Площадка нового типа

В Казахстане появилась площадка, которая может разорвать порочный круг, мешающий стартапам и инвесторам находить друг друга

Фото: Андрей Лунин

В  2005 году в Штатах Пол Грэм запустил Y Combinator, так называемый акселератор для стартапов, предполагавший иную модель финансирования новых проектов. Суть в том, чтобы упаковать сырую идею и неопытную команду в понятный для венчурных инвесторов продукт с прототипом, обученными людьми и перспективной бизнес-моделью. Теперь акселераторы стали очень популярными.

Предприимчивые казахстанцы Руслан Егембаев и Константин Горожанкин запустили осенью прошлого года первый казахстанский акселератор – школу старт­апов Business Labs. К его созданию они шли по-разному. По словам Егембаева, его команда со своим интернет-проектом несколько раз выигрывала конкурсы, проводимые акселераторами в Европе и США, но выехать на обучение не получалось в силу различных обстоятельств. «Вот и решили: раз не получается уехать самим, значит, мы создадим собственный акселератор и затащим их сюда», – вспоминает он.

Константин Горожанкин пришел к мысли об акселераторе через ежегодную национальную интернет-премию AWARD.kz. «Года три назад мы натолкнулись на такую тенденцию – более 60 % сайтов ежегодно это сайты-стартапы, то есть появившиеся именно в год проведения премии. Как показали наши наблюдения, такие сайты живут от силы год-два, а потом ввиду отсутствия монетизации, окончания денег инвесторов и энтузиазма у команды большая часть сайтов просто умирает», – отмечает он. После этого стало очевидно, что требуется некая платформа, где можно демонстрировать наиболее интересные интернет-проекты потенциальным инвесторам и помогать таким проектам найти свою нишу.

Руслан Егембаев указывает, что в первую очередь был изучен опыт тех акселераторов, куда подавала заявки его команда – TechStars, Startup Bootcamp, Y Combinator, Founders Institute, Ignite, Startup Highway, Seedcamp и др. «Поняли ключевые принципы, пересмотрели десятки часов видеоматериалов, общались по почте и по Skype. У нас до сих пор остались очень теплые отношения с партнерами из Startup Highway и Startup Bootcamp – мы порой обращаемся к ним за советом», – говорит он.

AWARD.kz
Сергей Митрофанов и Любовь Симонова, представители крупных инвестфондов, отбиравшие проекты в рамках iProf-2012

Первым шагом, по словам Горожанкина, стало создание ресурса iStartUp.kz, который был организован с большой командой деятелей Казнета, после чего они пошли в казахстанские вузы и отобрали 25 наиболее интересных проектов. «Поиск проектов начался через плотное взаимодействие с техническими вузами – КБТУ, СДУ и МУИТ. Помимо этого, очень важным, как мы потом поняли, для нас оказалось проведение двухдневного семинара – TechCrowd. Это отдельная программа, которую мы проводим совместно с КБТУ и которую возобновим с апреля этого года. На TechCrowd пришли фактически все команды со своими будущими проектами», – вспоминает Руслан Егембаев.

Из 25 проектов были выбраны 10, которые и были презентованы на конференции iProf.kz, где представители инвестиционных фондов определили пятерку перспективных стартапов. «Мы немного схитрили и фактически переложили эту ответственность на наших гостей – экспертов из России Любовь Симонову (Almaz Capital), Сергея Митрофанова (Brandflight), Бастиана Годска («Гоголь Медиа») и Максима Спиридонова», – поясняет Егембаев. Резон, по его словам, был простой: они лучше чувствовали рынок на тот момент, а своим выбором они, по сути, обозначат те ключевые тренды и проекты, на которые и будут смотреть профессиональные инвесторы. Как добавляет Константин Горожанкин, именно для отобранных проектов и была придумана школа стартапов.

Школа избранных

«По сути, мы сделали акселератор, который в ускоренном темпе готовит ребят к старту в большой бизнес. Кроме общих лекций с каждой командой стартапов есть еженедельные встречи, где опять же мы, организаторы, наставляем ребят и продвигаем их по их планам», – говорит Горожанкин. Авторы проекта отмечают, что модель, как и в других акселераторах, предельна проста: выбираются команды, с ними проводится интенсивная работа по запуску их проектов, обеспечивается доступ к экспертизе и связям через менторов, содействие в привлечении первых клиентов и организация шоу стартапов (Demo Day), когда команды презентуют свои проекты общественности, потенциальным клиентам и инвесторам.

Работа организована по сезонам, первый сезон у нас длится два месяца. «В феврале-марте каждую среду и субботу мы приглашаем интересных лекторов из сферы финансов, ИТ, налогов, инвестиций, интернет-маркетинга, стартап-движения, менеджмента, разработчиков, то есть все те темы, которые так или иначе нужны стартапам для их роста. Однозначно мы с Русланом не смогли бы осилить весь этот объем работы вдвоем. В проекте с нами два опытных специалиста – Анна Осипова, закрывающая вопросы PR и продвижения как школы стартапов, так и самих стартапов, и Ольга Тарнопольская, отвечающая за все организационные вопросы», – говорит Константин Горожанкин.

Его коллега указывает на то, что лекции составляют около 25 % от нагрузки. Остальное – интенсивная работа с каждым из стартапов, встречи, споры, дискуссии, обсуждения, страхи, надежды, разочарования и первые маленькие победы. «Это очень интенсивный и очень эмоционально насыщенный для нас процесс. Очень интересно, как развиваются команды и их проекты за такой срок», – делится впечатлениями Егембаев.

AWARD.KZ
Руслан Егембаев «прокачивает» один из стартапов

Создатели школы менторов и спикеров разделили на две части – казахстанская экспертиза (все, что нужно ребятам для того, чтобы организовать бизнес в Казахстане, выживать и конкурировать в локальной среде) и международная экспертиза (технологии, маркетинг, брендинг, продвижение, финансы, структурирование сделок и многое другое). «Нам очень помогли наши друзья, в первую очередь Любовь Симонова и Сергей Митрофанов. Вообще, мы встречаем очень хорошую поддержку в Москве и других городах. В результате у нас собралась фантастическая команда менторов из Казахстана, России, с Украины, из Швейцарии, США, Канады, Англии и других стран», – говорит Егембаев, подмечая, что проект стал школой и для самих создателей, которые получают опыт одновременного управления целым рядом интернет-проектов в условиях жестких временных рамок и ограничений в бюджете.

Каждому стартапу по инвестору

Сейчас в школе стартапов шесть проектов, и если хотя бы один-два получат инвестиции, то это будет успехом акселератора, считает Горожанкин. «Мы рассчитываем, что проекты Business Labs станут источником инвестиционных проектов для венчурных фондов и других инвесторов. Спросите у любого венчурного фонда или фонда прямых инвестиций в Казахстане или России – и вы получите один ответ: существует огромный дефицит качественных проектов «на входе». Лаборатории могут стать «поставщиками» таких проектов для некоторых из фондов», – добавляет Егембаев.

Между тем заинтересовать венчурные фонды – задача еще более сложная, чем найти перспективные стартапы. Привлекали фонды, как вспоминает Константин Горожанкин, на основе личных связей. В этом помогла в том числе и премия AWARD.kz, которая проводится уже в 10-й раз и в жюри которой ежегодно приглашались видные лица Рунета, в частности Альберт Попков, создатель «Одноклассников», известный дизайнер Артемий Лебедев и другие. Говорит он и о связях Руслана Егембаева, более 12 лет работающего в сфере инвестиций. «Также в оргкомитете iStartUp.kz появились люди, которые в свое время запускали свои старатпы и сами искали инвестиции, например создатель chokolife.me Рамиль Мухоряпов, Алексей Ли (iDrive.kz, Jam.kz и Pricer.kz), Асет Нурпеисов (twitter.kz). Помощь шла со всех сторон, и постепенно собрался очень интересный пул игроков-инвестфондов, который и отобрали себе стартапы на конференции iProf-2011», – отмечает Горожанкин.

Сейчас школа стартапов ведет постоянные консультации с целым рядом известных венчурных фондов и бизнес-ангелами. «Некоторые уже дали предварительное согласие приехать на Demo Day с предметным интересом к проектам в нашем портфеле, некоторые приедут больше из интереса и желания познакомиться с местным рынком», – говорит Егембаев.

По его оценкам, не все инвесторы готовы инвестировать на ранней стадии в проекты, аналогичные тем, что присутствуют в портфеле школы. Фонды типа Almaz Capital, AddVenture Fund, Fast Lane Ventures, Bright Capital имеют немного другие интересы. «Наши проекты больше интересны для фондов типа Runa Capital или TA Ventures либо для бизнес-ангелов», – отмечает он.

Тем не менее, как подчеркивает Егембаев, основная задача на выходе – это создать «машину по зарабатыванию денег», поэтому привлечение инвестора отнюдь не является самоцелью. «Если проект становится бизнесом и начинает зарабатывать сам, инвесторы могут и не понадобиться. И если это произойдет, это будет лучшим результатом», – заключает он.

Плата за вход

За участие в Y Combinator стартап отдает долю в размере 6–7 %, получая в свою очередь от акселератора в среднем примерно $25 тыс. Сейчас капитализация стартапов, выпущенных Y Combinator, составляет несколько миллиардов долларов. Посчитайте теперь, насколько выгодна модель Пола Грэма.

Зарабатывать на приросте стоимости стартапа планируют и в Business Labs. «Мы планируем зарабатывать на росте стоимости стартапов, с которыми мы работаем. Как любой венчурный бизнес, это очень рискованный бизнес. Мы оптимизируем свои риски за счет диверсификации портфеля, четкой инвестиционной стратегии при выборе проектов, а также глубокого вовлечения в развитие проектов в самом начале – совместная работа плюс доступ к экспертизе и необходимым связям», – говорит Руслан Егембаев.

Константин Горожанкин приводит конкретные цифры – у школы есть договор с каждым стартапом о том, что по окончании школы стартапов и Demo Day для инвесторов акселератор имеет право выкупить 10 % стартапа за $10 тыс., сколько бы он уже ни стоил к этому моменту. «Можем выкупить, а можем и не выкупить, если увидим, что проект все-таки не сможет развиваться и зарабатывать. Мы со своей стороны прилагаем все усилия, чтобы дать ребятам самых профессиональных лекторов, наиболее нужные им связи в тех областях, где они двигаются», – указывает Горожанкин.

Судный день

Сейчас все шесть стартапов проходят через ускоренную программу акселератора и готовятся к ключевому дню, который станет логическим завершением всего процесса обучения в школе, – это Demo Day. Он пройдет в первую неделю апреля этого года. К этому дню стартаперы должны разработать прототип, сформировать четкую бизнес-модель, первую клиентскую базу, зрелую команду, то есть иметь все базовые ресурсы для коммерческого или прекоммерческого запуска. «На Demo Day ребята будут делать презентации своих проектов потенциальным клиентам, партнерам, инвесторам и всем тем, кому это интересно. Повторюсь: привлечение инвестиций не является самоцелью, но мы, конечно, привезем целый ряд инвесторов, бизнес-ангелов, а также сервисных компаний – юристов, кадровиков, маркетологов и других, специализирующихся на интернет-секторе», – говорит Егембаев.

По словам Горожанкина, на мероприятии будет демонстрация результатов развития стартапов за два месяца стартап-школы. «Мы привезем различные российские и казахстанские инвестфонды, пригласим частных инвесторов и предоставим площадку для стартапов. Ну а там – кто как договориться. Мы надеемся, что наконец-то в Казнете кто-то из стартапов будет куплен за хорошие деньги. Ранее ни одной публичной сделки у нас заключено не было. И фонды ждут этого первого игрока», – подчеркивает он.

Программа мероприятия не будет состоять только из Demo Day. «Мы понимаем, что не так часто нам будет удаваться собрать такую качественную аудиторию, поэтому мы сейчас всерьез думаем сделать в эти дни еще небольшую конференцию, чтобы все гости познакомились с другими участниками рынка, крупными и мелкими интернет-компаниями», – отмечает Руслан Егембаев. По его мнению, общение с зарубежными коллегами – это одно из наиболее важных условий для качественного развития всей отрасли – игроков, инвесторов, сервисных компаний и стартапов.

Следующий круг

«Business Labs, по сути, является стартапом, и мы проводим первый сезон. Для нас это своего рода тест, эксперимент. Мы допускаем, что может ничего не получиться и лаборатория как проект не будет состоятельным. Если все будет хорошо и эксперимент будет удачным, мы, скорее всего, продолжим работу в Алматы», – рассказывает о планах Руслан Егембаев. По его словам, у школы уже есть предельно ясное понимание, как выстроить пайплайн проектов, где искать и как формировать команды, с кем можно выстраивать партнерские отношения в Казахстане.

«Очень многое будет зависеть от первого года. Если первый выпуск будет успешным, то мы обещаем сделать школу ежегодной. Мне лично нравится учить молодых людей, видеть горящие глаза и желание делать что-то неординарное», – говорит Константин Горожанкин. Он называет возможные сроки следующего набора – с апреля по ноябрь 2012-го. В середине ноября – iProf-2012, на котором фонды смогут из подобранных школой стартапов отобрать себе «звездочек» для дальнейшего развития.

По мнению организаторов, очень многое будет зависеть от правильного позиционирования стартапов, поэтому к команде присоединилась Анна Осипова, имеющая за плечами опыт работы в различных СМИ и агентствах. «Задача по продвижению как самой школы стартапов, так и самих команд не из легких, хотя бы потому, что сама тема стартап-направления в Казахстане обделена должным вниманием. Поэтому для освещения будут активно привлечены СМИ, ведущие интернет-издания, smm-направления и все те каналы коммуникации, которые смогут осветить тему. В частности, проекты будут вести свои блоги на Yvision.kz, наиболее интересные посты будут транслироваться на Forbes.kz. а видеоматериалы будут публиковаться на отдельном канале сайта Kiwi.kz. Для самих же проектов разрабатываются планы по продвижению и позиционированию, учитывая, что их целевая аудитория будет находиться не только в Казахстане», – отмечает Анна Осипова.

Светлое будущее?

Создатели школы стартапов указывают на многие сложности в этой сфере: нет инфраструктуры, пока мало разного рода инициатив, которые бы стимулировали людей открывать собственный бизнес и начинать свои проекты. Кроме того, нет достаточного числа квалифицированных экспертов, которые могли бы поделиться со стартапами своим опытом, и инвесторов, которые имели бы действительно успешный опыт инвестиций.

Руслан Егембаев отмечает, что Казахстан все-таки сильно изолирован от других стран. Ближайшие центры, где происходит много событий, запускается много проектов и имеются инвесторы, – это Москва и Киев. Летать туда стартапам слишком дорого, а зарубежные инвесторы должны иметь достаточную мотивацию, чтобы приехать в Казахстан и работать с местными стартапами. Рынок в Казахстане мал по сравнению с Украиной или Россией, транзакционные расходы всегда будут больше с казахстанскими проектами, пока нет той критической массы предложения идей и проектов, которая и формирует в последующем пайплайн проектов для инвесторов. «Радует лишь то, что мы не так уж и сильно отстали от России и Украины – где-то на полтора-два года. Так что все в наших руках», – говорит Егембаев.

Константин Горожанкин указывает на другую проблему – пока ни один крупный мировой или даже российский игрок не совершил ни одной сделки в Казахстане. «И это многих останавливает. Нужен прецедент. А о том, что у нас могут рождаться замечательные люди, которые поднимают миллиардные проекты, говорит пример Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича – создателей «Яндекса» (IPO 2011 года подняла стоимость компании до $11 млрд)», – подчеркивает он.

В 2005 году на первый Demo Day в Y Combinator было презентовано всего восемь стартапов, которых смотрели лишь 12 инвесторов – по большей части друзья Пола Грэма. Спустя всего пять лет ситуация была совершенно иной: более 30 компаний-стартапов и более 100 инвесторов и бизнес-ангелов, 2 раза в год. К настоящему моменту через акселератор прошло более 380 стартапов, среди которых есть такие «звездные» проекты, как Dropbox, Airbnb, Loopt, Reddit, Justin.tv и другие. Первому казахстанскому акселератору – школе стартапов BusinessLabs есть куда двигаться.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

6022
просмотр