Китайский Шелковый путь и «Нурлы жол» пойдут одной дорогой

20955

Чем это чревато для Казахстана, рассказали Forbes.kz директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев и представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов

Фото: lrytas.lt

О том, что Китай планирует формировать экономический пояс Шелкового пути с учетом казахстанской программы «Нурлы жол», стало известно во время визита в Астану, 7 мая, председателя КНР Си Цзиньпина.

«Китай и Казахстан добились первых результатов на пути к формированию пояса, и китайская сторона высоко оценивает этот факт. Китай намерен продвигать состыковку формирования экономического пояса Шелкового пути с казахстанской программой «Нурлы жол», - заявил глава КНР в Астане. - Обеим странам стоит продолжать надлежащим образом реализовывать совместные крупномасштабные проекты в сферах инфраструктуры и транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, продвигать сотрудничество в области энергетики и финансов, углублять взаимосвязи в гуманитарной сфере, продолжать усиливать партнерство по безопасности».

«Нурлы жол» без Великого Шелкового пути – деньги на ветер

По мнению представителя Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марата Шибутова, интересы Китая и Казахстана очень вовремя совпали.

Марат Шибутов.

- Евразийский экономический союз и китайский проект Великого Шелкового пути подошли друг другу, поэтому я отношусь к евразийской интеграции оптимистично, - признался он.

Более того, само появление программы «Нурлы жол», по мнению Шибутова, было обусловлено планами Китая.

- Именно на этот транзит товаров из Китая в Европу через территорию Казахстана мы все годы независимости и рассчитывали. На данный момент транзитный потенциал нашей страны реализуется в основном за счет поставок газа. Однако сегодня транзит по линии Россия - Средняя Азия исчерпывает себя из-за снижения закупок газа «Газпромом», а направление на Иран пока сильно зависит от политики. Наша программа «Нурлы жол» оправдается только в случае реализации планов Китая по экономическому поясу Великого Шелкового пути, - подчеркнул эксперт.

Но, несмотря на то, что интересы Шелкового пути и «Нурлы жол» пересекаются, рассчитывать на китайское финансирование отечественной программы не стоит, считает он.

- Не думаю, что будет такое финансирование - бюджет «Нурлы жол» закрывается республиканским бюджетом и средствами инвестиционных банков. Вряд ли потребуется дополнительное финансирование, - отметил Марат Шибутов. - Разве что Китай предложит какой-то новый проект.

Казахстан может сотрудничать с Китаем на своих условиях

В том, что интересы КНР и РК совпали, не сомневается и директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

Досым Сатпаев.

- Если внимательно посмотреть на китайскую программу «Экономический пояс Шелковый путь» и на казахстанскую «Нурлы жол», ясно, что по своему содержанию они совпадают. Основной акцент в этих программах сделан на развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Когда глава нашего государства презентовал программу «Нурлы жол», он говорил о серьезном увеличении инвестиций именно в развитие транспортно-инфраструктурных проектов, что, естественно, совпадает с желанием Китая активизировать работу по финансированию транспортной инфраструктуры в рамках своей программы, - рассказал Досым Сатпаев.

В отличие от Шибутова, Сатпаев полагает, что Казахстан рассчитывает получить дополнительные инвестиции из Китая для «Нурлы жол».

- Казахстанское правительство сейчас хорошо понимает, что рассчитывать только на Национальный фонд, за счет которого будут финансироваться основные проекты в рамках «Нурлы жол», не очень дальновидно. В рамках реализации программы «Нурлы жол» в 2015 из Национального фонда РК предусмотрено выделить 686 млрд тенге. Нам нужно привлекать новые инвестиции, и в этом плане китайские инвесторы, возможно, будут для нас интересны, - отметил он.

Привлечь эти инвестиции Казахстан, по мнению эксперта, может и через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ).

- Китай заинтересован в том, чтобы более активно привлекать Казахстан к своему новому проекту. АБИИ создавался КНР, в том числе - специально для финансирования проектов сухопутного и морского «Шелкового пути». Наша республика проявила большой интерес к этому проекту. И если Казахстан будет активно сотрудничать с АБИИ, то, конечно, захочет получить доступ к дополнительным финансовым ресурсам, в том числе для реализации инфраструктурных проектов на своей территории, - объяснил Досым Сатпаев. – Кроме того, в конце 2014 был создан совместный казахстанско-китайский фонд прямых инвестиций с начальной капитализацией $500 млн. Как было заявлено, этот фонд намерен инвестировать средства не только в инфраструктуру и логистику, но также в обрабатывающую промышленность, в энергетику, сельское хозяйство и др.

Однако директор Группы оценки рисков напомнил, что КНР с лихвой возвращает инвестиции, привлекая к реализуемым за счет китайских средств проектам свою рабочую силу и материалы.

- В программе «Нурлы жол» сделан акцент на развитии инфраструктурных проектов, в том числе - развитии сопутствующих отраслей и создании новых рабочих мест. Мы не должны за счет своей программы «Нурлы жол» кормить китайских инвесторов или китайские строительные компании. Если при сотрудничестве китайский «Шелковый путь» будет противоречить нашим национальным интересам и, в частности, основным целям «Нурлы жол», то нам будет необходимо отказаться от такого сотрудничества. Здесь у Китая не должно быть никаких иллюзий. Казахстан должен отстаивать свои национальные интересы и в первую очередь заботиться о своих собственных товаропроизводителях и отраслях экономики, которые нуждаются в поддержке, - подчеркнул Сатпаев.

При этом у Астаны, считает он, есть все шансы добиться сотрудничества на выгодных для РК условиях.

- Китай хорошо понимает, что свою программу сухопутного «Шелкового пути» ему будет очень тяжело реализовать без Казахстана, потому что у нашей республики довольно мощный транзитный потенциал. Без Казахстана реализация китайской транспортно-инфраструктурной программы, конечно, возможна, но потребует больше расходов и будет экономически менее целесообразной. К тому же при реализации таких проектов большую роль также играет и фактор политической стабильности, которой не хватает сейчас многим странам, в том числе в Центральной Азии, но этот фактор пока присутствует в Казахстане. Учитывая, что Китай заинтересован в сотрудничестве с нашей республикой, мы должны учиться диктовать свои условия, - отметил Досым Сатпаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить