Как создать новую корпоративную культуру после слияния компаний
Принято считать, что культурные барьеры могут нанести вред даже самой гармоничной корпоративной атмосфере
Принято считать, что культурные барьеры могут нанести вред даже самой гармоничной корпоративной атмосфере. Это так: количество сделок, которые сорвались из-за различий в традициях ведения бизнеса, достаточно велико. Несмотря на это, лишь немногие компании активно работают над вопросами культурной интеграции после слияния.
Под культурой в данном случае эксперты имеют в виду ценности той или иной организации, а также определенные стандарты поведения ее сотрудников. Эти факторы играют значительную роль в стратегии развития компании.
Как построить бизнес на эмоциях клиентов
Forbes.kz совместно с PwC Казахстан начинают серию статей о клиентском опыт... →
Почему же этим вопросам уделяется так мало внимания во время и после проведения сделок по слиянию? Во-первых, само понятие культуры многим кажется чем-то расплывчатым. Большинство людей не знает, как системно изучать ее в аналитическом ключе и применять сделанные выводы на практике. Кроме того, слияние компаний, как правило, представляет собой серьезный стресс для топ-менеджеров. Поэтому многие из них предпочитают отложить второстепенные, на их взгляд, вопросы культурной совместимости на потом. Даже если кто-то из управленцев и решит уделить внимание перечисленным аспектам, то, скорее всего, сделает это поверхностно.
В общем, редкий менеджер способен кардинально изменить манеру поведения своих сотрудников. Эксперты из аналитического агентства The Boston Consulting Group изучили сотни кейсов интеграции компаний после слияния и пришли к выводу, что культурные различия часто возникают в самых неожиданных местах. Если образующееся напряжение игнорировать, то можно поставить под угрозу не только сам процесс слияния, но и эффективность компании в будущем. В помощь топ-менеджерам и владельцам бизнеса американские эксперты разработали несколько рекомендаций.
Определите, в чем заключаются культурные различия
Самые инновационные компании мира
Инновации стали приоритетной задачей для большинства глобальных компаний. О... →
Большинство менеджеров осознают, что поведение сотрудников отличается в разных компаниях и странах. Тем не менее управленцы вряд ли точно знают, в чем заключаются особенности той или иной корпоративной культуры и где может возникнуть взаимное недопонимание.
Представьте себе две компании по производству чистящих средств. Небольшая Clean Nation представлена только на рынке Великобритании. Вторая – Bright World – является одним из глобальных лидеров в своей сфере. Руководство обеих компаний решило, что слияние будет взаимовыгодным. При этом менеджеры проявили дальновидность и заранее позаботились о преодолении культурных барьеров.
Начав сотрудничать с Bright World, аналитики BCG сразу поняли, что менеджеры признают отличие их корпоративной культуры от традиций, сложившихся в Clean Nation. Более детальный анализ выявил характер различий. Оказалось, что лидеры Bright World ценят историю своей корпорации и обширный операционный опыт, тогда как менеджмент Clean Nation поощряет креативность и инициативу.
Кроме того, деятельность Bright World оказалась более сфокусированной на продуктах в отличие от Clean Nation, ориентированной на работу с клиентами. Подход к финансовым вопросам у двух компаний также различался.
Вполне понятно, что, не проведи Bright World и Clean Nation заблаговременный анализ своих особенностей, процесс слияния и интеграции прошел бы намного болезненнее.
Не откладывайте решение культурных проблем
С какими трудностями сталкиваются китайские топ-менеджеры
Эксперты McKinsey провели исследование среди 70 руководителей крупных компа... →
Многие менеджеры спрашивают, обязательно ли заниматься вопросами культурной интеграции в процессе слияния, когда дел и так полным-полно? Ответ экспертов: да.
Во-первых, корпоративная культура лежит в основе деятельности любой компании. Ваш бизнес развился и стал привлекательным во многом благодаря сложившимся особенностям ведения дел в коллективе. Сделка грозит уничтожить уникальность этой атмосферы.
Во-вторых, в процессе слияния необходимо удержать талантливых сотрудников, которым непременно придется работать больше обычного. Увлечь их могут не только денежные или карьерные перспективы, но и вера в миссию компании.
В-третьих, если не решать вопросы культурных различий заблаговременно, то две компании могут не интегрироваться. В результате каждая из сторон будет цепляться за свое богатое прошлое, а новой идентичности так и не возникнет.
Проявите системность
Какой бы сложной ни была сделка, культурных разногласий можно избежать. Главное, утверждают эксперты BCG, принимать последовательные и осмысленные решения. Важно понимать, что на корпоративную культуру влияет множество факторов: от организационной структуры до методов оценки финансовой и оперативной эффективности.
Зарождение новой корпоративной культуры в результате слияния займет некоторое время. Начните процесс интеграции как можно скорее – еще до того, как сделка закрыта. Анализируйте стремления сотрудников и используйте любую возможность навести мосты между людьми разных культур.