Что нужно инвестору

11347

Как привлечь прямые иностранные инвестиции в несырьевые отрасли Казахстана?

Фото: Андрей Лунин

Суммарные прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана в период с 1993 по 2013 год составили $170 млрд. Такие данные приводит Национальный банк РК.

Ни для кого не секрет, что основные инвестиции приходятся на нефтегазовую и горнодобывающую промышленность: суммарные инвестиции в данные отрасли составили $52 млрд, на проведение геологической разведки и изысканий – $60 млрд, металлургическую промышленность и производство готовых металлических изделий – $12 млрд. Итого суммарные инвестиции в сырьевые отрасли превысили $125 млрд, что составляет около 73,5% всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Так как эти отрасли являются высокоприбыльными и стратегически важными для многих стран, ПИИ поступали и будут поступать в них при сравнительно худших условиях ведения бизнеса. А как же привлечь ПИИ в другие отрасли? Как диверсифицировать экономику Казахстана, модернизировать производство, переработку и другие приоритетные отрасли? Мы часто говорим об этом, обсуждаем тот или иной фактор, думаем об имидже страны, о том, не снизить ли нам налоги, не переименовать ли нам страну, ищем фактор, который необходимо учесть для улучшения притока ПИИ в Казахстан. Но нам необходимо конкретно и количественно оценить наши сильные и слабые стороны, понять, где мы находимся, чтобы знать, что именно нам нужно делать для улучшения инвестиционного климата страны.

В процессе изучения инвестиционной привлекательности Казахстана вы сразу наткнетесь на исследование инвестиционной привлекательности компании Ernst & Young 2012 года. При изучении данного исследования оказалось, что в основном Ernst & Young использует данные сайта – рейтинговой организации http://doingbusiness.org. А это означает, что этому источнику можно доверять и он является достаточно авторитетным при принятии решений об инвестициях. Мы должны понимать, что многие инвесторы при принятии решения об инвестициях читают различные журналы, исследования, публикации, заключения аналитиков, экспертов и ученых, которые в свою очередь ссылаются на статистические данные и такие рейтинговые организации, которые как раз и задают тон в обсуждениях инвестиционной привлекательности страны.

Необходимо отметить, что мы движемся в правильном направлении. Так, согласно данным источника, Казахстан на начало 2012 года занимал 56-е место, а по состоянию на начало 2013 года поднялся на 49-е место в рейтинге «Легкость ведения бизнеса» (ЛВБ), уступая Мексике и Оману.

При составлении рейтинга учитывались следующие факторы: легкость организации бизнеса, получение разрешений на строительство, получение электричества, регистрация собственности, получение кредита, защита инвесторов, оплата налогов, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, решение о несостоятельности. Исследования и сбор информации этой компанией начал производиться с 2004 года, однако составление рейтинга началось только с 2012-го. 

Если внимательно посмотреть на все факторы, по которым делалась оценка, то невооруженным глазом видны те проблемы, из-за которых наша страна находится на 49-м месте по рейтингу ЛВБ. Есть факторы, в которых мы очень даже преуспели, но также есть факторы, которые тянут нас назад. Напрашивается вопрос: где мы могли бы быть, если бы улучшили отстающие факторы, и насколько больше ПИИ мы могли бы привлечь?

Выделим четыре наиболее успешных фактора: легкость организации бизнеса, защита инвесторов, уплата налогов, обеспечение исполнения контрактов.

В этих направлениях правительство и руководство страны очень даже преуспело, и каждый дальнейший шаг в этом направлении будет менее эффективным, приносить меньше пользы и в то же время будет более трудозатратным.

Также сразу бросаются в глаза два фактора, которые тянут нашу страну назад. Это получение разрешений на строительство и международная торговля.

Для убедительности и подтверждения слов необходимы расчеты, а также важно знать, каковы будут результаты после модернизации того или иного фактора, понять, какой из факторов наиболее выгодно модернизировать в первую очередь.

Вследствие того что получить информацию о важности каждого из этих факторов при составлении глобального рейтинга было бы весьма сложно или невозможно, статистическая информация была проанализирована, и с помощью математических приемов выведен коэффициент важности каждого из этих факторов.

Оказалось, что если правительство обратит внимание на это и улучшит данные показатели и если в течение двух лет мы сможем занять по этим факторам хотя бы 50-е место в мире, тогда в общем рейтинге «Легкость ведения бизнеса» Казахстан попадет на 20–22-е место в мире после Германии и Эстонии. Увеличение ПИИ в несколько раз не заставит себя ждать.

Исходя из расчетов, можно сделать вывод, что в случае если Казахстан подтянет четыре отстающих показателя до 50-го места в рейтинге (что должно быть не так уж сложно, учитывая, что по некоторым показателям мы находимся уже сейчас на 10-м и 17-м местах), то Казахстан занял бы 17-е место в мире по привлекательности в легкости ведения бизнеса, уступая Тайваню (Китай) и обгоняя Канаду.

Рассмотрим подробнее факторы, которые тянут нашу «лодку» вниз.

Фактор №1: Получение разрешений на строительство

Ни для кого не секрет, как трудно построить дом в Казахстане. Еще труднее построить многоэтажный жилой дом. Всем известны проблемы с проектами, коммуникациями, разрешениями, назначением участков и так далее. Мы знали об этом, но я никогда не подозревал, что это так сильно влияет на показатель инвестиционной привлекательности в легкости ведения бизнеса в нашей стране.

Согласно данным того же источника, в Казахстане для получения разрешений на строительство необходимо провести 32 процедуры, в то время как в развитых странах – в среднем 14, а в странах Восточной Европы – в среднем 19. Более того, каждая из этих процедур может занимать большее время, чем в развитых странах, и общее количество дней составляет 189. И это только в том случае, если все идет правильно, четко, как по маслу. В реальности же эти процедуры могут растянуться на пару лет.

На взгляд отечественного предпринимателя, так как мы больше привыкли заниматься торговлей и услугами, фактор получения разрешений на строительство не так важен, но он очень важен инвесторам, и мы должны действовать в данном направлении – упростить данную процедуру, и со 155-го места в рейтинге попасть на 50-е место в течение двух лет.

Фактор №2: Международная торговля – экспорт и импорт

Иногда мы шутим над эстонцами, но оказалось, что в вопросах международной торговли они делают все гораздо быстрее, чем мы. Эстония по этому фактору занимает 7-е место в рейтинге.

Очень удивило то, что Казахстан занимает 182-е место по условиям международной торговли из 185 возможных. Как же мы хотим стать экспортно ориентированной страной, если наши условия экспорта и импорта товаров уступают таким странам, как Афганистан, Ирак, Чад, Республика Конго, и обходят Центрально-Африканскую Республику, Таджикистан и Узбекистан?

Огромным вкладом в улучшение данного фактора будет завершение строительства дороги Западная Европа – Западный Китай, это сильно улучшит данный показатель. Кроме того, нам необходимо упросить процедуры и постараться свести к минимуму все расходы, связанные в первую очередь с экспортом товаров.

Фактор №3: Получение электричества

Этот фактор требует решения как организационных вопросов, так и вливания дополнительных средств. По фактору получения электричества мы находимся на 80-м месте. Электрификация – это инфраструктурное направление, в которое Казахстан может и должен смело инвестировать крупные средства. Важно, чтобы средства были потрачены эффективно. Кроме того, мы могли бы упростить юридические и бюрократические процедуры при получении электричества, что может дать нам очень быстрый эффект по улучшению данного показателя.

Так, для получения электричества (методология расписана на сайте) в Казахстане необходимо 88 дней и шесть процедур. Например, в Германии на это уходит всего 17 дней и три процедуры, за что она занимает 2-е место в мире по данному показателю. Также в расчет берется стоимость получения электричества, которую мы могли бы тоже планомерно уменьшать.

Фактор №4: Получение кредита

Казалось бы, сделано так много в данном направлении и банковская система является одной из наиболее быстроразвивающихся и современных, однако мы находимся всего на 83-м месте в мире по данному показателю.

Так в чем же дело? Оказалось, что огромную важность имеет наличие государственного кредитного реестра, который бы предоставлял кредитную историю о каждом человеке, о каждой компании и так далее. Необходимо, чтобы он существовал, предоставлял информацию по ряду запросов и имел информацию о как можно большем количестве субъектов, как физических, так и юридических лиц. Кроме того, рейтинговая организация считает, что следующие нормы не действуют в Казахстане. В этом случае нам необходимо либо доказать обратное, либо при возможности реализовать некоторые из следующих:

1. Разрешает ли законодательство коммерческим организациям передать в залог (в обеспечение) все свое имущество (активы), не требуя при этом конкретного описания предмета залога (предмета обеспечения)?

2. Может ли право залога (обеспечительное право) распространяться на имущество, которое поступит в собственность [залогодателя] или будет приобретено [залогодателем] в будущем? Распространяется ли право залога (обеспечительное право) автоматически на плоды (продукцию) или доходы от предмета залога или на то, чем заменили первоначальный предмет залога?

3. Допускается ли в договорах залога (в договорах об обеспечении) общее (неконкретное) описание задолженностей и обязательств? Все ли виды задолженностей и обязательств могут быть обеспечены между сторонами? Может ли договор залога (договор об обеспечении) указывать максимальную сумму, на которую заложено имущество (активы)?

4. Существует ли действующий реестр залогов (обременений), который является единым территориально и по видам имущества (активов), а также имеет электронную базу данных, индексированную по названию должников?

5. Получают ли залоговые (обеспеченные) кредиторы оплату в первую очередь (то есть до общих налоговых обязательств и требований работников), если дефолт должника имеет место вне процедур банкротства (неплатежеспособности).

6. Получают ли залоговые (обеспеченные) кредиторы оплату в первую очередь (то есть до общих налоговых обязательств и требований работников) в случае ликвидации должника.

Нельзя сказать, что все эти шесть норм применяются в развитых странах, но часть из них применяется или применяется частично. Нашим юристам и депутатам необходимо еще раз изучить данные проблемы и принять хотя бы две из этих шести норм. В этом случае мы получим дополнительное продвижение по рейтингу легкости ведения бизнеса. В то же время нам нельзя забывать про собственные интересы и реалии жизни, слепо упрощая данные условия.

Необходимо отметить, что все выделенные проблемы по всем факторам являются субъективной оценкой данной рейтинговой организации. В некоторых вопросах, возможно, данные обновятся со временем, по некоторым позициям Казахстану необходимо изучить подробно методологию оценки каждого фактора и попробовать доказать, что тот или иной фактор в лучшем состоянии, однако по большей части проблем нам будет необходимо работать над собой.

Резюмируя, я хотел бы отметить: Казахстан прошел долгий и сложный путь. Мы добились легкости организации бизнеса, доказали защиту прав инвесторов и обеспечение исполнения контрактов на протяжении более 20 лет, оптимизировали и продолжаем оптимизировать уплату налогов, снизили ставки, но не могли понять, что еще нам нужно сделать, чтобы инвесторы начали вкладывать по-настоящему большие деньги в несырьевые отрасли экономики. Реально оценив, где мы находимся и каков будет результат в случае улучшений отстающих факторов уже через два года, мы должны приложить максимальные усилия для достижения заветной цели и признания Казахстана как одного из самых благоприятных для ПИИ регионов мира. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить