Из третьего мира в первый

Роль прямых иностранных инвестиций в развитии высокотехнологичных производств Казахстана

Крупнейшие транснацио­нальные корпорации, являющиеся глобальными игроками, на протяжении нескольких десятилетий являются основным источником технологического прогресса. Корпорации имеют наилучшее понимание в сфере научно-технических разработок, обладают передовыми знаниями, имеют видение относительно перспективных трендов, располагают опытом осуществления разработок и их воплощения в практические результаты. По нашему мнению, без вовлечения иностранных профильных инвесторов развитие по-настоящему технологичных проектов будущего в Казахстане невозможно. 

Иностранные инвестиции сыграли важную роль в экономическом и технологическом развитии стран Юго-Восточной Азии. Помимо финансовых ресурсов профильные передовые инвесторы привносят технологии, эффективность, опыт, прозрачность, передовую практику управления проектами, стандарты ведения бизнеса и прочее. Эти факторы необходимы для построения конкурентных эффективных секторов, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. 

В частности, об огромной роли международных корпораций в развитии Сингапура писал Ли Куан Ю в своей книге «История Сингапура – из третьего мира в первый»: «…к концу 1970 года мы выдали 390 сертификатов, предоставлявших инвесторам право на освобождение от налогов сроком на пять лет, который был продлен до 10 лет для тех, кому сертификаты были выданы после 1975 года. Джуронг гудел от деловой активности, как улей. Перелом произошел в октябре 1968 года, после визита делегации компании Texas Instruments. Американцы хотели основать здесь предприятие по производству полупроводников, что в то время считалось высокотехнологичным производством, и обещали начать производство в течение 50 дней после принятия решения. За ними по пятам последовала компания National Semiconductor. Вскоре после этого их конкурент, компания Hewlett-Packard, прислал своего «разведчика». Служащий УЭР (Управление экономического развития) работал с ним день и ночь, немедленно предоставляя любую информацию, в которой тот нуждался, и не отстал от него до тех пор, пока он все-таки не согласился посетить Сингапур, чтобы самому посмотреть все на месте. Hewlett-Packard основал предприятие в Сингапуре».

Истории, подобные этой, распространились среди американских производителей электроники, и вскоре другие компании по производству электроники последовали за ними. «Мы приветствовали каждого инвестора, но, когда мы находили большого инвестора с потенциалом для серьезного роста, мы просто из шкуры лезли, чтобы помочь ему начать производство», – пишет Ли Куан Ю.

Американские МНК заложили фундамент развития масштабной высокотехнологичной электронной промышленности Сингапура. «Тогда мы еще не знали, что электронная промышленность позволит Сингапуру преодолеть проблему безработицы, а в 1980-х годах превратит его в крупного экспортера электроники», – подчеркивает автор. 

Безусловно, технологический прорыв успешных стран Юго-Восточной Азии произошел благодаря открытию на их территории производств крупнейшими лидирующими транснациональными компаниями. В своей книге Ли Куан Ю описывает, насколько усердно, скрупулезно и целенаправленно действовало правительство Сингапура в привлечении ТНК в страну и создании благоприятных условий для иностранных инвесторов. Страна ставила перед собой амбициозную цель – стать лучшей страной для инвесторов. Сингапур пытался дать инвестору все самое важное – персональное внимание и огромное уважение, эффективные способы взаимодействия со всеми органами для удобства, прозрачности, уменьшения бюрократической волокиты, наиболее благоприятный экономический режим, наименьшую коррупцию, качественный человеческий ресурс, инвестороориентированное правительство. В итоге пришедшие в страну международные компании открыли производства в новых технологичных отраслях, тем самым повысив уровень занятости населения и создав рабочие места с высоким уровнем производительности труда. В последующем, с ростом количества производств в Сингапуре, правительство этой страны вынуждено было отбирать инвесторов для открытия новых производств, так как число желающих инвесторов превысило то, которое правительство могло обеспечить людскими и прочими ресурсами.

Инвестиции от мировых лидеров, бесспорно, имеют потенциал преобразовать экономику Казахстана. Соразмерный эффект вряд ли возможен от чего-либо другого – это является важным выводом: другие способы не будут достаточны, чтобы привести страну к технологическому и высокопроизводительному будущему, создать современные технологические производства, повысить «качество» населения, создать локальные индустрии субпоставщиков для мировых лидеров технологичной продукции.

Некоторые страны, зачастую первопроходцы и пионеры, развились технологически сами. Но из стран-следователей (не первопроходцев) большая часть развилась технологически только за счет прихода лидирующих транснациональных компаний, имеющих наработанный опыт и передовые знания. 

Неутешительный статус-кво

В РК большая часть прямых иностранных инвестиций (ПИИ) приходится на сферы, связанные с нефтью и газом: в 2010 году около трех четвертей притока ПИИ направлялись в эти области (ожидается, что это соотношение значительно может повыситься, когда в 2016–2017 годах начнется добыча на новых крупных месторождениях). Дефицит ПИИ наблюдается в базовых отраслях, а в технологичных и вовсе находится на нулевом уровне либо на уровне близком к нулю. 

Для сравнения: по итогам 2010 года иностранные инвестиции в РФ составили $114,746 млрд. Из этой суммы только 12% пришлось на инвестиции в добычу полезных ископаемых. Как видно, несырьевых ПИИ в стране дефицит. Даже соседняя РФ качественно отличается от Казахстана. 

Страны мира, в том числе соседи Казахстана, предлагают очень широкий и конкурентный инструментарий государственной поддержки. Однако оказание поддержки, разумеется, не единственный и не самый главный фактор привлечения прямых иностранных инвестиций. Основные побудительные мотивы для инвесторов включают: дешевые ресурсы (рабочая сила, природные богатства и так далее), размеры внутреннего рынка страны, близость океана и размеры рынков возможного экспорта из страны, уменьшение издержек за счет качественной производственной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, качественных трудовых ресурсов. Казахстан невыгодно отличается от других стран по этим параметрам. Ситуация усугубляется тем, что национальная валюта имеет завышенный курс вследствие «голландской болезни».

Созданием благоприятной среды для иностранных инвесторов занимается большинство стран мира. И в этом смысле Казахстан находится в очень конкурентной среде. Для того чтобы компенсировать недостаточную привлекательность страны, Казахстан должен иметь образцовый инвестиционный климат. Наличия просто хорошего инвестиционного климата будет недостаточно для привлечения иностранных инвесторов в продвинутые секторы новых технологий, что и имеет место быть сегодня. 

Инициативы

Что необходимо делать для привлечения передовых мировых игроков в Казахстан? Выделим несколько инициатив. 

Во-первых, необходимо повысить эффективность и действенность инструментов стимулирования в рамках индустриальной политики. 

Во-вторых, важно вхождение в ВТО – в целях расширения рынка сбыта для потенциально эффективных конкурентоспособных производств, расположенных в Казахстане. Крупным инвесторам в несырьевые проекты необходима уверенность в потенциальном охвате больших рынков сбыта. Серьезные экспортно ориентированные проекты будут открываться в стране, если инвесторы будут уверены, что они смогут осуществлять экспорт из Казахстана в широкий список стран мира. Такую уверенность инвестор получит лишь при вхождении страны в ВТО. До момента вступления страны в ВТО мы не ожидаем, что по-настоящему экспортно ориентированные технологичные проекты будут открываться в стране – слишком большой риск оказаться на маленьком замкнутом рынке без возможности экспорта. Именно поэтому мы являемся ярыми сторонниками вступления страны в ВТО. Промедление, кстати, стоит денег, потерянного времени. То, что защитные тарифы, защищают внутренних производителей в сырьевых странах, явно преувеличенное утверждение. 

5–10%-ные тарифы с лихвой перекрываются за счет более существенного укрепления национальной валюты, которое пропорционально удешевляет стоимость импорта.

Только проекты, ориентированные на экспорт, могут стать катализатором развития высокопроизводительных секторов. Необходимо понимать, что сугубо локальные проекты, к которым, к примеру, относятся различные по масштабу проекты по сборке для локального рынка, не имеют подобного эффекта.

В-третьих, понимание, что страна не позволит усугубиться «голландской болезни», так как болезнь будет еще более подрывать конкурентоспособность проектов, размещенных в Казахстане и конкурирующих с производителями, расположенными вне страны. Мы с вами привыкли жить в стране, пораженной «голландской болезнью». Инвесторы – нет. «Голландская болезнь» является огромным источником нестабильности для инвестора, особенно в будущие периоды. Полагаем, что Национальный банк должен опубликовать отчет о степени «голландской болезни», об ожидаемых уровнях инфляции, курсе валюты. Тогда инвесторы будут больше понимать потенциальную конкурентоспособность располагаемых в Казахстане проектов. 

Крайне важно определить долгосрочный справедливый курс для Казахстана по базовому сценарию в перспективе жизни крупных проектов, то есть в перспективе 15–20 лет. Учитывая, что крупные проекты в той или иной степени конкурируют с иностранными производителями, а степень конкурентоспособности будет зависеть от курса национальной валюты, очевидно, что инвесторы рассматривают курс тенге в качестве одного из наиболее высоких рисков инвестирования в Казахстан. Для уменьшения этого риска либо возможности его учета в бизнес-планировании необходимо довести до инвестиционного сообщества информацию о том, каким видит Нацбанк будущее тенге в базовом сценарии в перспективе 10 лет.

Будущей курс тенге в среднесрочной перспективе неясен даже для отечественного бизнес-сообщества. Нет понимания относительно того, как долго тенге будет продолжать укрепляться за счет более высоких темпов инфляции в стране, как будет вести себя валюта относительно российской валюты и так далее. Валютный риск учитывается деловым сообществом, ясность относительно долгосрочных перспектив курса даст большее понимание ситуации и степени валютных рисков. 

В-четвертых, правительству необходимо сделать маркетинговый анализ, анализ конкурентоспособности всех секторов, оценку «голландской болезни» и возможное ее влияние на отрасли. Такие отчеты должны быть опубликованы. Это также будет являться стимулированием новых инвестиций, в том числе и иностранных. В частности, анализом отраслей экономики и публичным размещением его результатов занимался Сингапур.

В-пятых, имеет смысл рассмотреть возможность создания фонда для соинвестирования с мировыми лидерами в казахстанские проекты. 

Уменьшение рисков – это шестая инициатива. Торговыми и интеграционными соглашениями вроде ВТО запрещается создавать финансовые стимулы якобы с целью сохранения справедливых условий конкуренции стран за международные инвестиции. Такой порядок приводит к тому, что международные инвестиции оседают в странах, где им хорошо при прочих равных финансовых стимулах. Борьбу за международные инвестиции в итоге выигрывают страны с наилучшим инвестиционным климатом и наименьшими рисками инвестирования, опять же при прочих равных условиях. Если Казахстану нельзя будет привлекать инвестиции за счет экономических стимулов и он является непривлекательным для международных инвестиций по обозначенным ранее причинам, то он все еще сможет повышать собственную привлекательность за счет различных механизмов уменьшения рисков инвестирования в страну. Благоприятный инвестиционный климат также является способом уменьшения рисков инвестирования, однако он рассматривается в следующем пункте, поэтому в этом пункте подразумеваются другие источники уменьшения рисков.

Предлагается рассмотреть возможность предоставления опциона пут (англ. put option – опцион на продажу) всем инвесторам из списка «желанных корпораций», куда войдут мировые лидирующие ТНК. Согласно опциону пут инвесторы всегда смогут при желании выйти из казахстанского проекта с фиксированием размера убытка. Это позволит наиболее осторожным инвесторам понять, что ситуация с полной потерей инвестиций в стране невозможна и они всегда смогут «выйти». Очевидно, что ситуация, когда правительство возмещает все убытки, невозможна, тогда у инвесторов вовсе не останется стимулов делать анализ рисков проектов, возобладает моральный риск (moral hazard). 

Правительство страны может предоставлять опцион пут на следующих условиях: правительство обязано выкупить долю ТНК со скидкой 50% в год запуска проекта, в последующие годы скидка растет на 5% в год. Принимаются в расчет только изначально согласованные с правительством расходы ТНК.

В-седьмых, нужно постоянное улучшение инвестиционного климата страны. Справедливая судебная система, низкая коррумпированность регулирующих и надзорных органов, конкурентная (немонополизированная, недоговорная) экономическая среда, проработанная нормативная база. Данный фактор является наиболее важным из перечисленных. Гарантия стабильности планов и программ, исполнение договоренностей. Необходимо, чтобы планы правительства исполнялись, открытые специальные зоны сохранялись, договоренности с инвесторами выполнялись. В противном случае нестабильность экономического режима, в который входят инвесторы, создает необоснованные и непонятные риски, что повышает требуемую доходность инвесторов, против которой они готовы «входить» в страну.

Восьмая инициатива заключается в том, чтобы после того, как инвестиционный климат в стране будет улучшен, скажем, в перспективе трех-пяти лет, выделить по 10 компаний в каждом перспективном технологическом направлении и адресно работать с каждым из них по открытию проектов в Казахстане с четким представлением, почему страна желает видеть эти корпорации в стране, каковы более долгосрочные цели страны, за счет чего страна сможет убедить корпорации прийти в Казахстан. Формирование такого видения позволит заранее определить цели – чего страна намерена достичь, пути достижения целей, выработать меры, которые необходимо осуществлять для повышения привлекательности страны для мировых лидеров (!).

Необходимо получить позицию каждого ТНК относительно того, является ли Казахстан потенциально интересной страной для размещения проектов, какие конкретные проекты потенциально могут быть размещены, какие конкретные мероприятия должны быть осуществлены для того, чтобы страна повысила шансы на получение инвестиций.

Paul Sakuma/Associated Press

Фонд для СП

В Казахстане также возможно создание программы по совместному инвестированию в проекты на территории страны. Согласно программе компании из заранее определенного списка могут приходить в страну и открывать проекты с соинвестированием со стороны государства. Наличие соинвестора в лице государства облегчит задачу для ТНК в привлечении средств и позволит ТНК разделить риски инвестирования. Это должно способствовать повышению привлекательности потенциальных проектов на территории страны.

Соинвестирование со стороны государства возможно будет при следующих условиях.

• ТНК входит в список желанных компаний. Перечень будет состоять из компаний, которые входят в число 15–20 крупнейших успешных производителей в своих отраслях.

• ТНК должны являться прозрачными и иметь листинг на фондовых биржах своих стран или крупнейших фондовых биржах мира.

• Проекты на территории республики будут открываться в тех секторах, в которых ТНК имеет экспертизу и опыт.

• Доля участия государства будет ограничиваться 49% в капитале проектов. 

• Государство не будет вмешиваться в операционное управление проектов.

Так как будут рассматриваться единичные случаи соинвестирования, нет необходимости в создании отдельного фонда, решение о соинвестировании может приниматься правительством страны. Причем такое решение может приниматься в значительной степени автоматически в случае соответствия проекта выработанным критериям. 

Описанная программа предположительно должна способствовать открытию высокопроизводительных производств на территории Казахстана совместно с отраслевыми мировыми лидерами.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
10773 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
12 июля родились
Тимур Исатаев
член совета директоров АО "ForteBank"
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить