Призрак нового пузыря: почему убыточные компании стали стоить миллиард

11009

Технологические компании так называемой новой экономики много лет подряд не приносят прибыли и сжигают деньги, но тем не менее оцениваются в миллиарды долларов. Почему так происходит, сколько продлится и к чему приведёт?

ФОТО: Depositphotos.com/Rawpixel

Рыночные аналитики десятки лет пользовались стандартными показателями для оценки компаний: выручка, EBITDA, price to equity и др. За прибыльные платили больше, за убыточные меньше. И вдруг мир сошёл с ума. В технологические компании так называемой новой экономики, которые много лет подряд жгут деньги и не приносят прибыли, выстроилась очередь инвесторов, готовых покупать доли по оценке в миллиарды долларов. Примеров много — Crowdstrike, Slack, Uber, Grubhub. Почему это происходит?

На первый взгляд, виноваты венчурные фонды. Они входят в капитал по всё более высокой оценке и создают пирамиду, раздувая размер собственных долей от раунда к раунду и иногда даже не до конца понимая, в какой продукт инвестируют. Яркое тому подтверждение — Theranos, пообещавший миру технологию суперинформативного неинвазивного анализа крови, для которого достаточно микропробирки. За Элизабет Холмс, основательницей компании, как за гамельнским крысоловом, пошли крупнейшие инвесторы Кремниевой долины. На деле у стартапа не было не только бизнес-модели, но и продукта. Но таких скандальных историй единицы, а вот успешных кейсов намного больше.

Молодые компании отдают пользователям качественные, дорогие продукты бесплатно или за очень небольшие деньги. Когда такие игроки приходят в традиционную индустрию, цены снижаются: дешевеет такси, стремятся к нулю стоимость доставки из магазина и банковские комиссии. И кажется, эти стартапы должны разориться, предварительно разорив конкурентов, но они продолжают развиваться, привлекать пользователей и расти в цене.

Стандартные оценки бизнеса не работают в новой экономике, потому что это экономика больших чисел. Текущими затратами для новых компаний становятся так называемые sunk cost — расходы на разработку, которые сделаны и уже фундаментально не влияют на операционные результаты бизнеса. Это как расходы на дорогое образование, когда ты один раз потратил деньги, а дальше получаешь только доход.

Стоимость самой дорогой разработки растворяется, когда речь идет о возможности выйти со своим продуктом на миллионную и даже миллиардную аудиторию меньше чем за год. Всего за неделю число игроков Apex Legends выросло с нуля до 25 млн. У Facebook 2,7 млрд пользователей. Это в два раза больше населения Китая. Никогда в истории у компаний не было возможности масштабировать продукты с такой скоростью.

Сегодня это реальность благодаря технологиям, новой инфраструктуре и экосистемам. Чтобы продавать цифровой товар всё большему числу пользователей, например в App Store, не нужно вкладывать большие деньги в производство. Лучшие финтехи — Rоbinhood, Revolut, Monzo, BNext — привлекают по 500 000, 1 млн пользователей в год.

Однажды сделанные затраты на разработку уже не беспокоят команду, её основные траты — на маркетинг. А главные показатели — цена за привлечение пользователя и динамика роста. Новые компании гонятся не за прибылью, а за ростом в начале и, если повезёт, за unit-экономикой. Сколько денег стартап тратит, чтобы привлечь пользователя в свой сервис? Как долго может его удержать? Как быстро растет аудитория продукта? Аналитики всё реже приходят к стартапам с вопросами про EBITDA и всё чаще — про рост и стоимость привлечения клиента и ценность, которую этот клиент приносит. Самую большую оценку получает не тот, кто может показать прибыль, а тот, кто демонстрирует рост и успешную бизнес-модель на отдельном пользователе.

Важно понимать, что unit-экономика не становится позитивной в один день. Но новая экономика и не смотрит на бизнес в моменте. Цена компании определяется будущим, а не настоящим. Facebook набирал пользователей и долгое время не знал, как будет их монетизировать. Цифры Uber смогут сойтись в момент, когда получат распространение роботакси. А Beyond Meat, чьи акции есть у каждой американской домохозяйки, растёт на вере в то, что в один момент идейное вегетарианство станет массовым.

Вернутся ли инвесторы к привычным взглядам и начнут ли пытаться оценить новые компании по EBITDA и прибыли? Традиционные метрики не подходят для масштабирования такого уровня, они не учитывают экосистемный эффект, когда некоторые сервисы предлагаются бесплатно и окупаются за счёт других. Да и EBITDA неприменима к быстрорастущему бизнесу, который все заработанные деньги вкладывает в рост.

Это пузырь? Возможно. Лопнувший пузырь доткомов оставил нам интернет. А новые бизнес-модели технологических компаний оставят структуру экономики, которая кардинально отличается от того, что мы видели даже 10 лет назад.

Алан Ваксман, Forbes Contributor

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить