Как принципы АППК влияют на разрешение налоговых споров

5708

Важно, чтобы налоговые споры разрешались справедливо и объективно, и данные принципы способствуют достижению таких задач

ФОТО: pexels.com/ Фотограф: Nataliya Vaitkevich

Еще совсем недавно такие понятия как административная процедура, административный акт были незнакомы казахстанским налогоплательщикам, однако, после того как в июле 2021 года был принят Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК), использование данных терминов и других положений АППК стало неотъемлемой частью взаимоотношений между налогоплательщиками, государственными органами и судами РК.

По истечении полутора лет с момента принятия АППК, можно сказать, что такой нормативно-правовой акт в действительности был необходим для казахстанских налогоплательщиков, а эффективность, предусмотренных в нем норм и принципов мы уже видим на практике.

Наглядным примером, последовавших изменений после принятия АППК, является статистика рассмотрения налоговых споров судами РК. Так, согласно информации, приведенной председателем Административной коллегии Верховного суда РК Асланом Тукиевым, процент рассмотрения налоговых споров в пользу налогоплательщиков за первое полугодие 2022 года составил порядка 55%. Такой результат не может не впечатлять, особенно, если учитывать тот факт, что до вступления в действие АППК данный показатель варьировался на уровне 15%.

Для реализации таких положительных изменений послужило множество факторов, однако наиболее значительное влияние, на наш взгляд, оказали именно принципы АППК. Итак, прежде чем оценить влияние данных принципов на текущую практику рассмотрения налоговых споров, а также на практику осуществления административных процедур, стоит отметить какие именно принципы содержит АППК.

Во второй главе АППК приведены 12 принципов административных процедур и судопроизводства, это:

1) принцип законности;

2) принцип справедливости;

3) защита прав, свобод и законных интересов;

4) принцип соразмерности;

5) пределы осуществления административного усмотрения;

6) принцип приоритета прав;

7) охрана права на доверие;

8) запрет злоупотребления формальными требованиями;

9) презумпция достоверности;

10) активная роль суда;

11) разумный срок административного судопроизводства;

12) обязательность судебных актов.

Стоит отметить, что большая часть вышеизложенных принципов является нововведением, однако некоторые из них, по своей сути и смыслу, схожи с некоторыми принципами налогообложения. При этом такие принципы как охрана права на доверие и активная роль суда являются однозначным новшеством в системе административного судопроизводства.

Несмотря на то, что в Налоговом кодексе всегда присутствовали принципы налогообложения, такие как справедливость налогообложения или его определенность, эффективность их применения на практике оставляла желать лучшего. Однако, мы полагаем, что данные принципы впредь будут иметь значимый эффект при разрешении споров, так как они дополнительно поддерживаются нормами АППК.

Практика рассмотрения налоговых споров

Текущая ситуация такова, что принципы административных процедур и судопроизводства, изложенные в АППК работают на деле и нередко являются ключевыми основаниями для рассмотрения судебных дел в пользу налогоплательщиков.

Мы наблюдаем все больше судебных решений, где суды  административной юстиции рассматривают налоговые споры в пользу налогоплательщиков на основании лишь того, что органами государственных доходов были нарушены основополагающие принципы АППК. 

Так, самыми распространенными основаниями для рассмотрения налоговых споров в пользу налогоплательщиков при обжаловании ими уведомлений по результатам камерального контроля, уведомлений по результатам налоговых проверок, предписаний на проведение налоговой проверки и т.д. являются несоблюдение налоговыми органами таких принципов как: принцип справедливости; принцип охраны права на доверие; принцип приоритета прав и принцип законности.

Новый формат судебного процесса

Суды административной юстиции, обращая особое внимание на соблюдение данных принципов при осуществлении налоговыми органами административных процедур, применяют еще один из самых важных на наш взгляд принципов АППК, это “Принцип активной роли суда” (статья 16 АППК).

Применяя данный принцип, суды административной юстиции детально изучают аргументы сторон спора, не ограничиваются представленными доказательствами, запрашивая дополнительную информацию от участников процесса, помогают налогоплательщикам при составлении исков и требований, указывая на их недостатки, высказывают свое предварительное мнение по делу и многое другое.

Такая тактика поведения суда на первый взгляд является непривычной, вместе с тем именно такие изменения способствуют тому, что для рядового налогоплательщика процесс судебного разбирательства перестанет казаться чем-то сложным и предрешенным.

Благодаря внедрению, в том числе, и данного принципа, чаша весов в сфере налоговых споров была уравнена, так как изначально споры против государственного органа это неравное противостояние с несопоставимыми по силе, ресурсами и возможностями сторон процесса, а принципы АППК в данном случае направлены на соблюдение равных условий для обеих сторон процесса.

Требования к административному органу по доказательной базе

Важно отметить новшество по требованиям АППК в части доказательной базы со стороны административного органа. Так, АППК требует, что сторона ответчика в рамках административного судопроизводства может ссылаться лишь на те обоснования, которые упомянуты в административном акте. К примеру, если в акте налоговой проверки налоговым органом не приведено обоснование неправомерности действий налогоплательщика со ссылками на законодательство, то в рамках административного судопроизводства налоговый орган уже не может использовать новые обоснования (доказательства), как это часто было на практике.

Учитывая сложившуюся на сегодняшний день судебную практику по налоговым спорам, а также активное применение судами принципов АППК, которые с высокой долей вероятности могут быть существенным основанием для удовлетворения исков, налогоплательщикам при обращении в суд стоит обращать особое внимание именно на данный факт, так как соблюдение принципов АППК является обязательным для налоговых органов.

Для налогоплательщиков, как и для налоговых органов, в первую очередь важно, чтобы налоговые споры разрешались справедливо и объективно, а принципы АППК в данном случае как ничто другое способствуют достижению таких задач. Мы надеемся, что новые принципы АППК будут способствовать законным и правомерным действиям при осуществлении административных процедур как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков.

Шынар Жанбекова, менеджер группы по налогам, PwC Kazakhstan

Ерлан Куспанов, старший консультант группы по налогам, PwC Kazakhstan

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить