Чувство ответственности

9159

Как иностранные инвесторы поддержали казахстанский бизнес в сложном 2020 году

Среди присутствующих в Казахстане брендов с мировым именем найдется не так много тех, чья история деловых связей с нашей страной была бы столь же давней, как у Coca-Cola. Компания является одним из первых иностранных инвесторов, пришедших на казахстанский рынок: запуск производства культового напитка в Алматы в 1995 году стал грандиозным событием для экономики недавно обретшего независимость государства.

В 2005 году в селе Береке Алматинской области был введен в эксплуатацию завод мощностью более 500 млн литров в год, а в 2016 году в Астане состоялся запуск завода, рассчитанного на производство более чем 600 млн литров напитков в год. В 2008 году компания перешла под руководство турецкой Coca-Cola İçecek. Наряду с экономическим вкладом, Coca-Cola является одним из крупнейших социально ответственных работодателей страны. О том, какой вклад вносит система Coca-Cola в развитие Казахстана, рассказывает генеральный директор «Кока-Кола Алматы Боттлерс» Эрдинч Гюзель.

Система Coca-Cola в Казахстане состоит из представительства американской компании The Coca-Cola Company и компании Coca-Cola İçecek (или ТОО СП «Кока-Кола Алматы Боттлерс» – далее «CCI Казахстан»), которая производит и продает продукцию под торговыми марками The Coca-Cola Company на рынке страны. Одну из своих основных задач Coca-Cola всегда видела в том, чтобы вносить вклад в развитие стран, где она работает. За 2013–2019 годы вклад системы Coca-Cola в ВВП Казахстана составил 493 млрд тенге, это около 5,4% добавленной стоимости, создаваемой отраслью «Производство продуктов питания и напитков». Всего же за годы работы на казахстанском рынке Coca-Cola инвестировала в экономику страны более $250 млн.

По итогам 2019 года компания вошла в число крупнейших казахстанских налогоплательщиков, перечислив в бюджет страны более 18 млрд тенге в виде налогов и других обязательных платежей. Благодаря мультипликативному эффекту от деятельности компании государство получило в 2019 году 29 млрд тенге.

Мы не стремимся получить максимальную прибыль любыми доступными способами, а в равной мере уделяем внимание всем трем аспектам устойчивого развития – экономическому, экологическому и социальному. Для нас важно бережное отношение к окружающей среде, высокое качество нашей продукции, экономическое развитие региона присутствия и, конечно, социальная составляющая деятельности, в частности забота о сотрудниках. Они для нас самый ценный капитал, – рассказывает Эрдинч Гюзель.

На сегодняшний день штат компании насчитывает свыше 700 человек, абсолютное большинство которых – казахстанцы. По словам г-на Гюзеля, 2020 год был непростым, и сохранение коллектива стало одной из главных задач. Руководство «CCI Казахстан» пообещало, что, несмотря на трудности, ни один сотрудник не потеряет свое рабочее место. Не менее ответственно компания подошла и к вопросу поддержки партнеров, ведь Coca-Cola – это не только работники, занятые на предприятии, но целая система, включающая в себя представителей малого и среднего бизнеса.

Как свидетельствуют данные отчета о социально-экономическом вкладе Coca-Cola, в течение последних 10 лет компания поддерживала около 8 тысяч рабочих мест в различных сферах. Во-первых, это поставщики. Цепочку поставок Coca-Cola в Казахстане формируют свыше 4000 компаний. Основными местными поставщиками являются производители упаковочных материалов, а среди поставщиков услуг лидируют транспортно-логистические, маркетинговые и рекламные. Вторая большая часть партнерской экосистемы – это дистрибьюторы, через которых осуществляется реализация готовой продукции. На конец 2020 года «CCI Казахстан» сотрудничала с 65 официальными дистрибьюторами, обслуживая более 80% торговых точек по всей стране.

По итогам 2013–2019 годов полный вклад «CCI Казахстан» в трудовые доходы населения РК превысил фонд оплаты труда самой компании в 5,5 раза. Это означает, что на каждый тенге, который в виде заработной платы получают сотрудники компании, генерируются и выплачиваются 4,5 тенге зарплаты сотрудникам всех предприятий, находящихся в цепочке поставок, дистрибуции и реализации.

От деятельности «CCI Казахстан» напрямую зависит благополучие не только наших сотрудников и их семей, но и тысяч работников различных компаний, занятых в смежных отраслях. Поэтому мы постарались, чтобы коронакризис максимально безболезненно пережили не только наши сотрудники, но и партнеры, и запустили программу поддержки корпоративных клиентов, – говорит Эрдинч Гюзель.

В рамках программы по поддержке МСБ компания бесплатно предоставила свою продукцию примерно 5000 торговых точек, организовала для предпринимателей обучение принципам SEO-продвижения (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация – это всестороннее развитие и продвижение сайта для его выхода на первые позиции в результатах выдачи поисковых систем), а также взяла на себя оплату комиссий за размещение некоторых клиентов на площадках фуд-агрегаторов.

Для компаний из сегмента МСБ выход на площадку фуд-агрегатора в период карантина был хорошей возможностью развить бизнес, получить дополнительную прибыль. Наряду с поддержкой бизнеса мы помогали местным сообществам: безвозмездно предоставили около 17 тысяч литров напитков в больницы и на блокпосты, передали 5000 продовольственных корзин нуждающимся», – объясняет Гюзель.

Оказывая содействие бизнесу в условиях режима ЧП, Coca-Cola не прекращала работать над другими социальными проектами, в реализацию которых за последние 10 лет компания инвестировала около $6 млн. В проект «Coca-Cola Белестерi», направленный на экономическую поддержку и развитие предпринимательства среди малообеспеченных женщин, начиная с 2013 года компания вложила около $2 млн. За это время обучение основам бизнеса прошли более 35 тысяч женщин, примерно 10% создали бизнес-планы по открытию собственного дела и подали заявки на конкурс грантов в рамках проекта; более 2500 заявок было в прошлом году. 2020 год показал рекордный спрос на онлайн-тренинги по предпринимательству, и партнеры компании по проекту обучили почти 15 тысяч женщин - столько же, сколько за предыдущие семь лет. На выигранные гранты открыты и успешно работают свыше 100 малых предприятий, а несколько участниц проекта получили дополнительное финансирование на развитие своего бизнеса из Фонда развития предпринимательства РК.

В плане поддержки молодежных инициатив «CCI Казахстан» уже пятый год проводит проект «3.2.1.Старт!». Он дает возможность молодым людям, которые хотят внести свой вклад в решение острых социальных вопросов своего региона, принять участие в образовательных семинарах на экологические и бизнес-темы, а также получить грант на реализацию своей идеи. За годы реализации проекта гранты получили 11 стартапов.

Coca-Cola в Казахстане всерьез и надолго, поэтому социальный аспект деятельности всегда будет для компании одним из самых важных. Мы хотим внести вклад в развитие страны не только через вклад в экономику, но и путем поддержки местных сообществ и бизнеса, – заверяет Эрдинч Гюзель, генеральный директор «CCI Казахстан».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить