Бизнес-ангел Александр Бородич: Как мы собрали $28 млн и продолжаем двигаться вперед

18397

Мы побеседовали с Александром Бородичем, чей стартап universa.io стал победителем в номинации «Блокчейн-стартап года» по версии общенациональной премии Russian Crypto Awards

Александр Бородич
Фото: архив пресс-службы
Александр Бородич

Александр, вы известный на рынке венчурный инвестор. В конце прошлого года ваш проект Universa собрал более $28 млн в рамках проведения токенсейла. На ваш взгляд, что заставило столь большое число классических бизнес-ангелов и фондов вкладывать в крипту?

- Во-первых, есть рациональный расчёт: эксперты из Mangrove Capital посчитали, что если бы вы вложились во все ICO прошлого года, в том числе мошеннические и провальные, то всё равно приумножили бы свои вложения в 10 раз. Согласитесь, это довольно сильный аргумент для венчурного инвестора. Во-вторых, отрасль продолжает свое развитие во всех странах: принимается законодательная база для защиты интересов инвесторов, открываются блокчейн-университеты, создаются криптофонды, а доходы криптобирж могут удвоиться до $4 млрд в этом году в соответствии с исследованиями Sanford C. Bernstein & Co, несмотря на значительный спад рынка с начала года.

А как вашей команде удалось привлечь $28 млн?

- Все блокчейн-проекты, планирующие провести токенсейл, проходят примерно одинаковые стадии: формирование идеи, написание программного документа Whitepaper и его правки, маркетинговая кампания, встречи с представителями фондов, частными инвесторами и PR. Например, нам удалось договориться о размещении видеоролика Universa на Times Square.

Фото: архив пресс-службы

C момента окончания токенсейла, автоматического волшебства не происходит. Наоборот, начинается основной этап работы, как в плане разработки продукта, так и переговорного процесса. И эта стадия имеет свои уникальные особенности.

Какие? Не секрет, что многие блокчейн-проекты не смогли представить рабочего продукта. На какой стадии находится ваш проект?

- На данный момент мы уже запустили основную сеть проекта с возможностью развернуть Universa Blockchain со скоростью более 20 тысяч транзакций в секунду. У нас 750 тыс. зарегистрированных пользователей и более 50 тыс. в социальных сетях проекта. С одной стороны, всегда есть желание любой команды довести продукт до перфектного состояния в плане безопасности, т.к. это, пожалуй, краеугольный камень разработки. С другой стороны, повышенный энтузиазм криптокомьюнити, которое поверило и вложилось в проект, и каждый день будет требовать от вас свежих новостей и ускорения всех процессов. Нужно быть психологически готовым к этому.

Безусловно, любое криптокомьюнти даёт огромный заряд мотивации для всей команды разработчиков и совершенно органично становится неотъемлемой частью проекта, который вступает в следующий этап своего развития. Однако любая спешка в области криптографии – это медвежья услуга для собственных пользователей в будущем. Скрупулёзность и параноидная перепроверка – отличные лейтмотивы для данного этапа. Если вы хотите конкурировать с лучшими мировыми командами и продуктами, то приготовьтесь к работе в формате нон-стоп. В этом специфика крипторынка: Огромные скорости. Высокие риски. Большие перспективы.

Александр, а есть ли различия в маркетинговых кампаниях до и после сбора?

- Сейчас почти все страны ужесточают свои требования к электронным площадкам, а те в свою очередь - к разработчикам и менеджменту проекта. Добавление токена на топовую биржу зачастую происходит после тотального due diligence. Очень сложно не заметить волатильность крипторынка и волнообразность колебаний курсов. Причем изменения носят спорадический и молниеносный характер и, безусловно, транслируются на всю специфику маркетинговой кампании после окончания токенсейла. Во-первых, это акцент на открытие представительств и научных школ: любые технологии не существуют сами по себе, а опираются на твёрдый сплав академической науки, практики и бизнеса. Кстати, в Казахстане мы договорились об открытии Universa Kazakhstan. Как следствие, возникает огромное количество перелётов всех участников команды: совершенно рядовая ситуация, когда нужно слетать туда и обратно из Европы в Юго-Восточную Азию пару раз за неделю. Во-вторых, это внимание к проведению федеральных хакатонов: нужно не только постоянно искать, но и всячески поощрять молодых программистов. Мы стараемся привлекать в Universa лучших разработчиков.

Александр, что бы вы могли посоветовать командам разработчиков, которые только планируют создавать свои блокчейн-проекты?

- Например, могу предложить разработать свой проект на базе Universa Blockchain. Мы консультируем и всячески помогаем таким командам. Я бы рекомендовал ставить долгосрочные цели и заниматься созданием продукта, а не биржевыми спекуляциями. Исходя из исследования консалтинговой компании ICS Statis Group, мы можем увидеть, что более 70% ICO-проектов прошлого года, по различным критериям, были отнесены к недобросовестным. Деньги собирались исключительно под заверения о разработке продукта. На выходе нет ни денег инвесторов, ни продукта.

А чем ваш проект может помочь реальному бизнесу?

- У нас долгосрочная концепция развития платформы Universa, которая не направлена на биржевые спекуляции. Мы подписали контракты с Министерством торговли Малайзии и Нацбанком Лихтенштейна. Также заручились партнёрскими соглашениями с одним из крупнейших IT-холдингов «Ланит». Я могу достаточно долго перечислять, но суть будет одна: внедрение технологии блокчейн в любой бизнес или систему управления занимает определённое время, но экономическая выгода с лихвой окупает все затраты.  У нас есть множество кейсов: запуск пилота Единой платформы присоединения к электросетям на базе блокчейн Universa в Удмуртии. Оцифровка движимого состава с одним из лидеров железнодорожных операторов «Новотранс», управляющим десятками тысяч вагонов. Создание технологической базы для летающих машин Bartini и многое другое. С помощью блокчейна можно перевести все процессы на совершенно другие скорости и структурировать бизнес-процессы. Другими словами, мы в Universa стараемся смотреть в будущее, и оно нас вдохновляет.

Краткая биография

В 1999 окончил Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ), в 2003 году — аспирантуру МИЭМ.

В 2008 получил степень MBA в Стокгольмской школе экономики.

Признан самым активным бизнес-ангелом 2016 года в России по версии Российской венчурной компании.

Основные сферы вложений: internet of things, cloud computing, smart cities, SaaS на стадиях seed и preseed.

Руководитель экономико-математической школы при МГУ (2003–2013).

Директор образовательной программы РЭУ им. Плеханова «Бизнес-акселерация блокчейн-проектов».

Бывший директор по маркетингу Mail.ru Group 2009–2010.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить