Инвестор пошел рисковый

Сегодня консерватизм далеко не главная характерная черта частного инвестора – его стиль инвестирования изменился вместе с социальным портретом

Еще лет семь назад я мог с уверенностью сказать, что среднестатистический частный инвестор – это 25–35-летний мужчина с экономическим или финансовым образованием, желающий приумножить накопленный капитал и выбирающий исключительно низкорисковые инвестиции: паи, облигации, банковские депозиты. Сегодня консерватизм далеко не главная характерная черта частного инвестора – его стиль инвестирования изменился вместе с социальным портретом.

Подавляющее большинство инвесторов на рынке СНГ по-прежнему мужчины, однако доля женщин в этой сфере возросла за последнее десятилетие с ничтожно малого значения до примерно 15%. Это связано с общим повышением финансовой грамотности населения, активизацией роли женщин в экономике и бизнесе. При этом кажется, что женщины переняли на себя роль консерваторов в инвестировании, полностью передав мужчинам бразды правления более агрессивными активами.

Средний возраст частного инвестора тоже расширил границы. На примере своих клиентов я вижу, насколько разнообразнее за последние годы стали ряды участников финансового рынка: если раньше средний возраст трейдера можно было определить как 25–30 лет, то теперь это 25–45. 

Известно, что в Казахстане толчком к популяризации инвестирования послужила программа «народное IPO» – для многих потенциальных трейдеров она стала поводом попробовать себя на рынке. В центре внимания начинающих инвесторов оказался фондовый рынок, причем, несмотря на то что программа повышения финграмотности населения, приуроченная к «народному IPO», призывала дебютантов придерживаться стратегии «купил-забыл» в отношении акций нацкомпаний, новички традиционно отличаются агрессивным стилем работы и редко готовы совершать долгосрочные вложения, так что доля спекулятивных операций в первой серии размещений была довольно высока. 

Для опытного инвестора встряска на рынке, связанная с «народным IPO», стала поводом отойти от привычного консервативного стиля и попробовать инструменты с повышенным риском – акциями второго и даже третьего эшелонов. Ввиду низкого уровня ликвидности такие акции подвержены высоким рискам, однако, как известно, чем выше риск, тем выше может быть и доходность. Акции третьего эшелона при оптимистичных раскладах могут принести до 200% годовых. На первом месте по соотношению «риск/доходность» стоит валютный рынок – самый ликвидный финансовый рынок в мире, доходность на котором может достигать 300% годовых и более.

Отчасти изменение поведения инвестора в сторону более агрессивных стратегий стало результатом накопленного опыта выживания в моменты экономических кризисов. Как показывает практика, основной удар кризиса приходится как раз на те финансовые инструменты, которые всегда считались надежными. При этом потери, понесенные в кризисный период, зачастую не могут компенсироваться за счет консервативных, надежных и низкодоходных вложений. Опыт инвесторов, переживших кризис, показывает, что 15–20% от общей суммы инвестирования, вложенные в средне- и высокорисковые инструменты, такие как акции третьего эшелона, валютный рынок, венчуры, способны в случае успеха обеспечить прибыль, сопоставимую с доходностью оставшихся процентов инвестиций в традиционные инструменты.

В любом случае, прежде чем принимать ту или иную стратегию капиталовложений, важно определиться, на какую степень риска вы готовы пойти. Начинающие инвесторы часто превышают целесообразную норму в надежде сорвать куш, но нередко терпят серьезные потери. Опытные инвесторы знают, что на долю высокорисковых вложений следует отводить лишь часть своего капитала (обычно это не больше трети), диверсифицируя портфель между нерисковыми вложениями (банковские депозиты и облигации), среднерисковыми (акции первого эшелона, драгметаллы) и высокорисковыми (валюта, фьючерсы, опционы, акции второго и третьего эшелонов). 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5895 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
2 июля родились
Алмас Султангазин
мажоритарный владелец торговой сети Sulpak
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить