Программа приватизации - часть глобальных экономических реформ

17450

О том, как фонд национального благосостояния реализует программу приватизации, рассказал управляющий директор АО «Самрук-Казына» по оптимизации активов – член правления компании Берик Бейсенгалиев

Берик Бейсенгалиев.
Берик Бейсенгалиев.

Берик Турсынбекович, известно, что фонд "Самрук-Казына" играет большую роль в реализации Программы приватизации, о которой осенью объявил глава государства. Не могли бы вы рассказать о целях этой программы и о задачах, стоящих перед фондом?

 - Главная цель Программы приватизации – повысить эффективность экономики Казахстана за счет вывода государственных активов в конкурентную среду и привлечения частных инвесторов. Как известно, всего в рамках программы запланирована приватизация 783 компаний, в том числе 217 компаний из собственности фонда "Самрук-Казына". При этом 44 из 217 компаний – крупные компании национального масштаба. При реализации программы у нас есть серьезное преимущество – опыт трансформации бизнеса с 2014. Для успешной приватизации необходимы следующие компоненты: прозрачность в деятельности активов, четкая стратегия и современные бизнес-процессы. Мы начали работу над этими вопросами по всей группе полтора года назад и сегодня уже имеем результаты. Поэтому Программа приватизации является логическим продолжением нашей трансформации, к ней мы готовы более, чем другие. 

Фонд проводит подготовку портфельных компаний в соответствии с лучшими международными практиками. При помощи различных механизмов планируется передать управление частному бизнесу, заинтересованному в развитии этих компаний, в росте эффективности их деятельности. Приватизация также будет стимулом для развития здоровой конкуренции и сокращения госрегулирования в бизнес секторе.

Работу по приватизации вы вели и раньше.

- Да, в последние годы мы также работали над реализацией Комплексного плана приватизации на 2014-2016. В ходе исполнения этого плана мы передали в конкурентную среду 38 предприятий, общая сумма сделок здесь составила более 63 млрд тенге. В том числе в рамках программы "Народное IPO" на фондовом рынке были размещены акции АО "KEGOC". В итоге более 42 тыс. казахстанцев стали совладельцами национальной компании.

Кроме того, в частную собственность переданы 49% акций АО «Транстелеком», все акции Алматинского вагоноремонтного завода и Казахского института нефти и газа, а также 50% акций Жамбылской ГРЭС имени Т.И.Батурова и др.

В целом среди реализованных компаний большую часть составили активы АО "НК "Казахстан темир жолы" и АО НК "КазМунайГаз". Выручка от реализации активов группы «Самрук Казына» составила почти 80% от общего дохода приватизации в целом по стране.

Однако наши новые задачи в рамках Плана приватизации на 2016-2020 значительно масштабнее: 217 активов против 38, в том числе не менее 7 публичных размещений.

Вы упомянули о том, что приватизация будет проводиться при помощи различных механизмов. Не могли бы рассказать о них более подробно?

 - Действительно, мы применяем индивидуальный подход к каждой компании в зависимости от ее особенностей. Такие крупнейшие компании, как  "Самрук-Энерго" или "Казахстан темир жолы" мы намерены выводить на фондовую биржу. В качестве приоритетной площадки мы рассматриваем Международный финансовый центр в Астане. По нашему мнению развитие национального рынка капитала и финансовых институтов в стране – одна из важнейших возможностей, реализовать которую нам поможет Программа приватизации. В свою очередь, ликвидный и динамичный рынок капитала, современные финансовые и законодательные институты будут мощными стимулами деловой активности в стране, развития экономики в целом. Мы рассчитываем, что более высокая прозрачность работы публичных компаний и примеры успешного функционирования законодательства, институтов и стандартов корпоративного управления приведут к улучшению инвестиционного климата.

Однако не для всех компаний публичное размещение оптимально. Мы также рассматриваем и привлечение стратегических инвесторов, особенно для компаний, требующих существенных объемов инвестиций, технологического обновления, либо при наличии у инвестора глубокой отраслевой экспертизы. В некоторых случаях глобальные инвесторы могут открыть казахстанским компаниям доступ к международному рынку.  Небольшие компании, не имеющие существенного значения, будут реализованы в ускоренном порядке при помощи аукционов на электронных площадках.

Мы также рассматриваем возможность использования перспективных механизмов государственно-частного партнерства, таких, например, как концессия, которая предполагает передачу контрактов на управление активами без отчуждения собственности. Такая форма может быть наилучшей при работе со стратегическими активами и активами, важными с точки зрения национальной безопасности. Хочу подчеркнуть: мы очень взвешенно подходим ко всем решениям, и будем анализировать перспективы приватизации вместе со своими портфельными компаниями, Министерством национальной экономики и внешними консультантами.

Для небольших активов вы планируете ускоренную реализацию. На какие сроки рассчитана программа в целом?

- Согласно утвержденным планам, все компании должны быть приватизированы до конца 2020.

В приоритетном списке 44 наиболее крупных компаний. По ним мы будем проводить планомерную работу, принимать взвешенные решения и оценивать все возможные последствия. Начало реализации 7 крупнейших портфельных компаний, подлежащих выводу на IPO, запланировано на вторую половину 2017, в связи с необходимостью проведения подготовительных работ, мер по оптимизации и трансформации холдингов.

К реализации остальных 37 активов из перечня №1 мы планируем приступить уже в этом году и завершить процесс до конца 2018. Последствия поспешных решений могут быть самыми серьезными, поэтому, повторюсь, подходить будем очень взвешенно.

Второй перечень включает в себя 173 компании, значительная часть будет реализована уже до конца этого года. По многим из них проведен анализ и приняты соответствующие решения. При этом, вне зависимости от размера компаний, мы будем учитывать специфику региона, интересы работников и социальную нагрузку, которую несет предприятие.

Некоторые активы реализовывать через аукцион нецелесообразно, в силу их несостоятельности. Это относится к предприятиям с низкой рентабельностью, у которых нет перспектив развития. В таких случаях может быть предусмотрена ликвидация либо реорганизация. Завершить работы по данным активам планируется в течение 2017.

Учитываете ли вы социальные последствия приватизации? Ведь в компаниях большое количество рабочих мест, и услугами этих предприятий  пользуется население.

 - Безусловно. Социально значимые компании будут реализованы на определенных условиях – приобретатели должны взять на себя обязательства по сохранению рабочих мест, профильной деятельности компании и социальным вопросам. Данные обязательства будут включены в условия инвестиционных меморандумов, которые являются частью переговорной позиции с инвесторами.  

Кто будет основными приобретателями компаний?

- Мы заинтересованы как в привлечении международных инвесторов, так и в участии казахстанских компаний. Важно также отметить призыв главы государства к состоятельным гражданам Казахстана поучаствовать в приватизации в рамках программы легализации капитала, в том числе, выведенного ранее за рубеж. Мы считаем, что программа приватизации является привлекательным инструментом легализации и позволит вернуть значительные объемы капитала в страну.

Что вы планируете делать с активами, на которые не удастся найти покупателя?

- Единые правила приватизации предусматривают проведение нескольких раундов торгов для реализации компании. Если в результате этого процесса найти приобретателя для компании так и не удастся, то в зависимости от социально-экономической значимости предприятия будут реорганизованы либо ликвидированы, как я сказал ранее. Одна из сопутствующих задач Программы приватизации – повысить эффективность управления в группе компаний фонда за счет сокращения числа дочерних предприятий и количества уровней управления ("внучек", "правнучек"). Этот процесс также позволит нам избавиться от "балласта" - предприятий, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность, и соответственно, не приносят прибыль.

Каким образом приватизация будет способствовать улучшению деятельности компаний?

- На нашей стороне будет несколько факторов. Во-первых, сама подготовка к продаже для многих компаний будет включать в себя оптимизацию их структуры, развитие систем управления и внутреннего контроля, анализ внутренней и внешней среды. Все это необходимо для повышения спроса со стороны и инвесторов и, как следствие, более высокой цены продажи. Во-вторых, новые частные собственники будут лично заинтересованы в успехе компаний, и способны уделять им больше внимания, чем при централизованном государственном управлении. Мы также ожидаем, что инвесторы будут привлекать в компании финансовые и технологические ресурсы. Наконец, снижение доли государства в экономике и развитие национальных рынков капитала приведет к росту здоровой конкуренции между компаниями и повышению деловой активности. Все это окажет значительное влияние на производительность труда и экономический рост Казахстана.

Учитывается ли международный опыт?

- За последние десятилетия через программы приватизации прошло значительное количество стран, в том числе Великобритания, Германия, Турция, Чили, Грузия и другие. Мы имеем возможность анализировать их опыт, заблаговременно оценивать риски и принимать меры по их предотвращению. Для этого мы работаем с международными экспертами и специалистами по реализации подобных программ.

Мы извлекаем уроки как из негативного опыта других стран, так и из относительно позитивных примеров. "Относительно" – потому что критиков можно найти у любой программы приватизации. В качестве примера, повторения которого мы стремимся избежать, можно привести приватизацию в Восточной Германии в 1990-х годах. В их случае поспешная приватизация без анализа последствий принимаемых решений привела к экономическому провалу программы и социальному неблагополучию населения, в том числе массовой безработице. В то время как положительными примерами для нас скорее являются приватизационные программы Чили, Италии, Испании.

Пример Чили также является отличной иллюстрацией того, как важно учиться на собственном опыте – после относительно спорных успехов в области приватизации в 80-х, Чили в следующем десятилетии реализовала одну из наиболее образцовых программ приватизации в рамках экономических реформ, позволивших им достигнуть лидерства в Латинской Америке. Казахстан также уже получил первый опыт приватизации в 90-х годах, нам необходимо извлекать уроки и из нашей собственной истории.

Берик Турсынбекович, в некоторых странах программы приватизации критиковались за непрозрачность принимаемых решений, звучали даже обвинения в коррупции. Как будет обеспечиваться открытость приватизации в Казахстане?

- Приватизация наших предприятий будет проводиться в соответствии с Едиными Правилами, утвержденными советом директоров АО «Самрук-Казына».

Все решения по реализации активов принимаются поэтапно. Сначала определяется оптимальный способ реализации актива и проводится оценка независимыми экспертами согласно законодательству. При реализации крупных активов мы опираемся на международные стандарты оценки.

Далее активы рассматриваются на отраслевых комиссиях, куда входят представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», госорганов, общественные деятели, депутаты. После чего принимаются корпоративные решения на уровне собственников для вынесения на рассмотрение государственной комиссии по модернизации экономики. Способ реализации крупных активов, вне зависимости от того, являются они собственностью Фонда или портфельной компании, утверждается советом директоров АО «Самрук-Казына».

Также необходимо отметить, что для координации реализации крупных активов будут привлекаться лучшие международные консультанты.

Часть объектов будет реализована способом электронного аукциона, который в принципе исключает влияние человеческого фактора на результат. Как видите, любые предположения о непрозрачности в нашем случае необоснованны.

По каким критериям вы будете оценивать проведение программы? Что для вас будет являться основным показателем успеха?

- Всегда есть соблазн обращать внимание в первую очередь на краткосрочные результаты, на сиюминутную финансовую выгоду. Однако мы являемся в первую очередь фондом национального благосостояния, а не коммерческой структурой. Поэтому основной приоритет для нас – долгосрочные результаты для страны. Наша программа приватизации – часть глобальных экономических реформ, и ее успех будет в первую очередь заключаться в создании условий для устойчивого роста экономики страны, в развитии современных финансовых институтов, стимулировании прозрачного и справедливого регулирования бизнеса, благоприятного инвестиционного климата.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить