Почему розничный инвестор любит красивые истории и высокий риск

15970

Один мой хороший знакомый (профессиональный инвестиционный консультант) много усилий и времени в Facebook затрачивает на обличительные речи в адрес брокеров, заботливо предостерегая розничных инвесторов

Брокеры и их аналитики – это циничные «говорящие головы», «вешающие лапшу» на уши доверчивых «розничных инвесторов», продающие им «горячие IPO» по «заведомо завышенной цене», за «огромные комиссии», где конечные инвесторы сидят в «последнем автобусе из Лас-Вегаса» (т.е. остались без денег), и выступают в роли закланных агнцев, принесенных в жертву.

Прямо аннотация к фильму Money monster («Финансовый монстр» c Джорджем Клуни и Джулией Робертс в главных ролях). Портрет «розничного инвестора» вырисовывается, как в фильме: крайне непривлекательный, малообразованный неудачник, без хорошей работы, не умеющий и не желающий читать экономические показатели и отчетность, который отрывает последние деньги у семьи, теряет на сверхрискованных инвестициях последние сбережения, отложенные на покупку недвижимости или образование детей, и в итоге остается лежать на земле хладным трупом …

Если оставить эмоциональные эпитеты и проанализировать портрет среднестатистического розничного инвестора, все на самом деле намного проще и понятнее. Именно в Казахстане.

В отличие от США, где распространенность финансовых услуг среди населения огромна, в Казахстане процент их проникновения просто ничтожен. Достаточно привести простой пример и оценить верхнюю границу количества активных «розничных инвесторов». При проведении широкомасштабной рекламной программы со стороны эмитента, маркетмейкеров и самого государства количество участников «Народного IPO» компании KEGOC составило около 42 тыс., или 0.24% населения. На деле же реально активных «розничных инвесторов» - в разы меньше. В основном это 2 категории: люди, которые так или иначе вращаются около финансовой/страховой или брокерской тематики и бизнесмены/менеджеры, реинвестирующие часть имеющегося портфеля в этот сектор.

И те, и другие руководствуются следующим принципом инвестирования – вкладывается 20-30% от свободных денежных средств, распределяется по финансовым инструментам в течение нескольких периодов, в надежде найти доходность выше, чем в собственном бизнесе. Большинство «розничных инвесторов» причисляет (совершенно справедливо!) инвестирование на фондовом рынке к исключительно рискованным операциям, поэтому не желает получать некую «минимальную доходность» в индексах или ETF широкого рынка. Выводя деньги из бизнеса или с банковского депозита, человек предпочитает высокую доходность с максимальным риском. Поэтому «розничные инвесторы» так любят красивые истории и ищут «любимые инвестиции» среди акций ярких, высокорискованных компаний. Брокеры тоже любят такие компании, как Tesla и Netflix. Инвесторы периодически ждут неких событий, отчетности и «заходят в акцию» за неделю до ожидаемого «звонка» (выход новой модели телефона, машины, слияние/поглощение, резкий рост клиентской базы и т.п.).

Иногда они проигрывают (например, после объявления Tesla о приобретении Solar City потери составили 10%). Иногда они выигрывают (например, после последнего удачного отчета Netflix +30%). Дело не в этом. А в том, что аппетит розничных инвесторов к риску изначально в разы выше, чем у профессионала, владеющего и применяющего любую технику инвестирования, будь то фундаментальный или технический анализ, или даже советы макроэкономиста-астролога.

Именно аппетит к риску и есть первопричина того, что подписка на самую высокорискованную операцию – участие в IPO с 90-дневным loockup (невозможность продать на открытом рынке) стала хитом среди розничных инвесторов.

Статистика – вещь упрямая. Можно сколько угодно можно рассказывать о высоком риске покупки акции, которая не имеет истории торговли и зачастую ни разу не публиковала свою отчетность. Люди, которые приняли участие в целом в 15-20 сделках за несколько лет, понимают, как работают красивые истории, и что приносит большую доходность последние 5 лет – средний широкий рынок или высокорискованный портфель.

Брокер всегда предлагает целый портфель финансовых продуктов. Среди них есть множество т.н. защищенных – например, покупка еврооблигаций с фиксированным доходом и гарантированным обратным выкупом, или структурные продукты, в которых основной капитал полностью защищен, если продукт держится инвестором до конца срока, а прибыль неограниченна; или более низкорискованных ETF секторальных/широких рынков, в которых резкое падение, равно как и рост, ограничены.

Выбор всегда за «розничным инвесторов». Что правда, то правда - брокер получает свою комиссию, неважно, какой продукт покупает клиент. Потому что брокер продает только инфраструктуру и возможности. Решение за инвестором. По продуктам, по рискам, по срокам, по суммам. Таковы правила. Таков рынок. Так это работает везде.

Поэтому решение о покупке высокорискованных красивых историй кажется «розничным инвесторам» оправданным. И, самое главное, когда инвестор начинает стабильно терять вместо того, чтобы получать повышенный доход, он уходит с рынка. Просто потому, что его счет начинает уменьшаться. Точно также, как он остается с брокером до тех пор, пока его счет растет. Инвестора бесполезно убеждать в злодействах брокера. Просто инвестор смотрит на свой счет. И принимает решение о покупке очередной «красивой истории». Или забирает деньги с брокерского счета и переводит их на депозит в банке.

Большинство розничных инвесторов выбирают простую, но эффективную методику инвестирования в короткие 90-дневные сделки. На текущем мировом фондовом рынке, насыщенном ликвидностью, достаточно давно растущем, с короткими коррекциями и быстрым отскоком, вряд ли можно найти что-то более эффективное для человека, основные деньги которого зарабатываются тяжелым трудом в офисе/переговорах/командировках по 12-14 часов в сутки.

Сама технология проста:

1. Брокер предлагает 10-12 сделок в год по участию в IPO. Страновые риски каждый инвестор определяет для себя самостоятельно, предположим, это американский фондовый рынок. Цель – получение за счет гэпа более высокого дохода, чем покупка акций на рынке на обычных торгах. Комиссии за участие в IPO более высокие, чем стандартные брокерские комиссии (они у всех почти одинаковы).

2. Общая сумма доступных денежных средств условно разделяется инвестором на 3-4 части.

3. Каждая из этих частей используется в участии в короткой 3-месячной сделке, последовательно друг за другом (диверсификация).

4. Освободившиеся после сделки денежные средства +прибыль-убытки направляются на следующую сделку IPO. Желающие повысить лимиты/риск могут использовать маржинальное кредитование и увеличить сумму каждой сделки с ¼ от общей суммы портфеля. Чем красивее история, тем выше желание розничного инвестора увеличить сумму

5. Риски lockup (акционерное соглашение, не позволяющее продать акции до истечения 90 дней) закрываются покупкой put-опционов (для продвинутых инвесторов) или фиксацией прибыли/убытка покупкой форварда.

6. Иногда инвестор остается в акции на более долгий срок, если история кажется ему еще более «красивой», чем до состоявшегося IPO. Это означает, что в новую сделку он не заходит.

В принципе, что касается краткой методички по инвестированию на текущем рынке, вышеизложенного достаточно. Однако обычно семинар в высшей школе заканчивается практической работой. Поэтому всем пытливым и интересующимся предлагаю вооружиться калькуляторами. Зайдите на любой информационный ресурс (Bloomberg, Yahoo и т. д.) и самостоятельно составьте таблицу «цена размещения – прирост/падение после 90 дней».

Тикеры акций для домашней работы: FB, TWTR, HLT, GPRO, BABA, VA, LC, BOX, GDDY, ETSY, FIT, PLNT, RACE, SQ, MTCH, EDIT, CRVS, BATS, USFD, TWLO, LN, NTNX, COUP, ZTO.

Тем, кто смог составить табличку и смоделировать прибыль розничного инвестора, предлагаю пойти дальше и полностью хеджировать его риски. Предположите, что каждый раз после того, как на бирже появляются опционы, розничный инвестор приобретает форвард стоимостью 10% от рыночной цены, фиксируя свою прибыль, а акции без прибыли держит до конца lockup. Решение о хеджировании рисков (фиксации) полностью принадлежит инвестору, поэтому только ему решать, сколько стоит его риск и стоит ли за это делиться частью прибыли.

Да, забыл самое главное. Для тех, кто дочитал статью до конца и сделал практическое задание.

Розничный инвестор всегда покупает красивые истории. И правильно делает.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить