Золотая середина «Коммеск-Өмiр»

8607

Как компания справляется со штормом на страховом рынке и куда движется

Олег Ханин
Олег Ханин

Рейтинговый стимул

В середине апреля международное агентство A.M. Best повысило рейтинги казахстанской страховой компании «Коммеск-Өмір»: рейтинг финансовой устойчивости с C++ до B- и долгосрочный кредитный рейтинг эмитента с “b+” до “bb-”. Прогноз рейтингов - «стабильный».

В рейтингах были отражены: сильная балансовая составляющая компании, а также её умеренные операционные показатели, профиль бизнеса и средний уровень системы управление рисками, присущий страховому рынку Казахстана в целом.

Бизнес-профиль компании отражает её положение на рынке. Чрезмерный уровень конкуренции и низкий уровень проникновения страхования ограничивают возможности страховщиков в части диверсификации страхового портфеля, результатом чего является высокая доля обязательных классов страхования в объёме чистых страховых премий.

Уровень управления рисками в компании A.M. Best характеризует как хороший для казахстанского рынка, однако в целом агентство отмечает, что системы управления рисками на казахстанском рынке носят регуляторный характер и пока отстают от международной практики.  Впрочем, это проблема не компании, а всего рынка.

Стабильный прогноз рейтингов отражает среднесрочные перспективы компании. A.M. Best ожидает, что уровень капитализации останется на высоком уровне, улучшение операционных показателей и развитие бизнес-профиля окажет положительное влияние с учётом умеренных экономических рисков Казахстана.

- Рейтинг нам повысили впервые за четыре года работы с A.M. Best, - прокомментировал председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмiр» Олег Ханин. - По рейтинговой оценке мы входим в топ-5 страховых компаний страны, осуществляющих свою деятельность в сфере общего страхования. Мы считаем это хорошим знаком, учитывая, что сейчас ситуация на рынке не очень позитивная. Не скрою, коллектив компании ликует, получив такую внешнюю оценку наших трудов.

Рейтинговое агентство заметило сильные позиции «Коммеск-Өмiр» в части активов, балансовых показателей; констатировало высокий уровень капитализации и хорошую перестраховочную защиту в панели перестраховщиков – перестраховочных компаний с высоким рейтингом. Также было отмечено, что за последние пять лет компания показала неплохую прибыль, сформированную, правда, в основном за счет инвестиционной деятельности.

- Рейтинговому агентству хотелось бы, чтобы было больше андреррайтингового, то есть страхового дохода. Но тут надо учитывать издержки, присущие всем компаниям розничного и корпоративного сегмента, у которых высокий уровень расходов идёт на каналы дистрибуции, то есть на агентскую сеть и точки продаж, - заявил Олег Ханин. – Также в A.M. Best отметили, что у нас присутствуют и кредитные риски. Больше всего они связаны с нашим инвестиционным портфелем, но не по причине того, что мы инвестируем в плохие бумаги, а потому что такие бумаги на нашем рынке – других, высокорейтинговых, у нас на рынке просто нет. Поэтому мы ограничены в наших инвестиционных возможностях и вынуждены вкладывать в бумаги казахстанских эмитентов либо депозиты банков второго уровня.

На «хорошо» и «отлично»

На сегодня активы «Коммеск-Өмiр» превышают 17 млрд тенге, страховые резервы – 7,4 млрд тенге, собственный капитал – 7,9 млрд тенге. Компания занимает 15 место по активам среди всех 32 страховых компаний Казахстана. В компании себя чувствуют очень комфортно в этой «золотой середине».

- Я хотел бы отметить работу нашей команды, которая была проделана особенно за последние три года в части развития компании, укрепления её позиций, - не без гордости сообщил собеседник. - Мы планомерно растём, наши финансовые показатели значительно превышают требования Национального банка, мы занимаем лидирующие позиции по некоторым массовым видам страхования. Гордимся нашими сервисом и выплатами. Так, 95% выплат по обязательному автострахованию мы проводим в течение четырёх дней после получения всех документов, а по добровольным видам 99% выплат проводим за пять рабочих дней. При этом многие наши клиенты при сдаче документов в первой половине дня уже во второй половине получают выплату.

В страховой компании регулярно изучают удовлетворенность клиентов сервисом. Сегодня порядка 92% опрошенных оценивают работу «Коммеск-Өмiр» на «хорошо» и «отлично». Также клиенты в целом отмечают, что удовлетворены размерами выплат по страховке. Вот почему коэффициент пролонгации договоров в компании составляет более 70%.

Что любопытно, рейтинг компании был выставлен с учётом сделки с СК «Салем». Напомним, 15 января 2018 страховые компании заключили договор, согласно которому «Коммеск-Өмiр» была передана часть страхового портфеля «Салем».

- Мы приняли обязательства по четырём обязательным видам страхования. В соответствии с нашей политикой открытости мы уведомили об этом общественность и передали информацию в рейтинговое агентство. Оно оценило влияние этой сделки на наши балансовые показатели, капитал, финансовую силу. После чего в агентстве заявили, что не видят никаких негативных последствий для нас, - рассказал Олег Ханин. - Сейчас мы активно обслуживаем клиентов «Салем», более 300 млн тенге им уже было выплачено по страховкам. Им нет смысла беспокоиться о том, что портфель перешёл к нам, по той простой причине, что не нужно перезаключать договоры и мы все обязательства выполняем.

Отвечая на вопрос, была ли сделка с «Салем» коммерчески успешной, глава «Коммеск-Өмiр» сообщил: пока рано об этом говорить, однако страховщики не ожидают большого финансового результата. Эта сделка была скорее вопросом сохранения репутации всего страхового рынка, поскольку речь шла об интересах большого количества клиентов – в компанию было передано более 160 тыс. договоров, и этим клиентам важно было показать стабильность страховой системы страны.

Продуктовое разнообразие

Сегодня «Коммеск-Өмiр» сфокусирована на разработке новых продуктов и укрепляет свои позиции в корпоративном секторе. По этим направлениям в компании создан большой пул профессиональных менеджеров по страховым продуктам. Усилия принесли свои плоды: в корпоративном сегменте компания выросла в четыре раза за последние три года.

Что касается новых продуктов, в компании постарались подобрать для клиентов наиболее актуальные и выгодные. Например, на рынок выводится новый дополнительный продукт к полису обязательного автострахования - «Амортизация». Он позволит клиентам компании после страхового случая приобрести новые автозапчасти на повреждённый автомобиль (по полису ОСГПО ВТС выплаты производятся с учётом амортизации).

Ещё один продукт - «Бест Докторс» - позволяет застраховаться на случай критических заболеваний, которые требуют дорогостоящего лечения, в том числе за границей. В первую очередь речь идёт об онкологии и трансплантации органов, в том числе пересадке костного мозга.

- Годовой лимит выплат по этой страховке составляет 1 млн евро, - рассказал Олег Ханин. Если происходит страховой случай, мы можем связать клиента с ведущими клиниками за рубежом, и он может выбрать любую из них. Компания оплатит все необходимые процедуры, лекарственное обеспечение, пребывание пациента и сопровождающего лица за границей. Этот продукт пользуется спросом, в том числе в корпоративном секторе.

После страшного пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» в «Коммеск-Өмiр» стали обращаться торговые центры, арендаторы ТРЦ, устроители различных мероприятий, чтобы застраховать свою ответственность. У компании тоже есть продукты, удовлетворяющие такой спрос. А недавно у страховщиков был кейс: обрушилась парковка одного из ТРЦ, и бизнесу возместили убытки.

В условиях шторма

Обязательные виды страхования традиционно остаются, мягко говоря, не слишком доходными. Та же обязательная автогражданка – глубоко убыточная, в том числе из-за солидных расходов на поддержание розничной сети. И это не только в компании, но и в целом по рынку. Или взять, например, добровольное медстрахование. По словам Олега Ханина, клиники регулярно повышают цены, стоимость медуслуг возрастает, и это сказывается на бизнесе страховщиков, которые вынуждены реагировать на повышение цен. Хотя в целом добровольные виды страхования считаются более доходными. Впрочем, тут год на год не приходится, поэтому многие страховые компании одно время набирают страховые резервы, а в другой период - делают приличные выплаты.

Словом, страховой рынок Казахстана штормит. Но в «Коммеск-Өмiр» смотрят в будущее с оптимизмом.

- В бизнесе мы придерживаемся здорового консерватизма. Поэтому в этом году будем отмечать 27-летие компании, - отмечает Олег Ханин. - У нас сложился слаженный коллектив, люди, которые понимают то, что делают. Мы строго подходим к рискам, не гонимся за сиюминутной выгодой, имеем существенный портфель. Мы понимаем, что не нужно пытаться сейчас сиюминутно заработать, чтобы завтра остаться ни с чем. Я сам работаю здесь 20 лет и вижу: компания держится за людей, а люди — за компанию.

Собеседник прогнозирует, что в 2018 рынок должен, наконец, расти после неблагоприятного 2017-го, который стал «годом переосмысления». В ушедшем году страхование не было первоочередной задачей ни для частников, ни для бизнеса, потому страховщики фиксировали общее падение спроса. А в 2018 в «Коммеск-Өмiр» отмечают пусть и небольшой, но прирост. Да и государство поддерживает экономику программами развития, взять ту же ипотечную программу «7-2—25», которая придаст больший стимул к росту, в том числе на страховом рынке.

- Смотрю, казахстанцы уже покупают новую 70-ю модель Toyota Camry, и это замечательно, - улыбается Олег Ханин.

Большие надежды глава компании возлагает и на грядущее внедрение онлайн-страхования, когда страховой договор можно будет заключить на сайте компании и получить полис по электронной почте.

- Онлайн может стать локомотивом для страхования нового поколения потребителей, которые активно пользуются интернетом. И это может значительно снизить расходы компании. Мы активно готовимся к этому: с внедрением онлайн-страхования будет запущена новая версия нашего сайта, появится личный кабинет для клиентов. Словом, мы, как всегда, будем во всеоружии, - заключил Олег Ханин.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить