Экономный сделает это

7535

Управлять технологичной компанией сегодня так дешево, что неудача – это всего лишь досада, а не катастрофа

ERIC MILLETTE для FORBES
Кристиан Георге, гендиректор Tidemark, унаследовал эту серверную, но нужды использовать ее так и не возникло

Кристиан Георге ненавидит тратить деньги, если этого можно избежать. Будучи подростком в 80-е годы в Румынии, он менял электрические лампы, чтобы заставить телевизор работать, и довольствовался потрепанным компьютером со сломанной клавиатурой. Его привычка жить экономно сохранилась и после иммиграции в США. В 2005 году Георге выводили из себя затраты на развитие Outlook-Soft, компании, где он работал главным технологом. На создание компании, покупку десятка серверов, услуги специалистов по управлению техникой и приобретение дорогостоящих лицензий от компаний вроде Microsoft и Oracle потребовалось больше $600 тыс. «Приходилось экономить каждый пенни, – вспоминает Георге. – Необходимо было думать об оплате следующей лицензии. И так без конца».

Сейчас он больше не беспокоится на эту тему. Он руководит Tidemark Systems, компанией по созданию приложений для аналитики бизнеса. Эти приложения – бальзам на душу даже для самого отъявленного скупердяя. Корпоративные мейлы бесплатны, через Google. Для баз данных и разработаны программы с открытыми исходными кодами. О вычислительной мощности можно больше не тревожиться – за доступ через облако к постоянно меняющемуся набору серверов он платит всего 12 центов в час.

Вся Силиконовая долина сейчас помешана на дешевых стартапах. Создание компании на программном обеспечении с открытыми исходными кодами и облачной обработке данных – это образец, сочетающий в себе любимые показатели Силиконовой долины – дешевле, быстрее и лучше. А с маркетингом в соцмедиа, дизайном с помощью краудсорсинга и офшорным инжинирингом цены ниже, положительных сторон больше. По оценкам, самый амбициозный старт­ап на сегодняшний день обходится в $100 тыс. – лишь одна десятая суммы, требующейся десять лет назад.

«Великолепное время для предпринимателей», – говорит Раман Ханна, венчурный капиталист из Onset Ventures. Перспективы, которые предлагает программное обеспечение с открытыми исходными кодами, все шире. Цены на вычисления через облако падают каждые десять недель или вроде того. Для финансирования амбициозного стартапа в первые месяцы требуется лишь персональная кредитная карточка.

Сегодня самый амбициозный стартап обходится в $100 тысяч

Однако, когда цены резко падают у всех, может возникнуть хаос. Банки являются доказательством этого, начиная опрометчиво кредитовать всякий раз, когда они буквально затоплены дешевыми кредитами. Так, огромное количество поставщиков телекоммуникаций в 90-е годы ринулись устанавливать экономный оптоволоконный кабель. Сектор оказался перегружен компаниями, и начались банкротства.

Согласно регистрационным данным базы CrunchBase веб-сайта TechCrunch, за прошлый год были созданы сотни компаний по программному обеспечению. И многие нацелены на один и тот же рынок. Kleiner Perkins Caufield & Byers говорит о создании фонда в $100 млн, средства которого будут инвестироваться исключительно в стартапы на основе облачных вычислений. Kleiner, напомним, совершила крупное вложение в зеленые технологии несколько лет назад, когда возможности их достигли расцвета.

Дешевые стартапы меняют весь венчурный бизнес, но не обязательно делают его легче. Инвесторы на раннем этапе финансирования предпочитают получать контроль над молодыми компаниями как можно раньше и почти за бесценок. Но старт­апы на основе вычислений через облако обычно начинают искать венчурных инвесторов только после того, как бизнес немного разовьется. А инвесторам в таком случае придется платить больше за меньшую долю.

Некоторые суперуспешные старт­апы вроде Facebook или Dropbox могут принести выгоду венчурным капиталистам, пришедшим на позднем этапе, но в большинстве случаев в итоге станет понятно, что платить больше было неоправданно.

Вначале любая бизнес-ниша кажется привлекательной, и для амбициозного предпринимателя может быть непросто построить «защитный ров» вокруг своей стратегии, считает Тревор Ольшиг, венчурный капиталист из Bessemer Venture Partners. Если за одних и тех же клиентов ведут борьбу слишком много сложно различимых конкурентов, разорения компаний послабее не миновать.

Однако и венчурным капиталистам не так легко остаться в выигрыше. Andreessen Horowitz, спонсор Tidemark, инвестировал во всевозможные идеи облачных вычислений – от управления базами данных до создания архитектурных чертежей. Компания преуспела в этом настолько, что ее основатели Марк Андрисен и Бен Хоровитц заняли завидные места в рейтинге лучших венчурных инвесторов журнала Forbes. «Я не переживаю, если идея оправдалась не полностью, – делится Питер Левайн, партнер AH. – Мы готовы к экспериментам». (См. историю Andreessen Horowitz на стр. 78.)

Книга The Lean Startup («Экономный стартап») – манифест 2011 года – призывает предпринимателей действовать и в качестве важнейшего фактора на пути к успеху представляет умение быстро реагировать на изменения обстоятельств. Автор Эрик Рис побуждает компании расти, проводить исследования и учиться настолько быстро, насколько возможно, совершать кучу ошибок, но сразу же на них учиться. Его книга – это и боевой клич, и своеобразный цитатник для всей Силиконовой долины. Ценители делятся эмоциональным и деятельным тоном книги, а также советом менять стратегию, или «опорную точку», как только отзывы рынка показывают, что идея не работает.

В компании Tidemark влияние концепции экономного стартапа лучше всего видно на примере заброшенной серверной комнаты в штаб-квартире в Редвуд Сити, Калифорния. Внутри нет ничего – только лишь металлический корпус и блоки минеральной воды Crystal Springs. Компьютерная мощность, которая должна бы находиться здесь, обес­печивается Amazon Web Services, и Георге, гендиректор Tidemark, рад рассказать, как так получилось.

Управление собственным компьютерным отделом традиционно одна из самых сложных задач для молодой компании, объясняет он. Слишком тяжело обеспечить работу круглосуточного отдела информационных технологий, когда он состоит из трех-четырех человек. Еще тяжелее купить правильное количество серверов. Если их слишком мало, сайт работает медленно или вообще не работает. Если их слишком много, дорогие компьютеры просто лежат мертвым грузом. В итоге часто бывает так, что стартапы используют их эффективность лишь на 15%, опасаясь превышения трафика, что может привести к поломке недоработанного сайта.

Облачные технологии предлагают стартапам спасительную альтернативу. Поставщики вроде Amazon, Rackspace и Terremark, принадлежащего компании Verizon, обрабатывают данные не хуже, чем продовольственная компания Cargill пшеницу. Эти специалисты по вычислениям через облако управляют целыми дивизионами серверов в пригородных офисах, позволяя клиентам получать настолько большую – или настолько маленькую – компьютерную производительность, насколько они хотят.

Управление такими центрами данных может быть достаточно хорошим бизнесом даже при том условии, что клиенты в довесок к невысокой цене услуги получают еще и существенные скидки. Традиционные поставщики, предоставляющие связь с помощью телефонной линии, конечно, могут предложить вычислительную мощность куда большую, чем 15% у некоторых стартапов: они находятся в полной уверенности, что превышение трафика одним клиентом компенсируется временным спадом у другого. Добавьте к этому, что серверы придется покупать едва ли не вагонами, а IT-специалистов нанимать едва ли не сотнями, и облачные технологии становятся еще привлекательнее и дешевле – совсем как газ и электричество.

Хотите разместить 100 гигабайт данных (что эквивалентно по объему всем книгам в большом книжном магазине)? Через облако это обойдется вам в $10 в месяц. Или вы предпочтете сжимать данные через огромные базы часы напролет? Такая льгота обойдется вам в 97 центов в час. Предприниматели справедливо считают, что эти цены просто смешные. А условия тем временем все улучшаются. «За последние четыре года компания снижала цены 17 раз», – говорит Энди Джесси, руководитель Amazon Web Services.

Примером типичного экономного стартапа является Reppify в Сан-Франциско. Компания со штатом из 12 человек создает программное обеспечение, помогающее выбрать наиболее подходящих работников из числа кандидатов на вакантное место. Программа анализирует их профайлы в соцсетях – Twitter, Facebook, LinkedIn. Временами Reppify приходится оперативно
работать с целыми лавинами резюме, а иногда поток слегка ослабевает.

Для Maниша Расвана, главного технолога Reppify, подобные зигзаги не проблема. Он, тратя на вычислительную мощность всего $1 тыс. в месяц, вряд ли является ключевым клиентом Amazon. Однако это не мешает ему получать дополнительную мощность в течение всего нескольких минут и отключаться, если она пока больше не нужна. «Если бы у нас были собственные серверы, на то, чтобы ввести их в действие, потребовалось бы одна-две недели, – говорит Расван. – И потом нам бы пришлось с ними работать вечно».

Открытые исходные коды и многочисленные инструменты, повышающие эффективность, – еще один фактор, резко снизивший затраты на запуск стартапа. Георге охотится на недорогие способы повышения эффективности с маниакальной страстью – подобно любителю акций, выискивающему их в супермаркете.

В Tidemark письма внутри компании и сравнительные таблицы создаются с помощью Google Docs – это дешевле, чем программы Microsoft. Связь осуществляется не телекоммуникационной компанией, а с помощью технологии «голос через Интернет».

«Теперь я редко думаю о лицензиях, – сообщает Георге. – Можно платить по мере деятельности, и это дает возможность сосредоточиться на главном – решении проблем клиентов».

Еще один фактор, стирающий цены, – это исследования рынка. Фокус-группы и люди, проводящие опросы с блокнотами в руках, уступили место онлайн-исследованиям, которые стоят копейки. Когда Анна Каллус прошлой осенью задумала создать онлайн-магазин свадебных платьев, эксперименты с онлайн-рекламой для понимания вкусов покупателей ей обошлись всего в $300. Все, что потребовалось сделать, это показать различные мини-презентации о товаре 50 тысячам недавно помолвленных женщин на Facebook, а затем отследить, какие из них принесли наибольшее число посетителей ее веб-сайта FairyGown-Mother.com.

Конечно, подобные быстрые исследования не всегда абсолютно точны, признают руководители стартапов. Но что с того? Маленьким компаниям легче перепробовать множество недорогих экспериментов – так называемое тестирование A/B – и в итоге разработать блестящую стратегию, основанную на понимании истинных предпочтений клиентов, чем спустить кучу денег на методы «старой школы».

«Социальные сети кардинально изменили способ познания нами нового», – считает Райан Суини, венчурный капиталист из Accel Partners. В виде приятного бонуса стартапы получают общественную известность, бренд-билдинг и стратегии продаж быстрее и дешевле.

В 90-е молодым компаниям пришлось бы нанимать специалистов по PR за $10 тыс. в месяц, а теперь они могут привлечь внимание с помощью соцмедиа. Результат будет не хуже, а, может, даже и лучше. Самые амбициозные новички могут, конечно, устраивать шикарные вечеринки по поводу открытия, приманивать журналистов и давать рекламу на радио, телевидении – это тропы, вдоль и поперек исхоженные предпринимателями Силиконовой долины. А для остальных Twitter и другие обеспечат столько же внимания, только будет это почти бесплатно.

Найти профессионалов по всему миру теперь тоже легко как никогда. Надо отдать должное каналам связи, системам онлайн-ранжирования и, наконец, живому общению между руководителями стартапов. Лет десять назад у них было только два варианта – нанять инженеров из США или отослать работу в Индию для сокращения затрат. Теперь этому есть альтернатива – использовать объединенный мировой ресурс талантов. Раньше дизайнера для создания запоминающегося логотипа выбирали в основном по одному фактору – тот, что поближе. Сегодня такие сайты, как 99designs.com, могут дать быстрый доступ к тысячам потенциальных дизайнеров со всего света. Обычно проект привлекает 6–10 дизайнеров, все они соревнуются за работу с оплатой приблизительно в $300. При этом каждый предлагает несколько вариантов дизайна. Среди недавних победителей – специалисты из Новой Зеландии, Италии, Индонезии и Словакии. Заказчик выбирает выигравший эскиз и платит только за него.

Гордон Такер, руководивший в начале 90-х веб-сайтом eGreetings.com, наблюдает за развитием подобных услуг с восторгом. В те времена в Сан-Франциско для разработки поздравительных открыток ему приходилось нанимать множество дизайнеров, выплачивая каждому из них $60 тыс. в год. «Сейчас я бы воспользовался краудсорсингом», – говорит он. По его мнению, рассматривая заявки со всего мира, можно было бы сократить расходы на дизайн примерно на две трети.

Ив Блоссом, еще один ветеран ранних интернет-компаний, применяет этот урок в своем новом проекте wevebuilt.com, запуск которого планируется в этом году. Через веб-сайт она будет продавать изделия ручной работы из Камбоджи, Мексики и других развивающихся рынков. Для создания сайта Блоссом наняла технолога – из бюджета проекта – и предоставила ему свободу действий относительно найма кодировщиков из Аргентины и Румынии. Их работы затем отсылаются для проверки качества в Филиппины. Благодаря Picasa, программе Google для фотохостинга, и бесплатной телефонии Skype можно без проблем проводить совещания с партнерами за много миль, находясь в Калифорнии, рассказывает Блоссом. В Tidemark Кристиан Георге установил первую версию программного обеспечения для бизнес-аналитики с пробными клиентами. Теперь, как и обещано, он должен наладить работу. После этого настанет время нанять людей для расширения продаж и поиска клиентов по всему миру. Специалисты по продаже программного обеспечения обходятся недешево; годовые затраты на человека могут достичь $200 тыс. и больше.

ERIC MILLETTE для FORBES
Используя skype и Picasa, Ив Блоссом проводит всемирные совещания, не покидая Калифорнии

Tidemark привлекла более $35 млн венчурного капитала, большую часть – в январе этого года. Но даже в сфере продаж Георге рассчитывает найти способ сэкономить. Для традиционного программного обеспечения цикл приобретения может составить от шести до 12 месяцев, поскольку клиентам необходимо тщательно проверить обеспечение, прежде чем устанавливать его на внутренние серверы. Tidemark же работает через облако, и клиенты могут начать использовать программное обеспечение намного быстрее.

На сегодняшний день у компании три главных корпоративных клиента, начиная с U.S. Sugar. Если Tidemark привлечет больше клиентов, венчурные капиталисты получат хорошую прибыль. Если же нет, компании по крайней мере не придется продавать свои серверы и прочее оборудование по распродажным ценам.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить