Финансовая политика РК останавливает иностранных инвесторов

15601

Финансист Мурат Темирханов: "Утрата уверенности в макроэкономической стабильности Казахстана и обострившиеся геополитические риски, связанные с Россией, сделали актуальным вопрос о доверии к нашим властям с точки зрения монетарной, фискальной и инвестиционной политики"

17 октября президент РК Нурсултан Назарбаев на обратном пути из Милана подвел итоги участия в 10 саммите Форума «Азия-Европа». В разговоре с журналистами Назарбаев отметил, что для него одной из главных задач форума было привлечение инвестиций.

«Эти встречи поднимают авторитет нашей страны на мировой арене, расширяют возможности для привлечения инвестиций в Казахстан в условиях сложной ситуации в глобальной экономике, а также формируют благоприятное отношение к нашей республике», - сказал президент.  

Фокус на привлечение иностранных инвестиций в несырьевую экономику появился в поручениях президента на расширенном заседании правительства, которое состоялось 14 февраля 2014. Назарбаев ясно сказал, что индустриализацию не сделать без прямых иностранных инвестиций и участия лучших транснациональных несырьевых компаний. Это заявление кардинально отличалось от действующей политики индустриализации страны, где основная ставка делалась на отечественного производителя, а ключевая роль отводилась государственному бизнесу.

После февральского заседания президент фактически сам возглавил кампанию по привлечению иностранных инвесторов, и его поездка на форум «Азия-Европа» - яркий тому  пример. Подобные усилия государства на внешних рынках выглядят более чем адекватными, и есть только одно пожелание: чтобы эта кампания не прекратилась, если внешнеэкономическая ситуация для страны станет благоприятной (прежде всего, когда вырастут цены на нефть).

Что касается создания благоприятных условий для инвестиций внутри страны, то здесь возникает ряд проблем, которые во многом сводят на нет все усилия государства на внешних рынках. Несомненно, с февраля 2014 правительство проделало большую «домашнюю работу», создавая налоговые и инвестиционные стимулы для привлечения иностранных инвестиций. Однако утрата уверенности в макроэкономической стабильности страны и обострившиеся геополитические риски, связанные с Россией, вызывают большие сомнения в успешности привлечения иностранных инвесторов в ближайшие несколько лет.

Я хотел бы остановиться на некоторых проблемах, мешающих инвестировать  иностранному и отечественному бизнесу.

Девальвация и доверие к властям

Не успели инвесторы и население отойти от последствий февральской одномоментной девальвации, как из-за снижения цен на нефть и санкций против России в Казахстан пришел призрак новой девальвации. Я думаю, никто не будет спорить, что февральская девальвация резко подорвала уверенность в макроэкономической стабильности страны. Никакому иностранному или отечественному инвестору не понравятся нестабильность и такие нерыночные манипуляции государства с курсом тенге.

До девальвации председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов и независимые эксперты уверенно говорили, что в Казахстане нет никаких серьезных предпосылок, во-первых, для одномоментной девальвации и, во-вторых, для девальвации на целых 20%. После обесценивания тенге практически все эксперты остались при своём мнении, а точка зрения Нацбанка поменялась на прямо противоположную. Чтобы успокоить население и бизнес и вернуть им уверенность в макроэкономической стабильности, подорванной одномоментной девальвацией, Нацбанк активно выступал в прессе, объясняя на разные лады, почему казахстанцы могут чувствовать себя спокойно. Продолжалось это недолго. Резкое падение цен на нефть показало очевидность того, что политика фиксированного курса национальной валюты ускоренно ведет нас к новой одномоментной девальвации. И поведение руководства Нацбанка, успокаивающего народ, вызывает два предположения: либо регулятор сам не понимает, о чем говорит и что прогнозирует, либо нас опять пытаются обмануть или усыпить, готовя следующую одномоментную девальвацию.

В любом случае, с точки зрения инвестора, одномоментная девальвация стала шоком для всей экономики и для любого бизнеса, не связанного с экспортом сырья. Последующие действия Нацбанка показали, что его монетарная политика пока остается неизменной, и в нынешней ситуации аналогичная резкая «корректировка» кажется всё более неизбежной. Как в такой ситуации можно привлекать иностранных инвесторов - трудно понять.

К сожалению, потеря уверенности в макроэкономической стабильности из-за непонятной монетарной политики Нацбанка – ещё не самое большое зло. Куда хуже то, что Нацбанк полностью потерял доверие населения и бизнеса. Даже если завтра он обнародует очень толковую монетарную политику, которая в достаточно короткий срок смогла бы вселить уверенность в том, что новых шоков больше не будет, инвесторы уже не поверят руководству банка и будут делать инвестиции в более стабильные и предсказуемые страны.

Проблемные кредиты в банковской системе

После финансового кризиса в Казахстане в 2007-2009 громадный объем неработающих кредитов в банковской системе стал одной из крупнейших проблем, подвергавшей сомнению макроэкономическую стабильность страны. Интересно, что до конца 2013 Нацбанк и правительство никак не решали эту проблему. После кризиса большая часть всех проблемных кредитов банковской системы находилась в трех крупных банках, перешедших в собственность государства (БТА, Темирбанк и Альянс банк). В 2010-2013 уровень токсичных кредитов в портфелях этой «тройки» значительно вырос, но ни Нацбанк, ни акционер (ФНБ «Самрук-Казына»), похоже, не занимались серьезно этим вопросом.

В конце 2013 и начале 2014 государству удалось «спихнуть» национализированные банки частным инвесторам: БТА – Казкоммерцбанку, а Темирбанк и Альянс банк – Булату Утемуратову. Откровенно говоря, невозможно понять, в чем заключается коммерческая выгода инвесторов в этих сделках. Тем не менее, они были совершены, а самое интересное произошло после. Как только стало понятно, что новые инвесторы уже не смогут выйти из сделок, Нацбанк немедленно ввел очень жесткие требования по сокращению проблемных кредитов во всех банках. То есть, пока этими банками владело государство, оно позволяло себе решать проблему проблемных кредитов «спустя рукава». Как только банки перешли в руки частных инвесторов - государство немедленно начало закручивать гайки.

За примерами далеко ходить не надо. По информации на конец 2013, на объединенный банк – Казкоммерцбанк и БТА – придется примерно 25% активов банковской системы, при этом он будет иметь более 65% всех проблемных кредитов в системе. Национальный банк поставил перед БВУ задачу снизить объем плохих кредитов до 15% в 2014 и до 10% - в следующем. То, что Казком не сможет выполнить эти требования, уже понятно. Было объявлено, что между ним и Нацбанком будет подписано специальное соглашение, однако условия его неизвестны, и это не прибавляет уверенности в стабильности самого банка и всей банковской системы в целом. 

13 октября появился первый тревожный звоночек по поводу Казкоммерцбанка. Рейтинговое агентство Standard & Poor's поместило долгосрочный кредитный рейтинг банка в список CreditWatch ("рейтинги на пересмотре") с "негативным" прогнозом. Агентство отметило: «Мы полагаем, что ККБ будет очень сложно добиться существенных успехов в работе с проблемными активами ККБ и БТА Банка без существенной поддержки от государства. (…) Мы выведем рейтинги ККБ из списка CreditWatch, когда получим информацию относительно готовности Правительства Республики Казахстан оказать ККБ и БТА Банку поддержку в урегулировании проблемных активов».

Нужно отметить, что, даже если правительство решит поддержать эти банки, вряд ли мы узнаем все подробности такой поддержки. То есть неопределённость по поводу финансового здоровья объединенного банка, на который будет приходится четверть всей банковской системы, не уменьшится. Непонятно, зачем Нацбанк вообще утвердил сделку, в которой «среднепроблемный» банк приобретает «сверхпроблемный», и, чтобы выжить, ему понадобится большая государственная помощь, о которой ни у кого нет понимания. 

Все эти движения Нацбанка и правительства по поводу национализированных банков не улучшают, а скорее ухудшают инвестиционную привлекательность страны.

Сырьевая зависимость    

Помимо непонятной монетарной политики и неуклюжих действий на финансовом рынке, резкое снижение цен на нефть обнажило, наверное, самую большую нашу проблему, которая уже переходит из разряда теоретических в практические. Название этой проблемы – абсолютная сырьевая зависимость страны. Когда цены на сырье высокие - мы процветаем. Когда цены на сырье резко упали - это немедленно негативно сказалось на экономике, что сразу держит в напряжении как население, так и инвесторов. При сырьевой зависимости и нестабильных ценах на сырье иностранный инвестор десять раз подумает, прежде чем вложить деньги.

Именно сейчас остро стоит вопрос о том, когда государство, наконец, приведет в порядок свои фискальную и инвестиционную политики, и когда же мы сможем увидеть реальные результаты диверсификации экономики. Но это – отдельная тема.

Для Казахстана жизненно важно в разы увеличить частные инвестиции в несырьевой сектор экономики. Особо хочу подчеркнуть, что это должны быть частные, а не государственные инвестиции. С учетом того, что отечественные частные инвестиции ограничены, ключевым становится привлечение иностранных инвесторов. В отличие от отечественных, иностранные инвесторы крайне чувствительны к стабильности, разумности и предсказуемости действий государственных органов. К сожалению, именно эти факторы – наше слабое место.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить