Зачем Казахстану «новый яблочный путь»?

Во время визита главы государства в Польшу были озвучены новые транспортные инициативы, за которыми стоит нечто большее, чем попытки увеличить объем казахстанско-польской торговли

 

Нурсултан Назарбаев и Анджей Дуда.
Фото: Акорда
Нурсултан Назарбаев и Анджей Дуда.

Диверсификация партнеров

Нурсултан Назарбаев совершил визит в Польшу, чтобы, прежде всего, укрепить с этой страной экономические отношения. И это выглядит логично в тех условиях, в которых оказался Казахстан.

Раньше высокие цены на нефть требовали, главным образом, поддерживать высокий уровень отношений только с ее основными покупателями – западными странами. Теперь же «новая нормальность» в виде дешевой нефти вынуждает заниматься реальной диверсификацией не только экономики, но и внешнеторговых партнеров, заставляя обращаться к прежде недооцененным регионам.

Кстати, для развития несырьевых отраслей восточноевропейские государства могут оказаться даже более привлекательными контрагентами, нежели западноевропейские, учитывая большую схожесть нашей бизнес-среды и меньший уровень конкуренции на их рынках.

Польша же является ключевой экономикой в Восточной Европе и вторым по значимости нашим торговым партнером в регионе. За прошлый год взаимный товарооборот составил $1,13 млрд (1,5% от общего объема торговли), уступив лишь Румынии ($1,42 млрд), с которой высокий уровень торговли обеспечивается за счет поставок нефти «КазМунайГаз  International».

При этом объем казахстанского экспорта в Польшу достиг $790 млн – вдвое больше, чем в Германию и почти столько же, как в Великобританию.

За первое полугодие 2016 товарооборот составил $482 млн, что превышает объемы нашей торговли со всеми странами ЕАЭС, кроме России.

Найти коридор

Понятно, что ключевым предметом деловых отношений Казахстана с Польшей в ближайшем будущем останутся энергоресурсы, но власти пытаются сместить акцент в сторону несырьевых рынков. Это, прежде всего, фармацевтика, сельское хозяйство (отдельно были подчеркнуты наши общие традиции выращивания яблок – только у нас почти утраченные, а у поляков плодоносящие), лесное хозяйство.

По итогам казахстанско-польского бизнес-форуме в Варшаве было подписано соглашений на почти $1 млрд. Сумма достаточно серьезная для наших стран. Впрочем, не она вызвала наибольший резонанс, а обсуждение транспортного вопроса, который является основным препятствием для дальнейшего развития торговли. Точнее, проблема не в транспорте, а  в том, что его маршрут проходит через Россию. А она неоднократно останавливала транзит к нам тех же польских яблок, делая этот торговый путь крайне ненадежным.

Глава государства предложил в этой связи либо проработать трехстороннее соглашение между Казахстаном, Польшей и Россией в области транспорта, либо использовать кавказский транзитный коридор.

Между двумя союзами

Обе эти инициативы прозвучали, можно сказать, сенсационно. Хотя на деле в логике им не откажешь. В самом деле, если бесперебойно доставлять товары между Казахстаном и Польшей через Россию не получается, то нужно либо договориться о регулировании транзита, что позволит оставить «за скобками» претензии между Россией и Польшей, либо использовать пути в обход нее, кратчайшим из которых является транзит через Каспий, затем Азербайджан, Грузию и Черное море.

В принципе такой маршрут уже существует. Естественно, он не предназначен для обслуживания специально грузопотоков между Казахстаном и Польшей, а является маленькой частью коридора между Китаем и Европой, одной из линий Нового Шелкового пути. И для нас также интереснее не столько сама по себе возможность вести торговлю с Европой в обход России, сколько участие в транзите. Так что речь идет не просто о попытке формирования нашего «яблочного пути» как части пути Шелкового.

Что касается транспортного соглашения между Россией, Польшей и Казахстаном, то на его задачи также следует посмотреть несколько шире, и тогда станет понятно, что это не такой уж нереалистичный проект. Ведь речь идет о том, чтобы постепенно наводить мосты между ЕАЭС и ЕС, приучая Европу к мысли, что ЕАЭС - это не синоним России, а объединение целых пяти суверенных стран, с которым хочешь – не хочешь, следует выстраивать экономические отношения.

Неслучайно глава государства в ходе варшавского бизнес-форума столько внимания уделил именно отношениям между ЕС и ЕАЭС. Очевидно, что его транспортные инициативы призваны дать начало пути по их перелому. 

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

, экономист (Астана)

 

Статистика

25395
просмотра
0
комментариев
 
 

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставлять комментарии,
Вам необходимо войти на сайт.

  • Войти, с помощью
Если Вы еще не зарегистрированы,
пройдите процедуру регистрации.
Как зарегистрироваться, используя
аккаунт в соцсети, читайте здесь.

Комментариев нет

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой статье.