Конкуренцию в ЕЭП будет регулировать закон

8107

В четверг, 28 марта, представители антимонопольных ведомств и Евразийской экономической комиссии на конференции в Алматы обсудили проект модельного закона Единого экономического пространства «О конкуренции»

Иллюстрация: konspekts.ru

Открыл конференцию заместитель премьер-министра РК Кайрат Келимбетов, отметивший, что принятие модельного закона, предусмотренного Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции, является важным этапом гармонизации национальных антимонопольных законодательств.

- При этом единая конкурентная политика, основывающаяся на единых нормах и правилах национальных законодательств в свою очередь является краеугольным камнем функционирования и поступательного развития ЕЭП, - сказал Кайрат Келимбетов. - Во-вторых, равные конкурентные условия для предприятий и государств-членов ЕЭП являются фактором повышения конкурентоспособности национальных экономик и общерегиональной стабильности. Поэтому принятие модельного закона является принципиально необходимым для обеспечения интеграционных процессов и предстоящего создания Евразийского экономического союза.

Проект закона разрабатывала российская страна. Планируется, что главы России, Казахстана и Белоруссии подпишут его в июле текущего года. В этом году также планируется подписание Соглашения по защите конфиденциальной информации, решения по передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдениями хозяйствующими субъектами единых правил конкуренции. Будет проведен анализ товарных рынков и подготовлены предложения главам государств по развитию конкуренции на данных рынках.

Казахстанские антимонопольщики предлагают свои нормы

Член коллегии - министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов, представляя проект закона, сказал, что в него вошли лучшие нормы антимонопольного законодательства Белоруссии, России и Казахстана, а также Франции, Германии, Великобритании, США, Японии. Однако он заметил, что у казахстанской стороны есть предложения по некоторым нормам, не вошедшие в документ. В частности, включить норму казахстанского законодательства о проведении расследования нарушений антимонопольного законодательства, возможность истребования документов и информации при проведении расследования, право на беспрепятственный доступ на территорию и в помещения проверяемого субъекта.

- Мы также предлагаем освобождать от ответственности раскаявшегося нарушителя при соблюдении определенных условий, в частности, добровольного возмещения ущерба, совершенного в результате нарушений, - сказал Алдабергенов.

Кроме того, предлагается включить в закон нормы о защите прав потребителей, используя опыт США, Великобритании, Белоруссии и других стран. Добавить также создание условий для развития инноваций, «чтобы произведенные у нас товары проникали в другие государства с использованием опыта Китая и Сингапура». Разрешить импорт и реализацию брендовой продукции компаниям, не являющимся официальными дилерами.

- Если мы решим эту задачу и предусмотрим в норме модельного закона, то это позволит снизить стоимость автозапчастей и расходных материалов на 60-80%, удешевим парфюмерные и косметические изделия на 15-30%, - сказал он, сославшись на данные исследования Высшей школы экономики РФ.

Кроме того, казахстанская сторона предлагает установить в качестве мер ответственности за нарушения антимонопольных норм – штрафные санкции до 30% от суммы реализации товаров и услуг, сейчас в Казахстане применяются санкции в размере 10%.

Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК также привел данные по объему взаимной торговли между Казахстаном, Белоруссией и Россией с момента образования Таможенного союза.

В целом экспорт Казахстана в РФ и Белоруссию в 2011 году вырос на 24%, достигнув $7,4 млрд, а в 2012 году – 14% ($6,8 млрд). Экспорт машинного оборудования и транспортных средств за этот период увеличился на 59%, металлоизделий – на 24%, текстиля и обуви – на 55%, целлюлозно-бумажных изделий – на 21%. Экспорт электроэнергии в 2011 году возрос в 6 раз, в 2012-м - в 9 раз, каменного угля в 2011 году – на 77%, в 2012-м – на 89%, экспорт газа в 2012 году по сравнению с 2011 вырос на 20,9%, экспорт муки - на 10,7%, экспорт пшеницы увеличился в 7 раз. При этом экспорт минеральных продуктов снизился на 14%, продовольственных товаров и сельхозсырья – на 47%.

Нагрузку на бизнес будут снижать

Предложения Нурлана Алдабергенова поддержал председатель Агентства РК по защите конкуренции Болатбек Куандыков, который назвал их «принципиальными», и добавил от себя предложение - предусмотреть необходимость государственного ценового регулирования и контроля за участниками предпринимательской деятельности с учетом наработанного в Казахстане опыта.

- Учитывая, что одним из важных задач модельного закона является усиление роли антимонопольных органов в условиях интеграционных процессов, задачи ведомств должны концентрироваться на защите конкуренции путем стимулирования доступа на товарные рынки большего количества конкурирующих между собой субъектов рынка, что в свою очередь должно привести к снижению цен на конкретные товары, - отметил глава антимонопольного агентства.

Говоря о позитивных моментах казахстанского антимонопольного законодательства, он отметил последние изменения в сфере конкурентного права. 24 марта были приняты поправки в закон РК «О конкуренции», направленные на гармонизацию антимонопольного законодательства стран ТС, а также для снижения нагрузки на бизнес.

- Предусмотрено упрощение и сокращение разрешительных документов для бизнеса, увеличивается пороговое значение признания субъекта рынка группой лиц с 25 до 50% акций доли участия. Вводится уведомительный порядок на два вида сделок экономической концентрации – увеличивается в пять раз пороговое значение совокупного объема реализации товаров, при которых сделка признается экономической концентрацией, - пояснил Куандыков. - Установлен ряд освобождений субъектов-доминантов от существующих ограничений в случае реализации продукции через товарные биржи.

По его словам, казахстанская сторона продолжит работу по стимулированию бизнеса и уменьшению участия в нем государства. За антиконкурентные действия будут нести ответственность лица, уполномоченные выполнять государственные функции, и лица, приравненные к ним, а также местные исполнительные органы. В то же время он предложил обсудить вопросы оптимизации процедур по выдаче согласий на экономическую концентрацию, которые в настоящее время занимает очень длительное время, что негативно сказывается на рынках.

С позицией определялись на ходу

Вместе с тем глава казахстанского антимонопольного ведомства высказал пожелание российским разработчикам законопроекта «давать возможность заранее ознакомиться с разрабатываемыми документами, что позволило бы заблаговременно определиться со своей позицией по предлагаемым нормам», а также предоставлять материалы, собранные по использованию мирового опыта.

- Следует также избегать в законопроекте таких норм и понятий, которые затрагивают суверенные права и интересы сторон, - таких, как «наднациональный орган», и тем более регламентация его правового статуса, - сказал Куандыков. - На мой взгляд, это не является предметом регулирования данного законопроекта. Вопрос о создании таких органов должен решаться на более высоком уровне.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цыганов с замечаниями казахстанского коллеги не согласился, отметив, что в законопроект вошли «те идеи и нормы, которые обсуждались на предыдущей конференции вместе с учеными, представителями антимонопольных органов и бизнеса», которая прошла в Новосибирске 14-15 марта этого года.

- Мы считаем, что проект модельного закона должен быть заполнен положениями, которые описывают вопросы взаимодействия существующих антимонопольных органов между собой, с антимонопольным органом ЕЭК с учетом того, что у нас уже есть. И самим соглашением определены правила конкуренции и критерии работы рынков, определено, в какой сфере сосредоточены полномочия и компетенция ЕЭК. Взаимодействие антимонопольных органов стран должно осуществлять по всем существующим разделам, - сказал Цыганов.

Тайн станет меньше

В свою очередь, он предложил рассмотреть «очень щекотливый и  важный вопрос»  – обмен конфиденциальной информацией. К такой информации относится государственная тайна, налоговая, банковская и другие, промышленные секреты и персональные данные.

- Давно уже мировое конкурентное сообщество поняло, что ограничение обмена информацией, в том числе и конфиденциальной, при осуществлении правоприменительной деятельности в области конкуренции сужает возможности конкурентных фирм, не дает им принимать наиболее эффективные решения по пресечению нарушений антимонопольного законодательства, - отметил представитель российского антимонопольного ведомства.

По его словам, российская сторона уже подготовила проект соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации. Сейчас он проходит процедуры межведомственного согласования в РФ и в ближайшее время будет представлен для рассмотрения странам ЕЭП.

- Принятие такого соглашения – это необходимое условие передачи ЕЭК по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках. И это также условие эффективного взаимодействия антимонопольных органов между собой и с ЕЭК, - подчеркнул он.

В соглашении также предусмотрена обязанность участников соглашения использовать полученную информацию исключительно в тех целях, для которых она была предоставлена. Предусматривается и ответственность за разглашение информации. Цыганов высказал уверенность, что со временем антимонопольные ведомства наработают практику применения этого соглашения.

Конференция, в которой также принимают участие представители антимонопольных ведомств Украины, Латвии, Европейского союза, Японии, Индии, Румынии, продлится два дня. Нормы модельного закона «О конкуренции» будут подробно рассмотрены в ходе тематических секций. Затем выработанные предложения и дополнения будут внесены в документ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить