Как в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» бросили вызов времени

Заместитель генерального директора по логистике Специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота» Бахтияр Удербеков рассказал о внедрении в проект информационной логистической системы «НОМАД», которая позволит значительно увеличить внутренний и внешний транзит

Бахтияр Удербеков.
Бахтияр Удербеков.

Бахтияр, что на практике означает статус «логистическая» специальная экономическая зона и какие отличия от других СЭЗ в Казахстане вы могли бы отметить?

- Логистическая СЭЗ – это специальная экономическая зона, созданная на территории Казахстана и прилегающая к пункту пропуска через государственную границу. Пункт пропуска может быть предназначен для автомобильного транспорта или, как в нашем случае, пункт пропуска железнодорожного транспорта на станции «Алтынколь».

Первое отличие заключается в том, что товары, ввозимые на территорию логистической СЭЗ, будут проходить процедуру свободной таможенной зоны без таможенного декларирования. При этом у заинтересованного лица появляется возможность осуществить разгрузку и перегрузку товаров, а также заменить транспортное средство, доставившее товар, на другое транспортное средство без дополнительных затрат, связанных с таможенным декларированием.

Второе отличие в том, что для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны достаточно заключить с резидентом логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.

Расскажите об основных направлениях развития СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

- На сегодняшний день основным вектором развития СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» является увеличение транзита. Причем не только сквозного транзита через Казахстан, но и внутреннего, когда СЭЗ используется как логистический центр для таможенной очистки и дальнейшей доставки товаров по территории ЕАЭС. Считаем, что увеличение транзита окажет положительное влияние на динамику развития и потянет за собой остальные отрасли региона.

Какова роль информационных систем в развитии СЭЗ и логистики региона? Расскажите подробнее об информационных системах в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

- Благодаря консультациям одного из крупнейших мировых операторов - компании Dubai Port World (DP World) - мы сейчас создаем многофункциональную информационную платформу взаимодействия управляющей компании, государственных органов, резидентов и клиентов СЭЗ – платформа «НОМАД».

Хотел бы особо отметить, что мы не случайно остановили свой выбор на консалтинге со стороны компании DP World. На сегодняшний день компания владеет 77 терминалами в 40 странах мира.

DP World находится под управлением крупнейшего мирового инвестора и девелопера компании Dubai World, принадлежащей правительству ОАЭ.

Основная функция «НОМАД» заключается в обеспечении связи между всеми заинтересованными лицами, а также автоматизировании ежедневных бизнес-процессов в СЭЗ. Фактически мы хотим создать электронное отражение СЭЗ. В этой платформе смогут работать и взаимодействовать все участники логистического процесса. Сегодня в Казахстане нет такой общей платформы, существуют лишь разрозненные небольшие системы.

Это первая попытка покрыть информационными технологиями процессы, связанные с трансграничным перемещением товаров, транспортных средств, с транзитом.

Перед нами стоит задача развить транзитный потенциал нашей страны. Помимо имеющегося в Казахстане физического коридора для транзита, успешное развитие логистики требует информационного обеспечения и инфраструктуры. Сегодня это необходимость, без наличия которой не будет эффективного развития. Без такой информационной системы Казахстан – темное пятно на карте.

Мы сейчас в восточных воротах нашего транзитного коридора создаем момент появления информации, причем начали с китайского порта Ляньюньган. По пути следования информация будет добавляться и превращаться в готовую базу данных по конкретной перевозке. Далее эта информация будет доступна для всех остальных точек, куда бы товар не последовал – внутри Казахстана, СНГ, Китая или Европы.

Мы хотим предоставить доступ к информации всем участникам этого транзита, чтобы не было дублирования информации и прочих неудобств, включая получение всех разрешительных документов от государственных органов и вплоть до бронирования отеля, вызова такси и т.д.

Также внедрение аналогичных систем позволяет перейти от конкуренции между видами транспорта к их активному взаимодействию на платформе мультимодальности. Таким образом, можно будет запланировать перемещение груза, используя все транспортные возможности. К примеру, на каком-то промежутке территории можно будет использовать автомобильный транспорт, на другом - железнодорожный, причем без долгих ожиданий.

Перед нами ставят задачи, которые ранее не ставили ни перед кем. Только автомобильного транспорта мы должны обрабатывать до 200 единиц в сутки, а без автоматизированного процесса это невозможно.

Что «НОМАД» даст в перспективе?

- «НОМАД» начинает считывать информацию при въезде транспорта, затем собирает всю информацию по пути следования и на выходе выдает электронный журнал для таможни с данными по габаритам, радиационному контролю и т.д.

В перспективе мы планируем интегрироваться в мировую систему портов. Это необходимо для обеспечения безопасной цепи поставок и решения проблем простоя транспорта на границах путем активного внедрения технологий «GreenCustom - Зеленая таможня», основанных на электронном документообороте.

Также «НОМАД» очень много даст в направлении борьбы с коррупцией, так как все будет прозрачно для всех участников процесса.

Хотел бы заметить, что введение в Казахстане такой информационной системы, это к сожалению, не ноу-хау, сегодня это острая необходимость и минимальное требование, без которого полноценная логистика невозможна. Наличие такой системы позволяет владельцам перевозимых товаров снижать свои страховые выплаты. Если вы видите свой товар в любой точке следования, если вы знаете, что весь процесс прозрачен – значит, и риски минимальны, что, в свою очередь, снижает стоимость страхования груза.

Кто будет работать на объектах СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»? Насколько остро стоит проблема кадров в регионе, на ваш взгляд?

- Проблема с кадровыми ресурсами стоит достаточно остро не только в Алматинской области, но и в целом по стране. Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в Панфиловском районе Алматинской области есть большая перспектива карьерного роста для молодых специалистов.

К примеру, наряду с СЭЗ в данном регионе действует «сухой порт», которому пророчат будущее «нового Дубая», железнодорожная станция «Алтынколь», а также международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», который часто путают с проектом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Благодаря близости города Алматы проблема с кадровыми ресурсами, конечно же, может быть решена в достаточно короткие сроки.

Наличие в Алматы профильных учебных заведений, таких как КазАТК, КУПС, Нархоз и других, готовящих специалистов в области логистики, транспорта, складского хозяйства должно помочь решить вопрос кадрового голода.

Также совместно с партнерами из DP World ведется постоянная работа по повышению квалификации сотрудников управляющей компании СЭЗ.

На сегодняшний день активно ведётся работа по открытию на территории СЭЗ филиала КазАТК. Мы конечно же ставим перед собой задачу чтобы средняя зарплата в нашем регионе превышала среднюю зарплату по стране в данной отрасли хотя бы на 50%, что позволит привлечь наиболее квалифицированные кадры.

Какая работа со стороны СЭЗ ведется по снижению коррупционных рисков и минимизации ущерба в случае их наступления?

- К сожалению, в нашем обществе все еще продолжает бытовать мнение, что борьба с коррупцией — это дело государственных органов, притом, что в мировом сообществе считается, что это долг каждого гражданина.

Мы же стремимся культивировать нетерпение к коррупции как внутри компании, так и вне. На сегодняшний день перед нами стоит необходимость соответствия определенным требованиям иностранных инвесторов, в том числе и в вопросе борьбы с коррупцией.

Сейчас мы работаем над получением международного сертификата соответствия и антикоррупционного стандарта. Крупные международные инвесторы просто не будут инвестировать в компанию, не имеющую этих стандартов. То есть для нас это является неизбежной необходимостью.

Международные инвесторы требуют внедрения конкретных методик в компании. Чтобы каждый сотрудник знал, как реагировать при возникновении коррупционных рисков. Это длительный процесс – он затрагивает всю деятельность компании, начиная с документации и заканчивая поощрением и наказанием сотрудников.

Наше казахстанское законодательство, как правило, работает постфактум, то есть наказанием после совершенного коррупционного действия, а европейское старается не допустить этого правонарушения. Они борются не только у себя с коррупцией, но еще и заставляют иностранные компании соответствовать их стандартам в этом вопросе. И штрафы за проявления коррупции и за сотрудничество с сомнительными партнерами в Европе очень серьезные, поэтому наши инвесторы и предъявляют такие требования к нам.

Для снижения коррупционных рисков ведется работа по внедрению информационной системы «НОМАД» для оказания услуг участникам СЭЗ в режиме онлайн и по принципу одного окна, для снижения влияния человеческого фактора и снижения рисков коррупционных проявлений. Участник может контактировать только с управляющей компанией и без взаимодействия с государственными органами.

Какие шаги предпринимаются в направлении развития электронной торговли со стороны СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»?

- Всем известно, что электронная торговля - это тренд современной торговли. Объем электронной торговли неуклонно растет, и было бы крайне опрометчиво не учитывать этот фактор.

Управляющая компания, конечно же, делает все для того, чтобы участники СЭЗ также участвовали в этом процессе.

В планах - открытие на территории СЭЗ места международного почтового обмена. Совместно с "КТЖ Экспресс" прорабатывается проект обработки экспресс грузов.

Близость крупнейшего мегаполиса страны - Алматы (300 км) и удобный путь доставки по новой трассе Западная Европа –Западный Китай может быть с пользой использовано интернет площадками для организации доставки товара конечному пользователю.

В завершение расскажите о планах компании на следующий год.

- В первую очередь, это внедрение нашего аппаратно-программного решения «НОМАД». В конце первого квартала 2017 года планируется введение информационной системы в промышленную эксплуатацию. Сейчас мы заканчиваем функциональное тестирование и переходим к нагрузочному тестированию. Создавали ее более 100 человек.

Разработчиками платформы «НОМАД» является консорциум из сильнейших отечественных компаний, консультантами, как я говорил ранее, выступали DP World. Они объяснили, какая должна быть система, какие тенденции в развитии этих систем есть, к чему надо стремится. Целью стало получение единой платформы взаимодействия всех участников логистики.

Мы планируем увеличение числа инвесторов. На сегодняшний день мы продолжаем работу с двумя китайскими провинциями, с несколькими европейскими инвесторами и российскими компаниями.

Планируется, что на выходе участники будут работать по принципу «одного окна», используя единую информационную логистическую систему «НОМАД».

И еще один немаловажный момент. С помощью нашей системы международные перевозчики и производители смогут познакомиться с казахстанскими компаниями и выбрать их в качестве партнеров по логистике.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

5711
просмотров