Как казахстанские бизнесмены «продавали» Казахстан

26324

На прошедшем 27 апреля в Алматы форуме Kazakhstan Marketing Conference бизнес говорил о позиционировании Казахстана на международных рынках

Ельдар Абдразаков
Фото: Андрей Лунин
Ельдар Абдразаков

В ходе конференции председатель Kazakhstan Growth Forum Ельдар Абдразаков рассказал, как он совместно с казахстанскими бизнесменами - членами YPO пытался популяризировать Казахстан.

- Я хочу поделиться нашим опытом и рассказать, как мы «продавали» нашу страну. Мы хотели познакомить с Казахстаном бизнесменов из разных стран, которые входят в Young President Organisation (YPO), потому подали заявку на проведение европейской региональной конференции YPO в Астане. Чтобы выиграть эту заявку, нужно было «продать» Казахстан. Мы начали думать, как позиционировать Казахстан, чтобы участники YPO захотели посетить нашу республику. На тот момент самым популярным «бренд-амбассадором» Казахстана был Борат. Тогда мы поняли, что маркетинг помочь нам не может, поэтому пришлось подключать продажи, - отметил Ельдар Абдразаков.

После изучения вопроса казахстанские участники YPO поняли, что РК надо позиционировать в ключе истории.

- В итоге мы выбрали название для нашей программы: «Новый Шёлковый путь». Правда, у иностранцев Шёлковый путь больше ассоциируется с Узбекистаном. Но мы отметили, что презентуем Новый Шёлковый путь, который сегодня больше проходит по Казахстану. В итоге наша заявка победила, и в 2017 европейская региональная конференция YPO прошла в Астане. В этом году ежегодный съезд YPO прошел в Сингапуре, его открыл председатель организации, который во вступительном слове отметил: самым большим открытием для YPO стал Казахстан, - не без гордости заявил Ельдар Абдразаков.

Мероприятие продолжилось панельной дискуссией на тему «Стратегическое позиционирование: Казахстан – это что?». Её модерировал глава торгового отдела посольства Австрии в Казахстане Михаэль Мюллер. Он попросил участников дискуссии ответить на вопрос: как вновь повысить привлекательность Казахстана для инвесторов?

Евгений Кочетов
Фото: Казинформ
Евгений Кочетов

Председатель правления АО «Казконтент» Евгений Кочетов напомнил, что в прошлом году проходил конкурс по определению национального бренда, в котором мог принять участие любой желающий. Но подходящий логотип не нашли и бренд не выбрали. Эта работа будет продолжена.

- Времена сильно изменились. Раньше впечатление о стране складывалось по литературе, фильмам и другим видам искусства. А сейчас, если мы отроем Google Trands и посмотрим, какие поисковые запросы были по Казахстану чаще всего, то увидим: мир в первую очередь интересует мисс Казахстан. На втором месте - медальный зачет казахстанской олимпийской сборной, на третьем – визит Николаса Кейджа в Казахстан, на четвертом – GGG, на пятом – Димаш Кудайберген. А пять лет назад лидерами запросов о Казахстане были Борат и Сабина Алтынбекова. Всех всё равно интересовала красивая казашка, - попытался он ответить на поставленный вопрос.

Асель Караулова
Фото: Андрей Лунин
Асель Караулова

К президенту Казахстанского пресс-клуба, председателю совета НАСО Асель Карауловой модератор обратился с вопросом: как сейчас позиционируется Казахстан?

- Я была в жюри конкурса, о котором рассказал Евгений. К сожалению, это было печальное зрелище. Сегодня у нас большие проблемы с позиционированием Казахстана. У нас проводилось множество конкурсов по бренду Казахстана, но вся проблема в том, что это работа проводится несистемно. Выделяются огромные бюджеты на продвижение Казахстана, но нет единой системной работы. Разные люди по-разному воспринимают нашу страну. Я недавно в США читала лекции и спросила у слушателей: какие у вас ассоциации с Казахстаном? Взрослые люди выделили нефть, Назарбаева, Астану. Молодёжь – Винокурова, - заметила Асель Караулова.

Арманжан Байтасов
Фото: Андрей Лунин
Арманжан Байтасов

- Арманжан, когда вы путешествуете, какие ассоциации возникают у людей о Казахстане? – поинтересовался модератор у издателя Forbes Kazakhstan Арманжана Байтасова.

- В своих поездках я в основном общаюсь с журналистами и бизнесменами, а это очень прагматичные люди, и у них о Казахстане не очень хорошее мнение. Нас воспринимают как страну, которая сидит на нефтяной игле. Страну, где можно быстро и хорошо заработать. И все понимают, что у нас большая коррупционная составляющая, а инвесторы побаиваются этого, - сказал бизнесмен.

Ульф Вокурка
Фото: Андрей Лунин
Ульф Вокурка

- Ульф, вы согласны с этим? – обратился модератор к председателю правления Qazkom Ульфу Вокурке.

- Да, согласен. Но Казахстан может изменить восприятие о себе как о «придатке», «вечном союзнике» или бизнес-партнёре России и сделать так, чтобы все воспринимали вашу страну как самостоятельную, как партнёра. В экономическом сотрудничестве с Россией я вижу мало моментов, где вы взаимодополняете друг друга. Посмотрите на юг: есть страны, с которыми Казахстан может создать что-то альтернативное евразийским процессам. Тем более что открывается Узбекистан, Таджикистан ищет пути развития. Казахстан может стать равноправным партнёром в отношениях с этими странами. В евразийских интеграционных процессах я такого не вижу, - сказал Ульф Вокурка.

Махмуд Шадиев
Фото: Андрей Лунин
Махмуд Шадиев

- Кстати, Махмуд, а что с Узбекистаном? – поинтересовался модератор у СEO Organic Kazakhstan Махмуда Шадиева.

- Так сложилось, что Узбекистан больше известен как туристическое направление, там есть на что посмотреть, есть памятники архитектуры. Но многие не рассматривают Узбекистан с точки зрения бизнеса и инвестиционных возможностей. Многие туда ходили, но практически никто не возвращался или возвращался «побитым». Сейчас там работают над тем, чтобы воссоздать новый имидж Узбекистана. На днях меня пригласили стать членом экспертного совета при президенте Узбекистана для определения развития стратегии этой страны до 2035 года, - рассказал он.

- Я так понял, в «Казконтенте» не чувствуют ответственности за продвижение бренда Казахстана. Аида, как вы бы выстроили этот процесс? – обратился модератор к советнику по коммуникациям казахстанских компаний в IT и финансовом секторе Аиде Досаевой.

Аида Досаева
Фото: facebook.com/aida.dossayeva
Аида Досаева

- Разработка странового бренда и позиционирования — это, конечно, прерогатива государства. Странно думать, что население что-то придумает. Но это не значит, что мы все должны сидеть и ждать, что что-то придумает наше правительство. Эта работа должна идти постоянно. Я бы разделила её на три составляющих – политический аспект, экономический и туристический. В политическом аспекте работают наши посольства в разных странах. С экономическим аспектом более-менее все понятно – в рейтинге Doing Business по исполнению международных контрактов мы находимся на 9 месте. Туристический аспект я выделяю отдельно, потому что наш туристический потенциал большой, - ответила Аида Досаева.

- Евгений, много говорят о бюджетах, которые выделяются на разработку бренда. Могли бы вы их раскрыть? – спросил модератор главу «Казконтента».

- О бюджете я бы пока говорить не стал, - отказался отвечать Кочетов и продолжил рассказывать о конкурсе, который пока не принёс результатов. – Этот конкурс курировало два министерства. Мы сейчас определяемся с каркасом. Я приоткрою тайну: бренд будет иметь туристическую направленность.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить