Как и какие компании будут приватизированы

15821

В рамках второй волны приватизации в частную среду выводится 877 казахстанских компаний, в том числе 215 активов фонда «Самрук-Қазына». Об этом стало известно в ходе недавнего Дня инвестора в Гонконге

Программа разгосударствления активов породила массу и оправданных, и необоснованных слухов. Наш корреспондент встретился с директором департамента по приватизации и оптимизации активов АО «Самрук-Казына» Дауреном Тасмагамбетовым, чтобы развенчать или подтвердить эти мифы.

По какому принципу велся отбор проектов

F: Недавно президент РК сообщил, что не нужно форсировать темпы приватизации. Но похоже, когда размещались первые потенциальные кандидаты для выведения в конкурентную среду, спешка все же была. Иначе как можно объяснить включение и последующее исключение объектов, относящихся к вопросам национальной безопасности, к примеру, АО «Военизированная железнодорожная охрана», которая априори не могла быть отдана в частные руки. Почему это не было учтено изначально?

- Тот перечень активов, который включен в постановление правительства о приватизации, лишь рекомендован (еще раз подчеркну – рекомендован) к передаче в конкурентную среду. Дальше это уже целиком и полностью желание и ответственность собственника актива, приватизировать актив или оставить его за собой. Мы пересмотрели перечень, в том числе силами проектного офиса, взвесили все «за» и «против» и сделали выводы о том, что приватизация некоторых активов принесет больше ущерба экономике, чем потенциальной пользы.

Поскольку задачей фонда является приумножение и создание стоимости, первичный отбор активов для приватизации осуществлялся по тому вкладу, который каждый актив несет для Economic Value Added (EVA) – добавленной экономической стоимости. На базе этого критерия был разработан первый набросок перечня компаний для передачи конкурентную среду. При дальнейшем рассмотрении активов из перечня мы стали также обращать внимание на социальный эффект, вопросы национальной безопасности.

F: Можно ли утверждать, что по принципу EVA отбирались компании, которые изначально тянули фонд вниз?

- Не всегда и не во всех случаях. В списках есть крупнейшие компании, которые как раз-таки являются генераторами выручки и прибыли. Это компании, которым объективно необходим стратегический инвестор, способный привнести отраслевую экспертизу, технологии и доступ к новым рынкам. Также нужно отметить, что в перечни попали и компании, чей профиль деятельности больше не отвечает стратегии фонда.

F: Если говорить все-таки о малоэффективных компаниях, выставленных на приватизацию, то просчитывалось ли хотя бы приблизительно, какие убытки фонду они приносили?

- Как уже отмечалось выше, при отборе компаний в расчет бралась не убыточность и прибыльность компаний, а экономическая добавленная стоимость. Бизнес-логика подсказывает, что от активов, не создающих экономической добавленной стоимости, лучше избавляться.

Но чтобы ответить на Ваш вопрос, предлагаю взглянуть на ситуацию с позиции рядового гражданина и представить себе масштаб и эффект приватизации через следующие цифры: за время действия программы фонда реализовал 56 активов, выручено 65,5 млрд тенге – колоссальная сумма, которая может быть инвестирована в перспективные проекты, передовые разработки, в отдельных случаях может быть произведено рефинансирование займов, чтобы снизит долговую нагрузку там, где это необходимо.

F: В то же время такой гигант, как «Самрук-Казына», наверное не нуждается в таких суммах…

- Снова возвращаемся к точке зрения рядового гражданина, согласно которой мы все по привычке стремимся накопить некоторую сумму денег и спрятать ее в кубышку, под матрац, самые продвинутые покупают валюту. А с точки зрения бизнеса деньги не должны лежать без дела, свободные денежные средства должны работать. Фонд «Самрук-Казына» – это не казан, не котелок который доверху наполнили золотом и спрятали подальше от глаз. Фонд обязан приумножать национальное благосостояние, а значит деньги фонда должны работать. И финансовые ресурсы, которые были получены от приватизации, не должны осесть мертвым грузом как на сберегательном счете. Они должны быть инвестированы и давать дополнительный прирост.

F: Часто в качестве одного из плюсов приватизации называется то, что при передаче в конкурентную среду объекты будут приносить больше прибыли. Согласны ли вы с тем, что государственные активы работают хуже, чем частные?

- Такое мнение бытует и в каких-то случаях оно справедливо. Если взять ведущие экономики мира, на которые мы равняемся – например, страны ОЭСР, там в руках государства сосредоточена очень небольшая доля предприятий. Как правило, это предприятия и отрасли, связанные с национальной безопасностью, либо отрасли, дающие государству беспрецедентные конкурентные преимущества и обеспечивающие лидерство на глобальном уровне. Еще одним случаем, когда государство вынуждено выступать бизнес-управленцем – это инвестирование в ресурсоемкие отрасли и предприятия, экономический эффект от которых просматривается только в долгосрочном горизонте, но для государства такие инвестиции важны и сулят экономическое лидерство в будущем. Как показывает практика, на развивающихся рынках наподобие нашего частного инвестора долгосрочные инвестиции почти не интересуют, в приоритете остаются только проекты с быстрой отдачей. И по большому счету – сильной стороной частного инвестора является в большей степени тактическое управление активами. У государства же горизонт планирования намного дальше и шире, поэтому государственное управление активами должно решать стратегические задачи.

Что касается АО «Самрук-Казына», нужно отметить, что во время кризиса фонд исполнил свою функцию через инвестирование и поддержку коммерческого сектора. Сейчас маятник качнулся в другую сторону, подходит время, когда необходимо передавать инициативу частному капиталу. Передача активов в конкурентную среду – это по сути еще один, но большой шаг в сторону свободной рыночной экономики.

F: Есть ли примеры, когда актив пришел в частную среду и стал лучше работать?

- Полагаю, что в данное время делать оценки несколько преждевременно. Могу только сказать, что те крупные активы, которые до настоящего времени были проданы, чаще всего относятся к субъектам монополии, и новые владельцы вступили в право собственности совсем недавно. Насколько эффективно они будут работать – покажет время. Из опыта других стран мы вывели для себя негласное правило о том, что приватизацию никогда не судят по сиюминутным достижениям, ее будут оценивать через 5-10 лет. И наша задача в данный момент времени – минимизировать потенциально возможные риски социально-экономического характера, а также риски для национальной безопасности.

Компании приватизируются для «галочки»?

F: Ранее мы говорили о компаниях – «пустышках». Почему фонд не ликвидировал их до приватизации? Их, наверное, изначально не нужно было включать в перечень….

- Реорганизация и ликвидация неработающих компаний в фонде и в портфельных компаниях велась начиная с 2012 года. На конец 2012 года в фонде было 596 юридических лиц, постепенно это число снизилось до 565 в 2014 году. На сегодняшний день их 364. Это произошло не только благодаря приватизации, но и благодаря внутренним программам оптимизации, принятым в фонде и его портфельных компаниях.

Приватизация как программа была объявлена правительством в 2014 году, но при этом у фонда всегда было свое видение и своя программа на то, к какой целевой структуре двигаться. Программа внутренней реструктуризации фонда по сути, времени и целям совпала с объявленной правительством РК программой приватизации. Не было бы программы приватизации правительства – фонд все равно осуществил бы свою внутреннюю реструктуризацию.

По поводу самих неработающих активов: существенное количество юридических лиц открывалось под выполнение конкретных проектных работ. Например, в соответствии со стратегией поставлена цель развивать альтернативную энергетику. Соответственно разрабатывается проект, предположим, ветровой электростанции. Для этого создается юридическое лицо (к примеру, товарищество с ограниченной ответственностью), куда нанимается квалифицированный персонал, который и делает технико-экономическое обоснование проекта и проектно-сметную документацию. Как только финальный документ и смета готовы – жизненный цикл такого товарищества окончен. Спрос на такое юридическое лицо заведомо отсутствует, поскольку оно свою задачу выполнило и коммерческих перспектив не имеет. Такие активы должны быть сразу переданы на ликвидацию или реорганизацию. При этом, даже если согласиться выставить такие юридические лица на продажу, нужно еще осуществить их оценку и юридическую экспертизу. А это сразу влечет неоправданные расходы, которые не будут никаким образом возмещены. Согласитесь, в таком случае нет никакого коммерческого подхода.

На сегодняшний день из группы фонда выбыло 128 юридических лиц, из них 56 проданы с аукционов или конкурсов. Практически все компании – «пустышки» мы в 2016 году отправили на ликвидацию или реорганизацию. Повторюсь, что не будь программы приватизации, Фонда все равно высвобождался бы от подобных активов. А перечень постановления правительства РК в данном случае служит лишь рекомендацией фонду рассмотреть возможность приватизации той или иной компании. Мы рекомендацию рассмотрели и на правах собственника решили какие-то активы выставить на продажу, а от каких-то избавиться путем их ликвидации. Это вполне нормальное, коммерчески обоснованное и взвешенное решение.

F: В публикациях СМИ в качестве единственного актива, который назывался в числе реорганизованных, был только «Казатомпром сорбент»...

- Компания «Казатомпром Сорбент» примечателен лишь тем, что она три раза выставлялась на электронный аукцион. По закону, после трех аукционов (первого на повышение, двух последующих – на понижение) юридическое лицо, не нашедшее спроса, подлежит ликвидации или реорганизации. Поскольку это было действующее предприятие со штатом работников – было решено не ликвидировать, а реорганизовать его путем присоединения к материнской компании. Такое решение позволило защитить интересы персонала компании: люди, которые работали в этой компании, просто перешли работать в другое юридическое лицо, а само ТОО «Казатомпром Сорбент» прекратило свое существование.

Но справедливости ради нужно отметить, что это, пожалуй, единственный случай такого рода. Остальные активы так или иначе находили своего нового владельца.

Почему не заработал фондовый рынок 

F: Правительство не менее 10 лет хочет раскачать народное IPO, но мы можем по пальцам пересчитать компании, которые выставлялись. Что, на Ваш взгляд, тормозит этот процесс?

- Прежде я работал в инвестиционном банкинге и вел как раз проект народного IPO компании «КазТрансОйл». Побывав, образно говоря, и по ту, и по эту стороны баррикад, могу точно сказать, что программа народного IPO логически перетекла в программу приватизации, так как в нее перешли компании, которые изначально планировались к листингу. Причем по ним четко сказано, что эти компании пойдут на IPO в том классическом виде, как это принято в международной практике.

Что мешает? Мое мнение может быть однобоким и не является истиной в последней инстанции, но я бы рассматривал комплекс факторов. В первую очередь – недостаток качественных эмитентов. Этот недостаток мы постараемся восполнить приватизацией крупнейших компаний через IPO.

Во вторую очередь – нехватка ликвидности, т.е. инвесторов с деньгами, которые могли бы сформировать качественный спрос. Имеющиеся институциональные инвесторы чересчур осторожны и держат в своем портфеле только облигации. И для устранения этого фактора нужна постоянная, системная информационная работа, а также создание по-настоящему привлекательных условий для инвесторов. Потенциальный инвестор, приходящий в Казахстан, должен понимать, что для него созданы все условия, что он защищен и нет потребности выводить капитал заграницу и в оффшоры. К сожалению, среди иностранных инвесторов бытует мнение, что Казахстан – рынок незрелый, так называемый emerging market (развивающийся рынок). Соответственно, с точки зрения иностранца это теоретически влечет какие-то риски экономического или политического характера. Поэтому важно, чтобы мы на всех уровнях транслировали посыл всем инвесторам о том, что мы живем по правилам цивилизованного мира, что никакой национализации после приватизации не будет, что мы уважаем и охраняем право частной собственности. И этому есть подтверждения. Так, например, согласно рейтингу Doing Business Всемирного банка в части защиты прав миноритарных акционеров Республика Казахстан переместились с 56 места в 2012 году на 3 место в 2017 году. Это свидетельство колоссального прогресса.

Поскольку пока не прослеживается системная информационно-просветительская работа с инвесторами, каждый участник процесса пытается делать это на своем уровне. К примеру, фонд совместно со своими портфельными компаниями проводит Дни инвестора. Такие мероприятия прошли уже в Нью-Йорке, в Лондоне, в Алматы, в Гонконге. На очереди – Москва.

Помимо вышеперечисленных проблем важно отметить необходимость финансовой грамотности наших сограждан. Им, как розничным инвесторам, нужно искать для себя новые инвестиционные возможности и инструменты.

По сути мы говорим о трёх главных составляющих для формирования фондового рынка: эмитентов, инвесторов и регуляторную среду. Развивать нужно все три компонента.

F: Ранее представители фонда говорили о необходимости внесения поправок в законодательство. К примеру, когда речь шла о продаже «Казахской академии транспорта и коммуникаций». Расскажите пожалуйста о них подробнее.

- Ранее в постановлении правительства РК по приватизации оговаривалось, что активы на приватизацию разделены на два перечня. Первый перечень – это активы, имеющие стратегическое значение, влияющие на национальную безопасность страны, второй перечень – это иные активы.

В законе «О фонде национального благосостояния» также было четко прописано, что для первого перечня, для таких важных активов способы определяются советом директоров фонда. Для активов второго перечня способ был только один – электронный аукцион. При этом закон сразу же обозначил: если прошло три аукциона, актив не нашел покупателя – такой актив необходимо ликвидировать или реорганизовать. Порядок проведения трех аукционов также был установлен Законом: первый аукцион – на повышение, второй аукцион – на понижение с понижением минимальной цены до 50%, а третий аукцион – без установления минимальной цены. В связи с этим существовала вероятность, что хорошие, качественные активы фонда могли быть выкуплены буквально за один тенге. И, насколько нам известно, такие прецеденты уже были при реализации имущества акиматов.

АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышбаева» (КазАТК) со всеми своими колледжами оказалось во втором перечне. Можете представить себе последствия продажи такого актива без каких-либо условий и требований? Осмелюсь предположить, что новый владелец, не связанный никакими обязательствами перед фондом, тут же выселил бы студентов в помещение похуже и подешевле. Здание академии тотчас же превратили бы в бизнес-центр. И вот уже в руках сверхприбыльное предприятие, купленное за копейки.

Поэтому с приватизацией таких социально-чувствительных активов мы не торопились. Фондом был предложен ряд поправок в законодательство, которые были приняты в июле. Тогда же мы слегка изменили наши правила реализации активов и теперь можем применять к активам второго перечня конкурсные методы продажи и выставлять особые условия.

При продаже КазАТК за будущим владельцем нужно закрепить обязанность сохранить профиль учебного заведения, установить запрет на последующую перепродажу/отчуждение актива, защитить права студентов, установить запрет на использование зданий и сооружений не по целевому назначению, сохранить профессорско-преподавательский состав. В любом случае прежде, чем актив будет выставлен на торги, нам необходимо получить согласование от государственной комиссии по вопросам модернизации экономики РК.

F: Какой-то определенный срок данных условий будет оговариваться?

- Если есть объективная необходимость сохранять их всегда, то действие условий будет бессрочным.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить