Какие препятствия мешают притоку зарубежных инвестиций в экономику страны

Казахстан – привлекательное для иностранных инвестиций государство. По данным Нацбанка РК, за 29 лет совокупный объем притока прямых иностранных инвестиций в экономику составил около $350 млрд, при этом только по итогам 2019 этот показатель достиг $24,1 млрд – против $24,3 млрд годом ранее

ФОТО: Shutterstock

С момента обретения независимости в 1991 году Казахстан напряженно работал над созданием рыночной экономики. В мировых инвестиционных рейтингах Fitch, Moody’s, Standard&Poor’s страна признается лидером региона и единственной в выборке с рейтингом, пригодным для инвестирования по западным стандартам. По макроэкономической статистике Казахстан – абсолютный лидер: самый высокий душевой ВВП и ВВП по ППС, умеренная инфляция и относительно низкий уровень безработицы.

В последнем исследовании Всемирного Банка «Благоприятность условий ведения бизнеса» (рейтинг, составляемый путем измерения совокупных показателей по 10 темам, определяющих легкость ведения бизнеса в стране) за 2019 год, Казахстан занял 25 место из 190 стран. Республика занимает пятое место среди стран СНГ. Более того, рейтинг Казахстана на три позиции лучше, чем у нашего ключевого торгового партнера – России, занимающей 28 место. По индикаторам этого исследования «Обеспечение исполнения контрактов» и «Защита миноритарных инвесторов» Казахстан занимает высокие 4 и 7 позиции в мире, однако по индикаторам «Международная торговля» и «Налогообложение» – 105 и 64 места соответственно.

Что мешает Казахстану на пути в список «50 лучших экономик мира»?

Серьезных барьеров несколько. Главным из них долгие годы остаются политический и страновой риски. Это коррупция, колебания курса валют и запрет внутреннего риск-менеджмента иностранных компаний на связь с лицами и бизнесами, так или иначе аффилированными с политическими структурами.

Коррупция

В «Индексе восприятия коррупции» за 2018 год, составляемом Transparency International, Казахстан занимает 124 место из 180 стран. Это относительно слабый показатель, однако лучший в Центральной Азии. Согласно отчету TI, коррупция, ко всему прочему усугубляемая нестабильностью экономики, остается серьезной проблемой. В отчете за июль 2018 года о четвертом раунде мониторинга в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией ОЭСР заявила об отсутствии прогресса по 19 из 29 рекомендаций.

В Казахстане реализуется Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы, а также ряд законов, регулирующие вопросы коррупции: Уголовный кодекс, Закон о противодействии коррупции, Закон о государственных закупках. Однако, несмотря на наличие соответствующих законов, обвинения в коррупции отмечаются практически во всех секторах экономики. «Опрос предприятий», проводимый Международной финансовой корпорацией (МФК) среди тысяч представителей МСБ, показывает, что респонденты считают коррупцию самым серьезным препятствием для ведения бизнеса в республике.

Колебания курса валют

Одним из ключевых рисков в Казахстане в последние годы остается риск колебания курса иностранной валюты, приводящий к убыткам предприятий, участвующих в операциях с иностранной валютой. Это значительное препятствие с точки зрения потенциального инвестора. Например, если инвестор планирует инвестировать в бизнес, в котором затраты производятся в иностранной валюте, девальвация тенге становится основной проблемой для достижения прибыльности инвестиций. В таком положении крайне сложно планировать будущую прибыль.

Связь с политическими структурами

Если «объектом» инвестиций, напрямую или косвенно, владеет лицо, которое предположительно связано с какими-либо политическими структурами, то некоторые инвесторы не могут вкладывать туда деньги: есть опасность, что на прибыли скажется неблагоприятная политическая обстановка.
Участники местного рынка прекрасно понимают, что существует не так много предприятий, привлекательных для международных инвесторов, которые не имеют отношения к «политически аффилированным лицам», и именно поэтому работа по их привлечению становится еще более проблематичной.

Качество и доступность финансовой информации часто не соответствуют стандартам международных инвесторов

Качество и доступность надежной финансовой информации остаются крайне болезненной темой для всех тех, кто ежедневно участвует в сделках M&A. Международные инвесторы ожидают, что финансовая информация о потенциальных инвестициях будет прозрачной, надежной и соответствующей международным стандартам – без исключений. Но так бывает не всегда. Как следствие, относительно низкое качество финансовой и управленческой отчетностях по-прежнему представляет собой серьезную проблему для многих компаний в Казахстане и огромным знаком «СТОП» для потенциальных иностранных инвесторов.

Несмотря на то, что существует ряд компаний, особенно крупных, которые проводят аудит с помощью крупных международных аудиторских фирм (в соответствии с МСФО или US GAAP), подавляющему большинству МСБ сложно подготовить финансовую информацию, подходящую по форме и стандартам для предоставления иностранному инвестору. Зарубежные вкладчики чрезвычайно чувствительны не только к тому, как им представляется информация, но и к добросовестности людей, которые ее готовят.

Даже в случаях, когда информация собрана и она надежна, но компания при этом не является участником фондовой биржи (где предоставление таких данных – главное требование), может быть сложно найти ее в открытом доступе. Государственная статистика по отраслям промышленности, спросу и предложению товаров и услуг, рыночным ценам и прочая информация часто недоступна или противоречива. Это серьезно сокращает возможность инвестора проводить собственное исследование и принимать инвестиционные решения на основе информации в открытом доступе.

Нормативная среда противоречива и жестка

При совершении сделок M&A инвесторы ищут защиту через гарантии и возмещение убытков в договорах купли-продажи. Неприятная правда в том, что при заключении сделок по местным законам стандарты международного M&A не могут быть полностью исполнены. Каждый, кто участвовал в M&A сделке, наверняка понимает, насколько незащищенным чувствует себя инвестор при отсутствии таких гарантий в договоре. Поэтому международные игроки обычно прибегают к тем законам, которые они лучше знают, и если местный продавец не готов к этому, то сделка скорее всего не состоится.

Кроме того, местные законы часто воспринимаются международными инвесторами как непредсказуемые, а правоприменение законов нередко зависит от толкования судом без принятия во внимание как судебных решений в предыдущих аналогичных делах, так и международного опыта по таким вопросам.

Поправки в закон о валютном контроле

В июле 2019 года в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» были внесены поправки. Они предусматривают усиление мониторинга валютных операций, а именно валютных контрактов, связанных с операциями движения капитала – такими как финансовые займы, внесение капитала, приобретение недвижимости. Ключевым изменением стали лимиты на валютные операции.

Например, предприятия не могут конвертировать тенге в иностранную валюту, если у них нет контрактных обязательств в иностранной валюте, требуемых исполнения. Даже если у предприятия есть обязательство по платежу в иностранной валюте, конвертировать можно только точную сумму, прописанную в контракте. К сожалению, договоры об открытии банковского вклада не считаются таким движения капитала. Кроме того, каждый договор движения капитала должен быть зарегистрирован в НБРК, что занимает до 60 дней и создает серьезные трудности для любого иностранного инвестора, стремящегося получить прибыль и экспатриировать ее в валюте, отличной от тенге.

Проблемы с местным банковским финансированием

Договоры банковского финансирования в Казахстане жестко регулируются, а их содержание четко прописано регулятором, что делает практически невозможным исполнение договора по любому другому законодательству. Например, в кредитном договоре, заключенном между казахстанским банком и местным или международным заемщиком, можно предусмотреть регулирование английским правом. Это возможно только при условии включения всех требований к содержанию договора по казахстанскому банковскому регулированию, что может напрямую противоречить английскому праву.

Также важно отметить, что местные договоры финансирования не подчиняются принципу эквивалентного погашения обязательств. Если долги компании – pari passu (эквивалентны), это означает, что все они ранжированы одинаково. Поэтому компания выплачивает каждому кредитору пропорционально сумму в случае принудительного исполнения залога или неплатежеспособности. Законодательство в Казахстане отменяет принцип pari passu, закрепляя принцип «субординации» погашения долга, даже если кредиторы изначально имеют равные права.

К примеру, компания получила одновременно два кредита для финансирования нового проекта – один от местного банка, а второй от международного, по иностранному праву (с оговоркой pari passu, включенной в кредитный договор), оба кредита обеспечены залогом в размере 100% имущества. В случае неплатежеспособности, банк, который первым зарегистрировал право на залог, будет иметь преимущественное право на погашение долга от продажи залога.

Инфраструктура остается болезненным местом

Если бизнес требует строительства, инфраструктура играет в этом процессе ключевую роль. Но она не всегда бывает доступна, хотя для любого иностранного инвестора близость к транспортным дорогам, железнодорожным линиям, линиям электропередач, центральной канализации и интернету – очевидная необходимость. В некоторых частях Казахстана, особенно на периферии, инфраструктура может отсутствовать или требовать времени и дополнительных затрат на возведение.

Несмотря на 37 место в мире по показателю «Получение разрешения на строительство» в отчете Всемирного банка «Благоприятности условий ведения бизнеса», получение разрешения на строительство для некоторых проектов на практике может занять до шести месяцев, что также значительно задерживает начало строительства и, как следствие, негативно влияет на решение потенциального инвестора о создании бизнеса.

Сегодня Казахстан находится на середине сложного пути по превращению в одну из самых привлекательных стран для ведения бизнеса. Но для этого придется убрать оставшиеся на дороге препятствия.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7915 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
22 сентября родились
Кайрат Боранбаев
президент Национального паралимпийского комитета Казахстана, №14 в рейтинге 50 богатейших бизнесменов Казахстана
Ануар Джумадильдаев
председатель Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить