Иранская компания стала крупнейшим получателем госзаказа в Казахстане

18566

Как удалось этого добиться, рассказал Forbes Kazakhstan заместитель директора представительства АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн» Хоссейн Фатхи

Фото из архива пресс-службы
Заместитель директора представительства АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн» Хоссейн Фатхи.

Многие страны, включая Казахстан, ожидают снятия экономических санкций с Ирана – кто-то с опасением, а кто-то в предвкушении выгод. Наша больше относится к числу вторых. И запуск железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, которая должна укрепить экономические связи между государствами, – тому свидетельство. Именно о транспортных коммуникациях Forbes Kazakhstan поговорил с заместителем директора представительства АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн» Хоссейном Фатхи, которое в минувшем году получило в Казахстане госзаказы на 47,3 млрд тенге (около $260 млн) на реконструкцию трех участков автомобильной дороги в Павлодарской области, став лидером ренкинга Forbes Kazakhstan.

«Дена Рахсаз Констракшн» – иранская группа, специализирующаяся на строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог, которая работает на казахстанском рынке с 2001. Все ее компании – и в Иране, и в Казахстане, и в других странах – получают доходы исключительно за счет государственных закупок. На вопрос о работе по негосударственным подрядам Фатхи заявляет: «У нас нет частных заказов – мы же дорожники. Могли бы строить дома, но не занимаемся этим. Считаем, что лучше работать с государством, когда у тебя есть гарантии оплаты и стандарты качества».

Сейчас компания выполняет два проекта – в Южно-Казахстанской и Павлодарской областях, где суммарно трудятся около 3 тыс. человек. Подряд на юге страны (участок Шымкент – Тараз автомагистрали Западная Европа – Западный Китай) интересен тем, что там будет проложен первый в Казахстане тоннель протяженностью около 1 км. По словам собеседника, специалисты «Дена Рахсаз» спроектировали новый план дороги в связи с тем, что первоначальный вариант был потенциально опасен, и включили в него тоннель, не увеличивая проектную стоимость – около $100 млн.

Иногда компания берет в субподрядчики местные фирмы, но только в тех случаях, когда нужно выполнить непрофильные для нее работы, такие как прокладка водопроводных труб, линий электропередачи, телефонных кабелей и так далее.

Помощь в выходе

Казахстан привлек иранцев большой территорией и соответствующей протяженностью дорог. Кроме того, по словам Фатхи, 14 лет назад здесь было мало компаний, способных строить магистрали по международным стандартам. В то же время началось активное выделение государственных средств на прокладку, ремонт и реконструкцию автомобильных трасс по всей стране. Также выходу на казахстанский рынок способствовали хорошие экономические и политические отношения Казахстана и Ирана.

Как отмечает Фатхи, правительство РК предоставляло им всевозможную юридическую и административную поддержку. «Например, активно нам помогал работавший некоторое время министром транспорта и коммуникаций Карим Масимов, – вспоминает он. – Потом оказывал содействие Ерик Султанов, занимавший должность председателя Комитета автомобильных дорог».

Первым проектом компании в Казахстане стал участок дороги Балхаш – Алматы, у поселка Сарышаган. Затем была реконструкция дороги Караганда – Осакаровка (участок трассы Караганда – Астана). В 2004–2005 «Дена Рахсаз» реконструировала участок магистрали Алматы – Бишкек, на перевале Кордай. Также она проложила часть автобана Астана – Щучинск, до города Акколь. Помимо этого, были подряды в Актюбинской, Костанайской, Кызылординской областях и в Астане по ремонту некоторых улиц.

«Раньше, 14–15 лет назад, некоторых марок техники, таких как Komatsu и Caterpillar, у местных фирм не было, – говорит собеседник. – Когда мы в первый раз привезли бульдозер Komatsu D155, все удивились. Сегодня казахстанские компании тоже закупили такую технику». Хотя конкуренция увеличилась, Фатхи считает, что рынок Казахстана все еще не насыщен и есть место, где развернуться.

За прошедшие годы был обучен местный персонал. Теперь более 90% работников «Дена Рахсаз» – казахстанцы, остальные преимущественно иранцы. «Раньше здесь было очень мало операторов грейдера или асфальтоукладчика, – поясняет собеседник. – Сейчас уже есть специалисты, которые работают с нами с десяток лет и постоянно следуют за нами, где бы мы ни работали».

Не авансом единым

На вопрос Forbes Kazakhstan о порядке работ по госзаказу и его финансировании Хоссейн Фатхи говорит, что когда компания заключает контракт, как, например, с АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол», то предоставляет банковскую гарантию и затем получает аванс. Работа начинается сразу после поступления предоплаты. Ежемесячно «Дена Рахсаз» закрывает сертификаты по выполненным объемам работ, и в зависимости от этого поступают средства.

Без кредитов, конечно же, не получается, и компания их берет, но, по словам собеседника, только в случае если необходимо обновить парк техники или пополнить оборотные средства. Изначально же, когда компания только начинала работать в Казахстане, вся техника завозилась на собственные средства.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить