«Самрук-Казына»: активы в профиль и анфас

10168

Раздутая структура ФНБ «Самрук-Казына» с периодической «оптимизацией» – один из эффективных способов создавать выгодный бизнес за счет государственной поддержки

Фото: exclusive.kz

В составе ФНБ «Самрук-Казына» насчитывается около 600 компаний, около 2/3 из них контролируется Фондом напрямую, остальное – совместно с частными совладельцами, сообщается в статье, опубликованной на сайте Института политических решений. Идею избавления нацкомпаний от непрофильных активов озвучивает каждый новый руководитель фонда: Кайрат Келимбетов - в 2010 году, Тимур Кулибаев - в 2011-м, нынче – Умирзак Шукеев.

Сегодня на сайте ФНБ непрофильные активы разделены на три группы: подлежащие реализации, передаче ведомствам и оставлению в холдинге.

В первой группе - отели, санатории, квартиры, общежитие, бизнес-центр, земельные участки, офисные помещения. Всего на 43,2 млрд тенге.

Во второй – Музей истории Казахстана, дворец бокса, клуб нефтяников, клуб ветеранов и т.д. – на сумму 27,5 млрд тенге.

Стоимость объектов, которые ФНБ оставляет себе, оценивается в 33,98 млрд тенге, среди них - гольф клуб, санаторий, башня в Изумрудном квартале Астаны.

Наиболее сложная ситуация складывается с непрофильными активами одной из наиболее крупных компаний, входящей в Фонд, – НК «КазМунайГаз». По словам главы фонда Умирзака Шукеева, только в КМГ скопилось непрофильных активов на 43 млрд тенге.

Несмотря на то, что КМГ постоянно избавлялся от санаториев, гостиниц, транспортных, строительных, медийных и других компаний, их количество чудесным образом увеличивалось. Так, если 10 лет назад в структуре «КазМунайГаза» насчитывалось 48 дочерних и зависимых организаций с различным профилем деятельности, то в 2008 году их было уже около 190, из которых 40% относилось к непрофильным. Причем финансовые вливания в некоторые непрофильные активы настолько «утяжелили» их, что они стали перевешивать профильные.

В качестве примера можно привести «КазМунайГаз-Сервис». Компания, обслуживающая несколько десятков объектов и офисов НК КМГ, «весит» больше «КазМорТрансФлота», предназначенного не только для транспортировки нефти, но и имеющего контракты на поддержку морских операций на Каспийском шельфе. А ведь была разработана и утверждена Программа реструктуризации активов общества на 2004-2006 годы. В рамках этой программы планировался выход НК «КазМунайГаз» из капитала всех непрофильных активов и активов с непрофильной сервисной деятельностью. Таким образом, с открытых торгов ушли несколько АО - «KazTransCom», «КазСтройСервис», «КазахстанКаспийшельф», «КМГпромгеофизика» и ряд других предприятий.

Однако анализ деятельности компании по отчуждению непрофильных активов показывает, что этот процесс непрозрачен. Сторонних наблюдателей нередко озадачивают цена и скорость, с которой активы передаются от одного субъекта другому. Имеются факты реализации профильных активов, размывания госимущества (переданного в оплату госпакетов акций, путем создания аффилированных компаний), занижения стоимости реализуемых активов.

Теперь «КазМунайГаз» планирует реализовать в течение нескольких лет порядка 20 непрофильных активов и 349 непрофильных объектов балансовой стоимостью около 95 млрд тенге. Всего же «Программа реструктуризации активов АО НК «КазМунайГаз» на 2012-2016 годы» предусматривает за счет реализации и ликвидации непрофильных активов сокращение общего числа дочерних организаций компании на 53 единицы – с 244 до 191!

А ведь, согласно предыдущей программе реструктуризации, к концу 2007 года в составе «КазМунайГаза» должна была остаться всего 21 «дочка». Вывод очевиден: причины обрастания нацкомпании непрофильными активами не устраняются. Не удивительно, что EBIDTA margin у национальной компании (несмотря на растущие с 2009 года цены на нефть), с 25,7% в 2008 году снизилась до 16% в 2011 году. При этом размер внешнего долга ФНБ «Самрук-Казына», образовавшегося в основном за счет привлечения внешних займов входящими в фонд компаниями, достиг 3,2 трлн тенге.

Складывается впечатление, что многоступенчатая и раздутая структура ФНБ «Самрук-Казына» с его периодической «оптимизацией» – один из эффективных способов, позволяющих заинтересованным лицам за счет государственной поддержки создавать выгодный бизнес. Финансовые результаты деятельности десятков таких приватизированных под предлогом избавления от непрофильных активов и оптимизации расходов, «дочек» и «внучек» НК «КазМунайГаз» подтверждают эту версию.

Напрашивается следующий вывод. Очистку фонда от ненужных и непрофильных активов нельзя поручать самим нацкомпаниям, входящим в него. Как свидетельствует практика, такие попытки оказываются безуспешными. Выстроенная система располагает к неправедному обогащению людей, управляющих госактивами, и их окружения. И это понятно: доступ к ФНБ «Самрук-Казына» - это доступ к огромным финансовым ресурсам входящих в фонд компаний, дающих свыше 40% ВВП страны.

Крупный бизнес, используя государственные компании в своих целях, будет продавливать собственные интересы и добираться до бюджетных средств. А значит, «Самрук-Казына» будет постоянно освобождаться от столь же постоянно нарастающих непрофильных активов. Но без абсолютной прозрачности этого процесса очистки никакая реструктуризация фонда и его планируемый ребрендинг ничего не изменят.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить