Опыт бизнес-реанимации как инструмент для нового старта

4092

Инвестиционный фонд Казахстана за последние пять лет стал уникальной структурой среди компаний квазигосударственного сектора: начав свою деятельность с инвестирования в проекты, фонд затем стал управляющей компанией в области стрессовых активов. Но не просто коллектором, выбивающим долги по активам, а реабилитирующей компанией, которая передаёт очищенные активы под лояльные условия в руки инвесторов и контролирует их работу

Ермек Сакишев
Фото: архив пресс-службы
Ермек Сакишев

Как быть теперь и что делать дальше, рассказывает Ермек Сакишев, председатель правления АО «Инвестиционный фонд Казахстана».

Пять лет назад, когда инвестфонд поменял стратегию и чуть позже вошел в структуру национального управляющего холдинга «Байтерек», его «наследство» состояло из 66 проблемных активов: 24 собственных и 42 переданных из Банка развития Казахстана. На текущий момент таковых числится 35, инвестфонд завершает работу по взысканию и имеет положительные решения суда по всем крупным активам. Более того, по самым крупным 6 производственным активам (а это заводы) уже заключены договора купли-продажи с новыми собственниками. Председатель правления АО «Инвестиционный фонд Казахстана» Ермек Сакишев уверен, что большинству из этих проектов удастся дать вторую жизнь, как с сохранением их профильной деятельности, так и с изменением её.

- Тенденции в целом таковы, что по половине активов есть очень маленький потенциал развития либо он вообще отсутствует, потому что нет залогового имущества, а по другой половине активов потенциал для развития стремится к 100%, - говорит глава правления ИФК. - То есть с высокой долей вероятности можно сказать, что эти активы будут приносить какую-то пользу экономике и их текущее состояние связано не столько с просчётами при старте актива, сколько с какими-то проблемами в менеджменте.

С государства не хотят снимать ярлык спонсора

Но для того, чтобы на предприятие пришел новый инвестор, способный вдохнуть в него вторую жизнь, проект сначала надо очистить от притязаний прежних хозяев – и от долгов перед государством, финансировавшим его на первоначальной стадии. Между тем, по наблюдениям главы ИФК, у части казахстанского бизнеса есть проблемы с пониманием того, что долги нужно отдавать – и государство такие бизнесмены зачастую воспринимают как вечного донора.

- Занимаясь бизнесом, люди должны, конечно, преследовать основную и конечную цель по зарабатыванию денег, но они должны и выполнять при этом все взятые на себя обязательства, причём выполнять их в срок, - говорит Сакишев. -  И в этом плане государство не является донором. Если мы заключаем договор с предпринимателем, мы будем требовать исполнения обязательств с его стороны точно так же, как они требуют исполнения обязательств нами, и никакие оправдания в части того, что вы, дескать, государственный социально ориентированный институт развития, не будут приниматься. На Западе ведь как: если бизнесмен не смог справиться, на его место приходит другой, более профессиональный, имеющий больше ресурсов, быстрее разбирающийся в вопросах, оперативнее принимающий решения – более эффективный.

Ермек Сакишев
Фото: архив пресс-службы
Ермек Сакишев

- Мы хотим донести до предпринимателей, что в вопросе исполнения ими своих обязательств не бывает так: захотели – выполнили, не захотели – не выполнили, если что – пойдём и у государства "продлимся". Если предпринимательское сообщество говорит, что все должны быть равны в суде, то соответственно, мы все должны быть равны и в конкурентной борьбе. Соответственно, государство такой же равноправный участник рынка, как и предприниматели, и тоже должно и вправе отстаивать свои права, - подчёркивает он.

Когда проблемы почти решены: фонд на распутье

В целом же ИФК свою новую миссию по очистке проблемных активов, принадлежавших ему и Банку развития Казахстана, практически выполнил: в ближайшие несколько лет пул таких активов в портфеле фонда будет доведён до минимального значения, большинство из них будет реализовано на рынке. И уже в следующем году руководство инвестфонда готово предпринять шаги для развития в ближайшем будущем этой структуры: по словам Сакишева, это будущее заключается либо в возврате к прежней деятельности по финансированию новых инвестиционных проектов, либо, учитывая накопленный уникальный опыт работы со стрессовыми активами, - расширении полномочий фонда по работе с токсичными активами.

- Если нам удастся вернуть фонд к изначальной деятельности по развитию проектов, то мы хотим инвестировать без привлечения госсредств, - говорит глава правления ИФК. – У нас есть видение того, откуда и как мы можем привлечь деньги под новые проекты, есть заинтересованные в этом стороны, включая международные организации, которые готовы инвестировать в нас уже сейчас. При этом мы хотим инвестировать в те рынки, которые в Казахстане пока не представлены: мы хотим развивать экономику простых вещей. Потому что - о чём говорить, если Казахстан не производит собственные отвертки, а у нас хотят уже компьютеры производить?

Инвесторы видят потенциал ИФК в большей свободе

При этом председатель правления ИФК подчёркивает, что структура могла бы стать и проводником вхождения  на казахстанский рынок проблемных активов иностранных игроков, имеющих денежные ресурсы и способных привнести в Казахстан международные стандарты, инструменты и процедуры для этого сегмента. И здесь  речь идет уже не только о производственных проектах, но и об охвате токсичных активов коммерческих банков республики. Однако какое бы направление дальнейшей деятельности акционером ИФК ни было бы избрано, очевидно, что фонд уже выбивается из структуры холдинга «Байтерек» и требует большей свободы действий, нежели та, которую предоставляет ему статус компании квазигосударственного сектора.

- Мы уже выходили к акционеру с такой идеей: давайте привлечём инвестора в сам ИФК. Мы закинули эту идею в IFC (Международная финансовая корпорация). У них есть программа специальная под это. Они проявляют очень живой интерес к инвестированию в ИФК. Они посмотрели наш опыт работы, наши результаты, остались удовлетворены и готовы продолжать переговоры дальше, - говорит Сакишев. - Единственным их условием было наличие частного инвестора: они не хотят, чтобы государство занималось инвестициями, поскольку у госструктур меньше инструментов для эффективной работы. Как пример: ИФК придерживается принципа невмешательства в операционную деятельность финансируемых проектов, но, если бы мы занимались операционкой, я уверен, что срок возвратности по многим проблемным проектам сократился бы в разы.

Олег Воротаев

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить