В ВТО Казахстан должен быть готов к искам и рискам

13583

Для вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию Астане осталось завершить переговоры по двум вопросам: тарифной гармонизации и местного содержания. Об этом в понедельник, 13 января сообщил журналистам вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков. Юрист Айман Жекеева проанализировала для Forbes.kz правовые аспекты членства в ВТО

Казахстан как будущий член ВТО прямо или косвенно будет вовлечен в разрешение торговых споров при этой организации.

Во-первых, Казахстан может быть заявителем (истцом). При этом нужно помнить, что правом доступа в орган по разрешению споров ВТО обладают только государства-члены. Поэтому следует институционально проработать процесс представления страной интересов казахстанского бизнеса. Важно, чтобы государство само предпринимало шаги по устранению возможных необоснованных ограничений, которые могут иметь место в отношении казахстанских товаров и услуг.

Должна быть создана эффективная, небюрократизированная площадка для работы механизма «скорой помощи» в целях защиты интересов наших предпринимателей в международном торговом поле. Почему важно иметь такой быстрореагирующий механизм? Разрешение споров при ВТО считается самым быстрым и эффективным. Так, к примеру, согласно статье 4 Меморандума взаимопонимания о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (приложение 2 к Соглашению об учреждении ВТО – F.), в срочных случаях члены начинают консультации не позднее 10 дней с даты получения просьбы о консультациях. Ясно, что такие сроки требуют оперативного реагирования со стороны государств - потенциальных участников спора.

Нужно повысить информированность наших предпринимателей о правовых инструментах, которые они могут использовать для защиты своих интересов через государство. То есть если у казахстанской компании возникает проблема на внешних рынках, она должна знать, как и куда обратиться, и быть уверена, что оперативное решение со стороны государства для защиты ее интересов будет принято.

Во-вторых, Казахстан может сам стать объектом претензий со стороны других государств. И с этой позиции важно уже сейчас продумать, в каких отраслях и по каким вопросам имеется потенциальный риск предъявления претензий.

К примеру, Россия, наш основной торговый партнер, являясь с 2012 членом ВТО, уже принимает претензии от других участников Всемирной торговой организации. Так, ЕС обратился в орган по урегулированию споров  ВТО в связи с введением Россией так называемого утилизационного сбора на иностранные автомобили. После недавнего введения Россией таких же ставок для местных (стран Таможенного Союза)  автопроизводителей Казахстан также отреагировал требованием отменить этот сбор для казахстанских авто.   

Отдельно отметим, что приведенный пример о предъявлении претензий к России со стороны ЕС и реакция Казахстана наглядно показывают проблему функционирования ТС с кругом участников, которые пока не являются членами ВТО. И именно экономика Казахстана и Белоруссии могут пострадать из-за предъявления претензий к России, поскольку Москва должна выполнить свои обязательства перед ВТО, при этом, возможно, поставив под вопрос свои обязательства перед участниками ТС. 

Контроль за соответствием законодательства России принятым обязательствам в рамках ВТО, которые в рамках Таможенного Союза автоматически распространяются на Казахстан и Белоруссию, поставил вопрос о принятии мер по гармонизации законодательств трех стран ТС. С другой стороны, налицо дилемма Казахстана и Белоруссии перед необходимостью принятия мер, чтобы в будущем такие односторонние действия России не тормозили процесс вступления в ВТО партнеров Кремля. Ведь ответные действия Минска и Астаны в отношении России могут быть расценены как нарушение уже имеющихся договоренностей в рамках процесса вступления в эту международную организацию.  

В-третьих, Казахстан может быть вовлечен в качестве третьей стороны по спорам, которые потенциально могут затрагивать его интересы. В этой позиции Казахстану полезно сразу активно участвовать  в разрешении споров ВТО в качестве третьей стороны для формирования соответствующей практики.

Для Казахстана важно иметь экспертов в области права ВТО, которые будут рассматривать такие обращения, давать заключения об обоснованности претензий и, соответственно, целесообразности обращения в ВТО. Отдельно нужно проработать вопрос представления интересов Казахстана в органе по урегулированию споров ВТО.  Само собой, и для внутренней работы с казахстанским бизнес-сообществом, и для последующего представления интересов в ВТО встает вопрос подготовки соответствующих казахстанских специалистов.

Как для будущего члена организации, для Казахстана интерес также представляет наличие специалистов, которые потенциально могут быть членами третейских групп, рассматривающих споры в ВТО.  Секретариат ВТО ведет на основании предложений государств-членов индикативный список высококвалифицированных правительственных и неправительственных специалистов в области международной торговли.

Вступление в ВТО откроет новые перспективы и возможности для Казахстана. При этом будущее членство будет налагать широкий круг обязательств, за соблюдением которых будет следить как сама организация, государства-участники, так и иностранные хозяйствующие субъекты. Поэтому правовая защита казахстанских интересов в рамках всемирной организации будет играть первостепенную роль.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить