«Потери в экономике РФ хочет компенсировать за счёт геополитики»

11029

Такое заявление сделал директор Института экономической политики, доктор экономических наук Каирбек Арыстанбеков, комментируя для Forbes.kz заявление Владимира Путина о формировании валютного союза

Каирбек Арыстанбеков.

F: Каирбек Тулендиевич, заявление Владимира Путина в Астане о том, что пришло время говорить о формировании валютного союза в рамках ЕАЭС, взбудоражило казахстанцев. Вы считаете реальной перспективу введения единой валюты? 

- В 2015 функционирование ЕАЭС началось с сохранением трех базовых рисков, влияющих на состояние экономической безопасности Казахстана. Во-первых, это санкционная война между Западом и РФ (ее результаты отражаются на нас косвенно); во-вторых, существенное падение цен на нефть (что сопровождается снижением доходов государства); в-третьих, падение курса рубля (которое стимулирует вывоз капиталов из страны и дефицит торгового баланса Казахстана в отношении России).

При таких условиях обсуждение и введение единой валюты представляются преждевременными и нереальными.

F: Может ли Россия ввести единую валюту в одностороннем порядке, как это было с введением продовольственных санкций? 

- Россия не сможет ввести единую валюту в одностороннем порядке, поскольку данный процесс противоречит действующей нормативно-правовой базе ЕАЭС, не говоря уже о других серьезных барьерах, связанных с состоянием экономик стран-участниц.

Вместе с тем, процесс одностороннего и ускоренного введения единой валюты могут приостановить, притормозить только два человека - автор идеи ЕАЭС Нурсултан Назарбаев и президент Белоруссии Александр Лукашенко.  

F: Однако президент России недавно поручил Центробанку и правительству РФ уже до 1 сентября определить дальнейшие направления интеграции в валютной и финансовой сферах «во взаимодействии с центральными банками государств - членов ЕАЭС». К чему такая спешка?

- На мой взгляд, последствия западных санкций и падения цен на нефть начнут действовать на экономику России во второй половине 2015. Прямым макроэкономическим последствием может стать рецессия российской экономики на среднесрочный период, включая падение ВВП до 4% в год. В таких сложнейших условиях Москва вынуждена использовать имеющийся политический ресурс. Существующие и предстоящие потери в экономике РФ хочет компенсировать в том числе за счет геополитических и геоэкономических результатов.

Сближаться надо постепенно

F: Как вы считаете, единая валюта будет иметь хождение наравне с национальной или заменит ее полностью?

- Это всё вопросы технического характера, они не принципиальны. Здесь важно другое.

F: Что же?

- С учетом международного опыта следует выделить 5 стадий (или форм) интеграции. Первая - зона свободной торговли – объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Вторая - таможенный союз – интеграция стран, где проводится единая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц. Третья - общий рынок, или принцип четырех свобод – достижение свободного передвижения товаров, услуг, капитала и лиц. Четвертая – валютный союз – введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром, формирование единого валютного союза. Пятая – экономический союз либо полная интеграция – свободная реализация четырех стадий, проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, финансов; реализация общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.

Таким образом, экономическая интеграция представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия.

F: То есть Евразийский экономический союз еще не «дорос» до валютного?

- Да. Путин, по сути, предложил обсудить и переходить на завершающую стадию интеграции, хотя еще не решен ряд серьезных проблем начальных (2-3) стадий интеграции. Иными словами, нарушение последовательности и условий стадии интеграции может подорвать саму идею создания ЕАЭС.

F: Россия – сильнейший игрок Союза. Что можно сделать в этих условиях?

- Команды переговорщиков из Астаны и Минска должны добиваться и отстоять перед Москвой последовательность действий в рамках интеграционных процессов.

Например, федеральная власть РФ пока неспособна обеспечить реализацию основных принципов Таможенного союза (это вторая стадия интеграции). В частности, все еще сохраняются несогласованность и противоречия между принципами ТС (принятыми федеральными органами) и административными мерами (которые реализуют региональные и местные органы власти).

Кроме того, в рамках ЕАЭС все еще сохраняются элементы несогласованности в экономической политике.

F: К чему приводит такая несогласованность? 

- Реализуемые Казахстаном проекты программы ИИР находятся под двойным ударом. С одной стороны, неэффективный курс тенге по отношению к рублю снижает конкурентоспособность казахстанских товаров и услуг в российском направлении, с другой – применение партнерами инструментов труднодоказуемых запрещенных субсидий и демпинга сделает действующие проекты нерентабельными. К примеру, в 2013-2014 цены на некоторые продовольственные товары (кстати, произведенные на территории стран-участниц) в Казахстане были ниже, чем на рынках остальных стран ТС.

Стабильность единой валюты не гарантирована

F: Давайте вернемся к теме создания валютного союза. Каковы могут быть последствия введения единой валюты для Казахстана?

- В условиях единой валюты у Астаны и Минска будут ограничены инструменты экономической политики и госрегулирования экономики. Будут утрачены инструменты денежно-кредитной политики и политики валютного курса. По сути, у правительства останется два базовых инструмента экономической политики: бюджетно-налоговая политика и политика занятости.

Кроме того, у Казахстана будут отсутствовать инструменты регулирования валютного курса. В то же время Россия не сможет гарантировать стабильность единой валюты, поскольку сама находится в зависимости от цен на энергоносители и под воздействием санкций Запада.

F: Могут ли санкции в отношении России перекинуться на Казахстан после введения единой валюты? 

- По нашей оценке, влияние санкций на Казахстан будет минимальным. По линии физических лиц в санкционном списке США и ЕС числятся 134 гражданина Восточной Украины и 231 гражданин РФ.

Что касается юридических лиц, то под запрет США (Executive Order 13660-13662, Directive 1-4 under) попали ВЭБ, Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк, Сбербанк, Банк Москвы, Роснефть, Новатэк, Транснефть, Газпромнефть, ГК Ростех, Сургутнефтегаз, Лукойл.

Под запрет ЕС (Council regulations 269,833,960-2014) попали ВЭБ, Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк, Сбербанк, Роснефть, Транснефть, Газпромнефть, Оборонпром, Объединенная авиастроительная корпорация, Уралвагонзавод.

F: Может ли Казахстан противостоять России?

- Мы с вами уже пришли к выводу, что любая интеграция (если она действительно добровольная и проходит без принуждения) представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия. Если Москва сама будет нарушать требования и порядок стадий интеграции, Астана и Минск могут противостоять России лишь в том случае, если будут действовать активно и согласованно.

Необходимо учитывать, что при явном и постоянном нарушении и несоблюдении жизненно важных интересов государств-участниц с юридической точки зрения может сработать статья 118 Договора о ЕАЭС, где речь идет о выходе стран из этого союза.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить