Странная приватизация Air Astana

29025

«Эйр Астана» подходит для приватизации больше других нацкомпаний. Однако то, как правительство планирует сделать это, говорит о двух вещах. Во-первых, в такой приватизации нет смысла. А во-вторых, несмотря на все слова о защите частных инвесторов, правительство продолжает нарушать их права

3 ноября в прессе были опубликованы слова Берика Бейсенгалиева, управляющего директора ФНБ «Самрук-Казына» по оптимизации активов. В частности, говоря о приватизации «Эйр Астаны», он отметил: «По доле определились. Мы продаем 25%. Скорее всего, должен купить казахстанский инвестор. BAE Systems продает ориентировочно 25%, пока предварительно. Получается, в общей сложности мы выводим на рынок 50%. В итоге контрольный пакет — 51% - должен остаться у казахстанцев для сохранения статуса национального перевозчика».

Кому нужна такая приватизация?

Разгосударствление в виде приватизации является ключевым элементом структурных реформ. Одними из главных целей приватизации являются следующие:

· государство перестает заниматься бизнесом;

· резко усиливается роль частной инициативы, рыночных отношений, и конкуренции;

· привлекаются иностранные и отечественные частные инвестиции.

Планируемая структура приватизации «Эйр Астаны» не позволит достичь именно этих целей.

Первый вопрос – это зачем правительство хочет оставить за собой 25%? Это прямое нарушение принципов Yellow Pages rule, принятых правительством. Суть этих принципов заключается в том, что государство должно уходить из сфер бизнеса, где без проблем могут действовать частные инвесторы.

Второй вопрос – зачем сохранять статус «национального перевозчика», если правительство, в рамках проводимых рыночных реформ, само убрало такое понятие из законодательства по авиаперевозкам еще в 2010?!

Я уже писал, что понятие «национальный перевозчик» вымирает, и либерализация авиаперевозок (путем создания режима «открытое небо») — это мощный и безвозвратный тренд в гражданской авиации всего мира.

«Открытое небо» означает, что иностранные авиаперевозчики стран, с которыми у Казахстана установлен такой режим, могут осуществлять международные пассажирские и грузовые перевозки с посадкой в Казахстане, а также между городами внутри страны, без согласия наших государственных органов.

Опыт стран, перешедших на «открытое небо», показывает, что на рынке авиаперевозок резко увеличивается конкуренция, что приводит к снижению цен, увеличению разнообразия маршрутов и ускоренному росту объема авиаперевозок. Все это приводит к тому, что усиливается, упрощается, и удешевляется интеграция страны с внешним миром. Это стимулирует внешнюю торговлю, движение человеческих и прочих ресурсов, а также способствует росту туристического бизнеса в стране.

При этом «открывать небо» надо не для отдельных, а для всех стран и компаний, и необходимо бороться с зарубежными госкомпаниями, которые имеют неконкурентные преимущества за счет госсубсидий.

Несмотря на то, что в результате «открытого неба» могут пострадать местные авиакомпании, есть большое количество исследований, которые на цифрах показывают, что экономические и стратегические выгоды для страны в десятки раз выше потерь, которые могут возникнуть от их банкротства.

Попытка правительства сохранить статус «национального перевозчика», которого в Казахстане как бы нет, означает, что вместо негласного государственного монополиста у нас будет аналогичный частный. Интересно, кто будет контрольным владельцем «Эйр Астаны», за которой сохранят монопольные права на зарубежные линии?

Продолжаем «мочить» иностранных инвесторов?

Не успела остыть история о том, как правительство в лице НК КМГ «мочило» миноритарных акционеров РД КМГ (прежде всего, иностранных), как, появляется новая история о том, как правительство выкручивает руки иностранным инвесторам авиакомпании «Эйр Астана».

Смысл приватизации заключается в продаже доли государства, а не частного инвестора. С этой точки зрения непонятно, почему государство хочет сохранить у себя 25% и вынуждает иностранного инвестора BAE Systems продавать 25% акций авиакомпании.

В этом контексте стали совсем иначе смотреться недавние «наезды» антимонопольного органа на «Эйр Астану». Мы уже видели множество примеров, когда правительство использовало налоговое, экологическое, антимонопольное и другое законодательство, что вынудить частных инвесторов выполнить не совсем адекватные требования чиновников. 

В июле этого года авторитетное издание Financial Times выпустило статью, где заявило, что ситуация вокруг РД КМГ станет решающим тестом для иностранных инвесторов в отношении Казахстана, особенно на фоне подготовки к масштабной программе по приватизации. Судя по «Эйр Астане», правительство не извлекает уроков из своих ошибок. Сегодня вопрос состоит не в том, как привлечь иностранных инвесторов, а в том, как защитить их от самих чиновников.   

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить