Как развитие туризма влияет на инвестиционную привлекательность страны

20825

Своим видением поделилась советник по международному сотрудничеству и туризму председателя правления KAZNEX INVEST Гульнар Кенеева

Гульнар Кенеева.
Гульнар Кенеева.

Гульнар, многие в Казахстане и за рубежом знают KAZNEX INVEST в первую очередь как агентство по инвестициям, которое занимается также продвижением казахстанских товаров за рубежом, помогая нашим производителям с выходом на экспорт. Почему вы решили заняться еще и туризмом?

- Точнее сказать, мы занимаемся привлечением инвестиций в строительство инфраструктуры, в том числе и в индустрию туризма. Основной деятельностью KAZNEX INVEST является привлечение прямых иностранных инвестиций, и мы считаем, что у нашей туристической отрасли может быть большое будущее, когда в нее станут вкладывать средства, в том числе, иностранные инвесторы. Сейчас в Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) действует департамент индустрии туризма, который занимается этим вопросом, с ним мы тесно сотрудничаем. Все-таки, туристскую индустрию необходимо развивать – прокладывать дороги, строить гостиничные комплексы, что невозможно без соответствующих инвестиций.

Создание развитой конкурентоспособной туристской индустрии с конкурентоспособными турпродуктами обеспечит рабочие места, стабильный рост доходов государства за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма. Развитие туристского кластера определит позиционирование территории и повлияет на формирование положительного имиджа государства.

Какие проблемы в отрасли вам очевидны?

- Основная проблема казахстанского туризма в том, что не сформированы турпродукты, которые мы могли бы выгодно продать иностранным компаниям. Зарубежные туристы не информированы о стране, нет известных туристических брендов, поэтому нет ожидаемого потока.

В чем заключается ваша работа?

- Работа заключается в поиске инвесторов, готовых вложиться в инфраструктуру туризма. Пока мы, конечно, в начале пути. Но уже есть инвесторы, с которыми мы заключаем договоры и меморандумы. Создаем проекты, которые активно ведем и даже уже привлекаем туристов. Также мы работаем с национальными компаниями, в частности, с Astana Expo 2017, Air Astana.

К примеру, недавно в Токио подписали меморандум с японской компанией по привлечению инвестиций и туристов в Казахстан, организовали встречи с представителями национального перевозчика. В Корее также были подписаны документы с компаниями в сфере привлечения инвестиций, налажены контакты в Испании. Во время проведения различного рода мероприятий за рубежом видим интерес других стран, желающих с нами сотрудничать. Казахстан для многих – территория неизвестная, потому нам приходится вести разъяснительную и презентационную работу.

Кроме того, мы ведем переговоры с казахстанскими регионами по налаживанию инфраструктуры, поскольку этот вопрос взаимосвязан с туризмом и сервисом. 

Также мы занимаемся анализом существующих проблем, находим барьеры в развитии туризма и ищем пути их решения. Вообще, туризм необходимо рассматривать важной отраслью, второй после нефтяной, которая может приносить доход в экономику Казахстана.

Вы разработали проект KAZNEX Tourism Invest. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

- Актуальность данного проекта продиктована привлечением инвестиций в строительство инфраструктуры, повышением привлекательности туристических брендов, созданием конкурентоспособного турпродукта. 

Думаю, что развитие туризма также существенно повлияет на инвестиционную привлекательность страны. Ведь в первую очередь, инвесторы приезжают к нам как обычные туристы – так происходит их знакомство с Казахстаном.

Во многих государствах развит страновой promotion – фокус компаний на туризме. К примеру, в Финляндии это FinPro. Мы ведем работу в том же направлении и выделили отдельный проект Kaznex Tourism Invest. В рамках данного проекта, во-первых, будет проводиться работа по формированию благоприятного инвестиционного имиджа Казахстана в мировом сообществе. Во-вторых, будет вестись работа по привлечению средств на создание современных курортов для массового внутреннего туризма. В-третьих, планируется проведение работ с компаниями по экспорту казахстанского турпродукта.

Над какими проектами вы уже активно работаете?

- В конце ноября мы подписали меморандум с немецкой компанией по развитию туристического потенциала Мангистауской области. Компания будет строить несколько отелей на берегу Каспийского моря. Думаю, этот проект состоится. Конечно, впереди много работы – создание дорожной карты, подписание межправительственного соглашения. Но хорошее начало уже положено.

Также мы на стадии переговоров со многими другими иностранными  компаниями. Например, недавно в Актау встречали делегацию из Ирана. В ней в том числе были чиновники, инвесторы. Мы им также предлагаем интересные проекты по строительству гостиничных комплексов. Решили поставить цель - развитие пляжного туризма в Казахстане. Пока сфокусировались на Мангистауской области, чтобы создать курортную зону на Каспийском море.

Инвесторы из России, Турции, Китая, Ирана, а также Германии и других европейских стран заинтересованы Казахстаном. Они проводят исследования, изучают рынок, кто-то уже приезжал в Казахстан туристом, многие из них нашли здесь потенциальных партнеров. 

Вас не смущает, что пляжный сезон в Казахстане очень короткий и длится два – от силы три месяца?

- Мы об этом, конечно, думали. Многие гостиничные комплексы будут принадлежать частным лицам или компаниям, и им нужно получать прибыль круглый год. Поэтому мы планируем развивать их как круглогодичные санаторно-курортные комплексы, чтобы они функционировали и зимой. 

С какими барьерами сегодня сталкивается отрасль туризма в Казахстане?

- Существует множество проблем: инфраструктурные, транспортные, визовые, страховые, сервисные. Сегодня в Казахстане работает множество туркомпаний, большая часть которых буквально выживает или даже находится на грани банкротства. Многие из них ориентированы на выездной туризм. Въездным туризмом зачастую заниматься им невыгодно, поскольку не сформированы турпродукты, которые они могли бы выгодно продать.

Проблема у нас существует с национальными туристическими брендами. Например, если нас приглашают в Японию, мы знаем, что там - сакура, кимоно, гейши, чайная церемония. С Казахстаном у иностранцев таких ассоциацией нет.

Поэтому нужно начинать работу с создания туристического бренда  - логотипа, который должен быть ярким, содержательным, позитивным, передавать образ Казахстана, нашего гостеприимства. Далее необходимо создавать якорные бренды, которые должны ассоциироваться со страной. И подходить к этому надо с научной точки зрения.

Далее на основе этого необходимо уже формировать турпродукты. Сейчас многие когда говорят о развитии туризма, переходят сразу на десятый шаг. Но его невозможно будет сделать, пока мы не пройдем первые шаги – создание логотипа и туристического бренда страны.

Чтобы у иностранцев были ассоциации с нашей страной, этот логотип-бренд должен создаваться профессиональными дизайнерами и его нужно продвигать за рубежом. Необходимо проводить promotion кампании.

Как обстоят дела со специалистами в области? 

Одна из больших проблем – это отсутствие туристических экспертов на рынке. В этом году я искала себе ассистентов, проинтервьюировала три десятка человек, и среди них нет специалистов, с которыми хотелось бы работать как с экспертами, понимающими туризм как отрасль. Хотя, обучение туризму в наших вузах ведется. Проблема еще существует в том, что нет профессиональных гидов. Требуется также начать работу по подготовке специалистов, принимающих гостей в аэропорту, в гостиницах. Необходимы эксперты в управлении отраслью. Обратите внимание: все участники туристического рынка говорят об одном и том же, что нам не хватает инфраструктуры, дорог и туалетов. Никто не говорит о туризме, как о системной отрасли, которая требует комплексного подхода.

Есть ли точки привлекательности в Казахстане?

- Скажу так: в стране достаточно много мест для иностранных туристов и инвесторов, привлекательных природным богатством туристических достопримечательностей, богатой историей, культурой и традициями.

В Восточно-Казахстанскую область много зарубежных туристов уже приезжают, им интересен экотуризм, когда путешественник попадает в девственную природу, может еще и пройти лечение. Приезжают постоянные гости в Мангистаускую область увидеть подземные мечети и удивительные пейзажи древнего моря.

Много интересных мест в Алматинской области, где путешествуют туристы. Многих привлекает Чарынский каньон. Вообще, зарубежных туристов Казахстан привлекает неизведанностью и уникальностью.

В концепции проекта KAZNEX Tourism Invest указано, что необходима государственная поддержка, в чем она заключается?

- В 2015 были разработаны Государственная программа и Концепция  развития туризма, определяющие долгосрочные тенденции и основные направления. Проект подразумевает активную роль государства в становлении отрасли, что окажет поддержку участникам рынка. В принципе, очевидно, что туризм получит развитие в Казахстане, когда его объявят приоритетной отраслью, провозгласив это на высоком государственном уровне.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить