 международных брендов в Казахстан, создать 10 тысяч рабочих мест (пять тысяч в первом молле «Апорт» на западе Алматы и пять тысяч во втором молле «Апорт East» на востоке Алматы). А также организовать и запустить развлекательные форматы – детский развлекательный парк Funky Town, семейный развлекательный парк Funky World, аквапарк Hawaii, Miami Resort And Spa, Hawaii Fitness, признанных лучшими в странах СНГ и получивших «Золотых пони». При этом свыше 300 арендаторов заняли 335 тыс. кв. м (15 тыс. кв. м в БЦ SAT, 200 тыс. кв. м в первом молле «Апорт», 120 тыс. кв. м во втором молле «Апорт East»). Более 100 млн гостей за 13 лет посетители наш первый молл «Апорт», который был признан International Property Awards лучшим проектом торговой недвижимости Казахстана.

В 2009 году впервые в стране благодаря моллу «Апорт» были открыты такие бренды, как LC Waikiki, Koton, DeFacto, Kari, Kari kids, «Спортмастер», «Детский мир», Gloria Jeans, New Yorker, Flo, Miniso, Cropp, House, Mohito, Sinsay, Decathlon, Leroy Merlin Studio и т. д. И сегодня эти торговые марки из Турции, России и Европы стали лидерами в своих категориях. А благодаря работе нашей команды удалось добиться роста оборотов якорных арендаторов первого молла «Апорт» на 23% в 2021 году по отношению к допандемическому 2019-му. А еще в 2022 году открылись торговые точки новых флагманов: Decathlon и Zeta, расширены и обновлены концепции DeFacto, LCW, Magnum и New Yorker, скоро у нас откроется флагманский магазин Madame Coco.

Трафик гостей молла вырос в четыре раза с 2009 года и сегодня составляет свыше одного миллиона гостей в месяц. Транспортная доступность первого молла «Апорт» кардинально улучшилась  благодаря открытию станций метро «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы», запуску восьми транспортных развязок с пробивкой проспекта Абая в западном направлении, доступности общественного транспорта (к нам можно добраться на 30 автобусных маршрутах), а также бесплатной парковке «Апорт» на пять тысяч машин.

Моллы «Апорт» стали локомотивами развития алматинской агломерации – вокруг первого молла «Апорт» возводится свыше 1,5 млн кв. м жилья и 1 млн кв. м жилья строится вокруг второго молла «Апорт East» – и всё это находится в экологически чистых районах с восьмиминутной транспортной доступностью до «Нурлы Тау».

За эти годы было всё: мировые кризисы, девальвации и пандемия. Какую помощь вы оказываете своим партнерам-арендаторам и сотрудникам?

В начале пандемии весной 2020 года мы вместе с ведущими девелоперами страны создали Союз девелоперов торговой недвижимости РК, который объединил свыше 1 млн кв. м качественных проектов торговой недвижимости – моллы «Апорт», сеть ТРЦ MEGA, «Керуены», Dostyk Plaza,  Shymkent Plaza, Esentai Mall и т. д. Члены союза выбрали меня председателем для обсуждения и реализации мер по выживанию нашей отрасли в период короновирусных ограничений. Благодаря совместной работе с омбудсменом и командой «Атамекена» нам удалось значительно ослабить негативный эффект пандемии на отрасль торговой недвижимости в 2020–2022 годах, а также получить ряд государственных мер поддержки для наших арендаторов.

За 15 лет ГК Eurasia RED создала и сохранила костяк сотрудников. При этом мы воспитываем и развиваем уже третье поколение профессионалов, предоставляя конкурентную заработную плату, возможности развития и роста. Мы первые, кто внедрил среди управляющих компаний торговыми центрами систему мотивации сотрудников в виде процента от товарооборота арендаторов.

Мы также стали пионерами в республике, внедрив 14 лет назад подход к арендной плате в виде минимальной фиксированной ставки и процента от товарооборота. Такой подход устанавливает долгосрочные взаимовыгодные партнерские отношения с нашими арендаторами – даже в пандемию 2020–2021 годов ротация арендаторов в молле «Апорт» составила 5%, в 2022 3% в год. Наш первый молл заполнен на 99%, а все наши якорные арендаторы уже подписали договоры аренды во втором молле «Апорт East».

Именно совместная работа с партнерами-арендаторами позволяет нам иметь лучшие в Казахстане по оборотам форматы в молле «Апорт».

Насколько сильно изменилась структура потребления в регионе?

– За последние несколько лет наши гости стали более ответственно подходить к покупкам. По официальной статистике, доля расходов домохозяйств на покупку продовольственных товаров увеличилась с 38 до 52% семейного бюджета. Таким образом, мы видим, что располагаемый доход жителей снижается. И в таких условиях покупки в молле «Апорт» – грамотное решение, так как мы собрали уникальный набор отечественных и международных брендов с лучшим соотношением цены, качества и сервиса в стране. Например, джинсы отличного качества у нас в H&M стоят 9 900 тенге. В неорганизованных форматах торговли такие же стоят в несколько раз дороже, при этом там предложат сомнительное удовольствие платного паркинга, отсутствие «профессиональных» магазинов, температуру в 24 градуса 12 месяцев в году. Свыше 60% оборота торговли в стране до сих пор проходят через неорганизованные форматы. Но, к счастью, этот показатель снижается на 5% в год.

Люди в наше время хотят получать удовольствие от покупок, при этом экономя бюджет и время – в молле «Апорт» NPS составляет свыше 90%, а сотрудники ежемесячно проходят стажировку у наших партнеров-арендаторов для получения обратной связи от гостей «Апорт», внедряют меры по дальнейшему росту оборота и улучшению молла «Апорт».

Когда планируется открытие молла «Апорт East» и какие флагманы там будут?

Весной 2023 года при финансовой поддержке Halyk Bank будет запущен наш второй lifestyle – молл «Апорт East» площадью 120 тысяч кв. м, над реализацией которого наша команда работает свыше 10 лет. Для реализации проекта были приглашены международные компании Colliers и MB architects с большим опытом работы в Центральной Азии. Проект строится при поддержке акимата Алматы и фонда DAMU. Уже сдано свыше 70% площадей с флагманскими форматами брендам LCW, Kari, DeFacto, Flo, Sulpak, Technodom, Alser, Funky Planet, Magnum, «Апорт Food Mall» и т. д. Впервые в Казахстане планируется открытие брендов Xside, Instreet и др. В строящемся молле будет расположен самый масштабный кинотеатр в Казахстане – Kinoplexx 16 IMAX Halyk Bank с 16 залами, включая зал IMAX, экран которого станет самым большим в СНГ. Также в новом молле планируется запуск аквапарка со спа-центром площадью 25 тыс. кв. м с разнообразием бассейнов и водных аттракционов для всей семьи.

Lifestyle-концепция, успешно внедряемая с 2011 года в первом молле «Апорт», использована и в «Апорт East»: 35% площадей проекта отдается под «умный отдых», 50% – под торговые площади и 15% – на прогулки, рестораны и посещение сервисов услуг. Там будет большая «зеленая» пешеходная зона и парк активных развлечений. Отмечу, что фасад молла «Апорт East» повторяет пики Алматинских гор.

Как планируется отметить день рождения молла «Апорт» и что ждет его гостей?

– 17 сентября в молле «Апорт» планируется грандиозное празднование 13-летия: выступление популярных исполнителей Беркута и Аиши, а также розыгрыши и подарки. Главным сюрпризом  станет розыгрыш трехкомнатной квартиры в ЖК «Dostar» от строительной компании «Элитстрой». Для этого необходимо совершить до 17 сентября любую единовременную покупку в молле «Апорт»:

- от 10 тысяч тенге – в Magnum, Hawaii/Miami Resort&SPA, Funky World, Kinoplexx, ресторанах и кафе;

- от 20 тысяч тенге – в магазинах одежды, обуви, косметики, товаров для дома во всех бутиках;

- от 70 тысяч тенге – в магазинах техники и мебели Alser, Sulpak, TechnoDom, «Белый Ветер», Xaomi Store, Euro Mebel, Zeta и других.

Хочу пожелать неиссякаемой энергии и отличного настроения всей нашей команде для реализации проектов. И ждем наших гостей в первом в Казахстане крупнейшем народном молле «Апорт» 17 сентября 2022 года на празднование 13-летия. А весной 2023 года будем рады вас встретить в нашем втором молле «Апорт East»!

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
13105 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить