Куда пойдут $14 млрд китайских инвестиций в Казахстан

18651

Казахстанско-китайское инвестиционное сотрудничество выходит на новый уровень. До недавнего времени большинство инвестпроектов компаний КНР в РК были связаны с топливным комплексом - добычей нефти и природного газа, а также строительством магистральных труубопроводов. Теперь взаимодействие продолжится и в несырьевом секторе

Фото: © Depositphotos.com/michaklootwijk

Переломным моментом можно считать декабрьские переговоры глав правительств Карима Масимова и Ли Кэцяна в Астане, когда был подписан пакет соглашений на общую сумму $14 млрд. Предполагается, в частности, реализовать совместные проекты в сферах энергетики, индустрии, транспорта, сельского хозяйства, нефти и газа.

Сумма в $14 млрд выглядит весьма внушительно, если учесть, что общий объем накопленных прямых инвестиций Китая в Казахстане на конец 2013 составлял $22,57 млрд. Эта цифра приводится в докладе центра интеграционных исследований Евразийского банка развития «Мониторинг прямых инвестиций России, Белоруссии, Казахстана и Украины в странах Евразии – 2014». В документе отмечается, что «китайские прямые инвестиции в Казахстан являются важным элементом экономической экспансии… в Центральной Азии, включая практическую реализацию идеи экономического пояса «Нового Шелкового пути». В настоящее время, однако, основные инвестиционные проекты китайских транснациональных корпораций связаны с топливным комплексом, прежде всего добычей нефти и природного газа, а не с развитием инфраструктуры». Судя по недавним соглашениям между двумя странами, теперь отраслевая структура капиталовложений Поднебесной существенно расширится.

22,6 млрд долларов составил общий объем накоплен-ных прямых инвестиций Китая в Казахстан на конец 2013 года

О новом этапе инвестиционного сотрудничества говорит и тот факт, что Казахстан поддержал предложенную КНР программу по переносу производственных мощностей на свою территорию. Как отметил Масимов, «речь идет о переносе мощностей несырьевого сектора, о десятках предприятий и миллиардах долларов инвестиций». В ходе переговоров Ли Кэцян пояснил, что Китай готов открыть на территории Казахстана заводы по производству стекла, цемента и переработке сельхозпродукции.

Опрошенные Forbes Kazakhstan эксперты считают, что углубление взаимодействия двух стран должно быть обоюдовыгодным. «Сотрудничество с соседом (особенно когда он не только является «мировой фабрикой», но еще и оплачивает партнерство) при разумном подходе пойдет нам на пользу. Тем более что речь идет о несырьевых отраслях экономики – для нас это сверхактуально, поскольку реиндустриализация стоит на повестке дня. Другой вопрос, что все контракты должны, во-первых, отвечать национальным интересам, а во-вторых, быть открытыми. Особенно важны эти условия, когда речь идет о выносе на территорию Казахстана китайских предприятий. Не стоит забывать, что одна из задач проводимой в КНР модернизации – борьба за экологию и сокращение вредных выбросов. Не хотелось бы, чтобы экологически небезопасные производства оказались на нашей территории», – отмечает доктор политических наук Константин Сыроежкин.
По мнению независимого директора АО «Байтерек девелопмент» Эмиля Милушева, подписание и эффективная реализация «исторического пакета» соглашений с Китаем дадут мощный толчок развитию несырьевых секторов экономики, таких как транспортно-логистический, выпуск строительных материалов, переработка продукции сельского хозяйства. «Сырьевая модель, сыгравшая большую роль в становлении независимого Казахстана, исчерпала себя. Осуществление договоренностей с Китаем должно стать подспорьем правительству в его усилиях уменьшить сырьевую зависимость, а также подготовить инфраструктуру экономики к посткризисному развитию», – говорит он.

Акцент на транспорте и логистике

Приоритетное направление партнерства – транспортно-логистическое. Оно соответствует как новой экономической политике «Нурлы жол» президента РК, так и идее «Экономического пояса нового Шелкового пути», выдвинутой председателем КНР Си Цзинпинем. Кстати, в ходе декабрьского визита между Министерством национальной экономики РК и Государственным комитетом по развитию и реформам Китая заключен меморандум о взаимопонимании по продвижению создания вышеупомянутого экономического пояса. Как пояснили в МНЭ, «целью является развитие и укрепление межрегиональных взаимосвязей и контактов, содействие и углубление экономической деятельности, связанной с транспортом, торговлей, туризмом, инвестициями и другими сферами сотрудничества».

Одним из шагов взаимодействия в сфере транспорта стал документ, подписанный в ходе второго заседания Казахстанско-Китайского делового совета. Это соглашение между АО «KTZ Express» и ООО «ГК Порт Ляньюньган» по укреплению и усовершенствованию международных перевозок через Новый евроазиатский континентальный транспортный коридор. «В рамках вновь созданного совместного предприятия… проводится работа по строительству логистического терминала в порту Ляньюньган. Реализация данного проекта предполагает инвестиции общим объемом $99,3 млн, доля казахстанской стороны составляет 6 млрд 126 млн 666 тыс. тенге», – проинформировали Forbes Kazakhstan в АО «Самрук-Казына».

Еще один «транспортный» документ подписан между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и корпорацией «Китайские железные дороги». «Соглашением предусматривается развитие грузовых перевозок между Казахстаном и Китаем, а также по железнодорожным транспортным коридорам Китай – Казахстан – Европа, Китай – Казахстан – страны Центральной Азии и в обратных направлениях. Кроме того, планируется развитие пограничных железнодорожных переходов Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос, а также железнодорожной инфраструктуры на подходах к ним, электронного обмена данными, совершенствование технологии контейнерных перевозок, повышение количества контейнерных поездов, углубление сотрудничества логистических компаний, улучшение качества и условий работы сотрудников обеих сторон», – сообщили в АО «Самрук-Казына».

Как считает Милушев, партнерство с Китаем в области транспорта очень привлекательно: «По расчетам специалистов, торговый оборот КНР и ЕС должен вырасти до $800 млрд в 2020. Сейчас он составляет около $500 млрд. Доля нашей страны в этом товарообороте очень незначительна. Планируется, что модернизация транспортно-логистического узла увеличит ее до 8%. Почему будет выгодно возить товар через Казахстан? Конечно, морская перевозка значительно обыгрывает наземную по стоимости – почти в 2 раза, но ключевым конкурентным преимуществом последней является значительная экономия времени. К примеру, сегодня груз из Китая в Европу морем идет 45–60 дней, через Казахстан – 20–23. Модернизация транспортной инфраструктуры сократит время наземной доставки до 16–18 дней. А в бизнесе скорость доставки играет очень важную роль».

Энергетические проекты

Развитию крупных инвестпроектов должно способствовать Соглашение о расширении и углублении взаимовыгодного сотрудничества в сфере ядерной энергетики между АО «НАК «Казатомпром» и Китайской генеральной ядерно-энергетической корпорацией (СGNPC). «Предусмотрено создание совместных предприятий по производству готового ядерного топлива для атомных электрических станций – тепловыделяющих сборок (ТВС) – и разработке действующего уранового месторождения. Первое будет расположено в Усть-Каменогорске, на базе АО «Ульбинский металлургический завод». Что касается второго, то в настоящее время стороны ведут переговоры по выбору месторождения», – комментируют в АО «НАК «Казатомпром». Точный объем инвестиций в проект по выпуску ТВС будет определен после разработки технико-экономического обоснования. Вложений в разработку действующего месторождения не потребуется. Проекты будут реализовываться за счет собственных средств АО «НАК «Казатомпром» и СGNPC, а также заемных денег.

«Казатомпром» – ведущий производитель урана. Китаю, учитывая его планы по строительству АТЭС, нужно будет топливо для них. Если предприятие будет создано, то мы будем продавать не полуфабрикат, а готовый продукт», – отмечает Сыроежкин.

Другой документ, подписанный по итогам заседания делового совета, – меморандум между АО «Самрук-Энерго» и Китайской международной корпорацией водного хозяйства и энергетики о сотрудничестве по развитию Шелекского региона и переброске стока реки Кенсу в Бестюбинское водохранилище. Как пояснили в АО «Самрук-Казына», целью является развитие партнерства и привлечение инвестиций в электроэнергетическую отрасль Казахстана. При этом особое внимание уделено возобновляемым источникам энергии и реализации проектов по обеспечению электроэнергией южного региона страны. Ориентировочная стоимость проекта – $1750,8 млн.

Кроме того, заключено соглашение между АО «Самрук-Казына» и Государственной электросетевой корпорацией Китая (State Grid) о стратегическом сотрудничестве. Оно предполагает взаимодействие в сфере создания электрических связей между двумя странами, предусматривает строительство электросетевой инфраструктуры, разведку и освоение новых энергоресурсов.

Не оставлен без внимания и топливный комплекс: подписано соглашение между АО «НК «КазМунайГаз» и Китайской национальной нефтегазовой компанией о расширении технического сотрудничества с целью повышения нефтеотдачи месторождения Кумколь Южный.

Сельские «дали»

Что касается инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, то составленный Минсельхозом РК совместно с АО «НУХ «КазАгро» их возможный перечень с целью доработки направлен в Министерство по инвестициям и развитию и АО «Kaznex Invest». В частности, как рассказали в МСХ, он содержит проекты по переработке молока, созданию молочно-товарных ферм, строительству мясоперерабатывающего комплекса.

Рассматриваются перспективы сотрудничества с Китайской государственной корпорацией CITIC. Так, в ноябре 2014 ее представителям был презентован проект по созданию откормочной площадки на 12 тыс. голов КРС в Карагандинской области. Помимо этого, в совместных проектах с Китаем в растениеводстве заинтересованы аграрии Жамбылской и Алматинской областей. В настоящее время акимат Жамбылской области готовит предложение по развитию овощного кластера и строительству тепличных комплексов. В Алматинском регионе предполагается запустить мини-завод по производству сахара.

На сегодня Казахстан безоговорочно лидирует в плане привлечения китайских ПИИ среди стран Евразийского экономического союза. Общий объем накопленных ПИИ в Казахстане, России и Белоруссии по итогам 2013 составил $24,67 млрд, и 91% из них пришелся на нашу страну. Исходя из подписанных в декабре двусторонних соглашений, динамика капиталовложений из Китая будет только расти, а их отраслевая структура станет более разнообразной.

Отраслевая структура китайских ПИИ в ведущей четверке стран СНГ

Отрасль инвестирования

Накопленные ПИИ на конец года, $ млн

Казахстан

Россия

Беларусь

Всего

2008

2013

2008

2013

2008

2013

2008

2013

Всего

10 492

22 573

521

1966

7

126

11 020

24 665

Добыча сырой нефти и природного газа

8123

15 884

0

1430

0

0

8123

17 314

Магистральные трубопроводы

2080

6170

0

0

0

0

2080

6170

Добыча руд цветных металлов

0

0

25

214

0

0

25

214

Стекольное производство

0

0

0

200

0

0

0

200

Нефтепереработка

200

200

0

0

0

0

200

200

Банковское дело

94

94

65

100

0

0

159

194

Сети АЗС

92

112

0

0

0

0

92

112

Гостиничный бизнес

0

0

0

0

0

90

0

90

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить