Никто не верит в Virgin: почему инвесторы разочаровались в космической мечте Брэнсона

7823

Virgin Galactic в очередной раз перенесла запуск программы регулярных космических рейсов на границу космоса и обвалилась на бирже

ФОТО: twitter.com/virgingalactic

Аэрокосмическая компания Virgin Galactic сообщила о переносе запуска регулярных коммерческих рейсов на границу космоса до IV квартала 2022 года, после чего ее бумаги обвалились на постмаркете 14 октября, а 15 октября на начале торгов рухнули на 14%, до чуть более $20. СПБ Биржа даже была вынуждена приостанавливать торги бумагами из-за резкого падения цены акций.

Virgin Galactic — это дорогая игрушка для богатых любителей экзотических и экстремальных развлечений, говорил ранее Forbes партнер Capital Lab Евгений Шатов. Но планы запустить регулярные коммерческие рейсы подогревали интерес инвесторов к этой компании с неустойчивой бизнес-моделью, поэтому новость о переносе запуска принесла разочарование, а спекулянты использовали ее как способ заработать. Но стоит ли инвесторам так переживать и сбрасывать бумаги?

Компания объявила, что вынуждена перенести запуск программы космического туризма 14 октября. В тот день объем торгов ее бумагами на NYSE вырос в два раза по сравнению с объемом 13 октября и почти достиг 13 млн сделок.

Запуск перенесен не в первый раз. Изначально старт программы намечался на 2021 год, в феврале запуск перенесли на начало 2022-го. В августе регулярные рейсы отложили до III квартала 2022 года.

В этот раз причина переноса заключается в необходимости переоборудовать корабль и самолет-носитель. Это займет от восьми до десяти месяцев. После полета Брэнсона в июле этого года американские регуляторы начали расследовать тот факт, что корабль отклонился от курса. Расследование не выявило серьезных нарушений, однако на время проверки любые ремонтные работы с кораблем были запрещены.

Уже 600 человек приобрели билеты на следующие рейсы Virgin Galactic к краю космоса по цене $200 000-250 000. Причем некоторые — более 10 лет назад, рассказывал американскому Forbes генеральный директор Virgin Galactic Майкл Колглейзер. Компания хочет выполнять рейсы каждую неделю или даже каждый день с разных космодромов по всему миру. Для этого Virgin Galactic нужен звездный флот, говорил Колглейзер. Однако пока в распоряжении компании только один космический корабль. В последний раз компании потребовалось 50 дней, чтобы подготовить его к полету.

Virgin с Брэнсоном на борту вылетела на девять дней раньше, чем компания Джеффа Безоса Blue Origin, которая планировала совершить первый суборбитальный полет 20 июля. Тогда акции Virgin Galactic выросли перед полетом на 20%, а компания стала популярна среди российских инвесторов. В июле 2021 года ее акции впервые вошли в портфель из 10 самых популярных в России акций, следует из данных Мосбиржи. По итогам сентября она по-прежнему в этом списке. Virgin Galactic входит и в 10 популярных бумаг на СПБ Бирже.

Бумаги Virgin Galactic упали с 11 июля почти на 58%. После первого полета инвесторы зафиксировали прибыль, затем падение усилилось, когда Virgin Galactic объявила о планах провести SPO на $500 млн. В результате Брэнсон второй раз за год продал акции своей компании на $300 млн. Деньги ушли на поддержку его бизнеса в сфере путешествий и отдыха, а также на развитие новых и существующих предприятий, говорил представитель Virgin Galactic.

По словам Евгения Шатова, инвесторам не стоит так резко реагировать на очередную задержку запуска регулярных полетов Virgin Galactic. «Компания занимается тем, о чем раньше даже не могла мечтать, — запускает людей в космос», — сказал Шатов. Похожие проблемы возникают и у крупных компаний на сформированных рынках, говорит он.

Virgin Galactic все еще на раннем этапе развития, что подразумевает высокую волатильность ее акций и серьезные риски. И такая волатильность, скорее всего, продлится еще несколько лет, не исключает Шатов.

По его словам, желающие инвестировать в космос, могут вложиться в компании с более устоявшейся бизнес-моделью, к примеру в Astra Space, которая производит пусковые установки для вывода космических аппаратов на орбиту, в производителя спутников Maxar Technologies, в производителя беспилотных летательных аппаратов AeroVironment или в Howmet Aerospace, которая производит компоненты для реактивных двигателей. Если инвестор не желает разбираться с тонкостями космического бизнеса, но хочет получить выгоду от нового развивающегося рынка, можно инвестировать в ETF-фонд UFO, добавил он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить